Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

  * межрегиональное общественное  объединение осуществляет свою  деятельность на территории менее  половины субъектов РФ и имеет  там свои структурные подразделения; 

  * региональное общественное  объединение осуществляет свою  деятельность в пределах территории  одного субъекта РФ;

  * местное общественное  объединение осуществляет свою  деятельность в пределах территории  органа местного самоуправления.

  Международное общественное  объединение - это образованное  в РФ общественное объединение,  в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

  Законодательство отдельно  выделяет политические общественные  объединения, для которых установлен  особый правовой режим. 

  Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

  Принадлежность общественного  объединения к политическим общественным  объединениям должна быть оговорена  в его уставе. Политические общественные  объединения подлежат обязательной  государственной регистрации. Законодательство  устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое  общественное объединение. 

  Политические общественные  объединения могут образовываться  в форме общественной организации  или общественного движения.

  Приостановление деятельности  общественного объединения. Деятельность  общественного объединения может  быть приостановлена в случае  нарушения законодательства РФ  по решению суда. Это делается  по заявлению органа, регистрирующего  общественное объединение, или  прокурора соответствующего уровня. Срок приостановления деятельности  объединения устанавливается судом.  На этот период приостанавливаются  права общественного объединения  как учредителя средств массовой  информации, ему запрещается организовывать  собрания, митинги, демонстрации, другие  мероприятия, принимать участие  в выборах и совершать некоторые  иные действия, оговоренные законодательством.  Если в течение оговоренного  судом срока нарушения устраняются,  то объединение возобновляет  свою деятельность. В противном случае органа, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

  Ликвидация общественного  объединения. Ликвидация общественного  объединения может наступить  в следующих случаях: 

  * по решению общественного  объединения (самоликвидация);

  * по решению суда (в  случае нарушения законодательства  в порядке и по основаниям, предусмотренным законом).

  Ликвидация общественного  объединения по решению суда  означает запрет на его деятельность  независимо от факта его государственной  регистрации. 

  Решение суда о  приостановлении деятельности или  ликвидации общественного объединения  может быть обжаловано.

  Взаимодействие государства  и общественных объединений выражается  в том, что государство обеспечивает  реализацию права граждан на  объединение, обеспечивает соблюдение  прав и законных интересов  общественных объединений, поддерживает  и, с другой стороны, контролирует  их деятельность.

  Защита прав и законных  интересов объединений выражается  в том, что они могут обращаться  в суд, прокуратуру, иные органы  в случае возникновения препятствий  для их деятельности, для обжалования  решений государственных органов  и иных субъектов и т. д. 

  Поддержка государства  выражается в том, что государство  оказывает содействие общественным  объединениям, например, предоставляет  помещения, выделяет льготы (налоговые), ссуды и др.

  При этом государство  контролирует общественные объединения  на предмет соблюдения ими  законодательства.

  Государство и общественные  объединения не вмешиваются в  деятельность друг друга. Государство  не может быть членом или  учредителем общественного объединения. 

  Государство испытывает  воздействие со стороны общественных  объединений, ибо последние участвуют  в формировании государственных  органов (политические общественные  объединения), могут влиять на  назначение лиц на государственные  должности, участвовать в правотворчестве,  предлагая те или иные законопроекты,  имеют возможность влиять на  принятие решений органами государства  (в том числе и путем формирования  общественного мнения). Таким образом,  общественные объединения участвуют  в политической деятельности.

 

 

  1. Государство: понятие, сущность, признаки.

Государство - это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

  1. Разделение властей (каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону);
  2. Верховенство закона (государство и личность в своих действиях прежде всего должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушать закон);
  3. Строгое соблюдение прав и свобод человека (прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права -- невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство);
  4. Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового  государства:

• Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования  в системе государственных институтов;

• Наличие развитого гражданского общества;

• Создание антимонополистических  механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном  звене или институте;

• Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

• Формирование обществом  на основе норм избирательного права  законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

• Соответствие внутреннего  законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

• Правовая защищенность всех субъектов социального общения  от произвольных решениях кого бы то ни было;

• Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

• Соответствие законов  праву и правовая организация  системы государственной власти;

• Единство прав и обязанностей граждан.

 

  1. Гражданское общество: понятие и структура.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к традициям, законам, нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1. Негосударственные социально-экономические  отношения и институты (собственность,  труд, предпринимательство);

2. Совокупность независимых  от государства производителей (частные  фирмы и т.п.);

3. Общественные отношения  и организации;

4. Политические партии  и движения;

5. Сфера воспитания и  негосударственного образования;

6. Система негосударственных  средств массовой информации;

7. Семья;

8. Церковь и т.п.

Признаки  гражданского общества:

  1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  2. самоуправляемость;
  3. конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  4. свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  5. реальное осуществление права человека на информацию;
  6. жизнедеятельность базируется на принципе координации( в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации) ;
  7. многоукладность экономики;
  8. легитимность и демократический характер государственной власти;
  9. правовое государство;
  10. сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

  • равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
  • гарантированная юридическая  защита  прав  и  свобод  граждан  на  основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;
  • экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого  иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
  • гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства  и   партий   общественные   объединения   по   интересам   и профессиональным признакам;
  • свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • создание необходимых материальных и прочих условий  для  развития  науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных  перед законом членов общества;
  • свобода создания и деятельности средств  массовой  информации  вне  рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
  • существование механизма, стабилизирующего отношения между государством  и гражданским обществом (механизм консенсуса), и  обеспечение  безопасности функционирования последнего  со  стороны  государственных  органов.  Этот механизм, формальный или  неформальный,  включает  законодательные  акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство  соединены друг с другом целым  рядом структурных связей, поскольку  государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные  отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая  в  данный  момент  политическая  партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в  своей  деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество  неразрывно  связаны друг с другом, составляют  две  части  единого  общественного  организма

1. Понятие «гражданское общество» и  «государство»  характеризуют различные,   но   внутренне   взаимосвязанные,   взаимополагающие    стороны (элементы) глобального общества,  общества  как единого организма.  Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь  в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной  степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского  общества и государства,  являющихся  составными частями глобального   целого,  естественно  закономерный  процесс, характеризующий прогресс  социально-экономической и духовной  сфер,  с  одной стороны, и  политической сферы жизни —  с другой.

3. Гражданское общество  — первооснова  политической  системы,  им обусловливается  и определяется государство. В  свою очередь, государство   как институт — эта система  учреждений и норм,  обеспечивающих  условия  бытия  и функционирования  гражданского общества.

4. Гражданское общество  не есть некая совокупность  автономных индивидов, законом   жизни  которых  является  анархия.  Это  форма  общности  людей,  совокупность  ассоциаций  и   других   организаций,   обеспечивающих совместную  материальную  и  духовную  жизнь  граждан,   удовлетворение   их потребностей   и   интересов.   Государство   есть   официальное   выражение  гражданского общества, его политическое  бытие. Гражданское общество —   сфера проявления и реализации  индивидуальных, групповых,  региональных  интересов. Государство же —  сфера  выражения  и  защиты  общих  интересов.  Потребности  гражданского общества, неизбежно  проходят через волю  государства,  чтобы  в форме законов получить  всеобщее значение. Государственная  воля  определяется потребностями  и интересами гражданского общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"