Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)
  1. Акты применения права: понятие, виды, структура.

Правоприменительный акт-это  один из видов правовых актов, официальный  документ, изданный компетентным органом  по какому-либо делу в отношении  конкретного субъекта на основе соответствующей  правовой нормы.

 Назначение актов применения  права призвано применять юридических  нормы к лицам, но не создавать  новые нормы, и не изменять  или дополнять старые, это не  их функции. 

 Особенности: 

    • Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
    • Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
    • Направлены на реализацию требований юридических норм.
    • Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

 Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

 Классификация актов  применения права: 

 По субъектам принятия: 1. Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2. Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3. Акты судебных органов - приговор суда. 4. Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5. Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

 По характеру воздействия  правоприменительного акта на  правоотношения: 1. Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2. Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

 По значению в правоприменительном  процессе: 1. Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2. Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

 По порядку принятия:

1) Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

2) Единоначальные акты - распоряжение мэра.

 По форме изложения: 

1) Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

2) Письменные - приговор суда.

3) Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

 В некоторых случаях  используются смешанные формы  выражения правоприменительных  актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем  оглашаются).

 Коллизии и пробелы  в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:

- если противоречат друг  другу акты одного органа, но  изданные в разное время, то  применяется последний. 

- если коллизионные акты  изданы одновременно, но разными  органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой

-если расходятся общефедеральный  акт и акт субъекта Федерации,  то принимают первый (ст. 76 Конституции) 

-если противоречия между  федеральным актом и актом  субъекта, изданным в пределах  его компетенции, то приоритет  у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)

-если обнаружен пробел  в праве, то решается вопрос  о применении правовой аналогии (аналогия права, закона)

  1. Гарантии прав человека и гражданина: понятие и виды.

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении  его прав и свобод.

 Предметом изучения  конституционного права являются  юридические гарантии, то есть  гарантии, закрепленные в правовых  нормах.

 Наиболее общей гарантией  прав и свобод выступает сформулированное  в Конституции положение о  государственной защите прав  и свобод, которая не исключает  право граждан самостоятельно  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными  законом.

 Центральное место  в системе юридических гарантий  занимает право на судебную  защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует  каждому судебную защиту его  прав и свобод. Объектом обжалования  в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц.

 Конституция предоставляет  каждому право обращаться за  защитой в межгосударственные  органы по защите прав и  свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

 В Конституции РФ  содержатся так называемые гарантии  осуществления правосудия, направленные  на исключение произвола в  судебном разбирательстве. К ним,  в частности, относятся гарантии  подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного  осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

 К числу институтов, гарантирующих права и свободы,  относится получивший широкое  распространение институт парламентского  Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

 Конституция РФ 1993 года  впервые предусмотрела введение  в России должности Уполномоченного  по правам человека. Его правовое  положение определяется Федеральным  конституционным законом от 26 февраля  1997 г. «Об Уполномоченном по  правам человека в Российской  Федерации» *.

 Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты  прав и свобод граждан, их  соблюдения и уважения государственными  органами, органами местного самоуправления  и должностными лицами.

 Основные функции Уполномоченного  сводятся к содействию восстановлению  нарушенных прав, совершенствованию  законодательства РФ о правах  человека и гражданина и приведению  его в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного  права, развитию международного  сотрудничества в области прав  человека, правовому просвещению  по вопросам прав и свобод  человека, форм и методов их  защиты.

 Лицо, назначаемое на  должность Уполномоченного по  правам человека, должно отвечать  определенным требованиям: быть  гражданином России, в возрасте  не моложе 35 лет, иметь познания  в области прав и свобод  человека и гражданина, опыт их  защиты. Уполномоченный назначается  на должность (сроком на пять  лет) Государственной Думой большинством  голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы тайным  голосованием. При вступлении в  должность Уполномоченный приносит  присягу.

 Уполномоченный по  правам человека рассматривает  жалобы граждан России и находящихся  в Российской Федерации иностранных  граждан, лиц без гражданства  на решения или действия (бездействие)  государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

 По результатам рассмотрения  жалобы Уполномоченный по правам  человека вправе:

1 ) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;

2) обратиться в компетентные  государственные органы с ходатайством  о возбуждении дисциплинарного  или административного производства  либо уголовного дела в отношении  должностного лица, в решениях  или действиях (бездействии) которого  усматриваются нарушения прав  и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд  или прокуратуру с ходатайством  о проверке вступившего в законную  силу решения, приговора суда, определения или постановления  суда;

4) изложить свои доводы  должностному лицу, которое вправе  вносить протесты;

5) обращаться в Конституционный  Суд РФ с жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан законом, примененным  или подлежащим применению в  конкретном деле.

 По результатам изучения  и анализа информации о нарушении  прав и свобод граждан, обобщения  итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный  по правам человека вправе:

1) направлять государственным  органам, органам местного самоуправления  и должностным лицам свои замечания  и предложения общего характера,  относящиеся к обеспечению прав  и свобод граждан, совершенствованию  административных процедур;

2) обратиться к субъектам  права законодательной инициативы  с предложениями об изменении  и о дополнении действующего  законодательства либо о восполнении  пробелов в законодательстве.

 В случае грубого  или массового нарушения прав  и свобод граждан Уполномоченный  вправе выступить с докладом  на очередном заседании Государственной  Думы.

 Ежегодно Уполномоченный  направляет доклад о своей  деятельности Президенту РФ, Федеральному  Собранию РФ, Правительству РФ, высшим  органам судебной власти РФ, Генеральному  прокурору. Ежегодные доклады  Уполномоченного подлежат обязательному  официальному опубликованию в  «Российской газете».

  1. Законные интересы: понятие, структура, виды

Законный интерес  это  отраженное в объективном праве  либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное  государством простое юридическое  дозволение, выражающееся в стремлениях  субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых  случаях обращаться за защитой к  компетентным органам - в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.

 Структура законного  интереса включают в себя два  элемента:

1) стремление субъекта  пользоваться конкретным социальным  благом;

2) обращаться в некоторых  случаях за защитой к компетентным  органам. 

 Отличительные особенности  законных интересов: 

- в законных интересах  опосредствуются стремления, которые  право не успело "перевести"  в субъективные права в связи  с быстро развивающимися общественными  отношениями и которые нельзя  типизировать в связи с их  индивидуальностью, редкостью, случайностью;

- в них отражаются  менее значимые и существенные  по сравнению с субъективными  правами потребности; 

- в большинстве своем  формально они в законодательстве  не закреплены, не имеют четкой  системы, менее конкретны, определенны; 

- в законных интересах  опосредствуются те запросы, которые  нельзя еще обеспечить материально  в той же мере, как субъективные  права; 

- они менее гарантированны, чем субъективные права.

 По субъектам различают  законные интересы граждан, государственных,  общественных, коммерческих и иных  организаций. 

 В зависимости от  отраслевой принадлежности законные  интересы могут быть материально-правовыми  - конституционными (интерес в улучшении  системы здравоохранения), гражданскими (интерес автора в высоком гонораре  за опубликованную книгу) и  т.д. и процессуально-правовыми  - уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными  (интерес истца в назначении  судом повторной экспертизы).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"