Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

5. Чем больше развито   гражданское  общество  в   смысле  прогресса самодеятельности  его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать  и защищать  индивидуальные и групповые интересы  людей, тем больший простор   для развития  демократичности   государства.  Вместе  с  тем,  чем  демократичнее политический  строй, тем шире возможности  для развития гражданского  общества  до наивысшей  формы  объединения   людей  и  их  свободной   индивидуальной  и коллективной  жизнедеятельности. 

Гражданское общество на современном  уровне человеческой цивилизации  —  это   общество   с   развитыми   экономическими,   культурными,   правовыми, политическими отношениями  между  индивидами,  группами  и  сообществами,  не опосредованными  государством.

 

  1. Гражданство как особое правовое явление. Закрепление в Конституции РФ

Конституция РФ, Ст. 6

       1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

       2. Каждый гражданин Российской  Федерации обладает на ее территории  всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

       3. Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен своего  гражданства или права изменить  его. 

        В  статье закреплены основы гражданства  Российской Федерации. Гражданство  — это устойчивая правовая  связь человека с государством, выражающаяся в совокупности  их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности — объем и содержание прав, свобод, обязанностей.

       Действующая  Конституция закрепляет порядок,  согласно которому гражданство  Российской Федерации приобретается  и прекращается в соответствии  с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993г. и 6 февраля 1995г (Вопросам приобретения гражданства было посвящено постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996г. по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» (РГ, 1996, 28 мая)).

       Российское  гражданство является единым  и равным независимо от оснований  приобретения. Это означает, что  граждане пользуются равными  правами независимо от того, имеют  ли они гражданство по рождению  или приобрели его по иным  основаниям, и что граждане Российской  Федерации не могут быть разделены  на какие-то группы или разряды,  порождающие различные права  и обязанности. 

       В Законе  «О гражданстве» подробно рассмотрены  основания приобретения российского  гражданства. Установлено, что  гражданство Российской Федерации  может, в частности, приобретаться  в результате его признания  по рождению, в порядке его  регистрации; в результате приема  в гражданство; в результате  восстановления в гражданстве  Российской Федерации; путем выбора  гражданства (оптации) при изменении  государственной принадлежности  территории и по некоторым  иным основаниям, предусмотренным  Законом. 

       Надо  отметить, что принадлежность лица  к гражданству того или иного  государства имеет существенное  значение, поскольку гражданин обладает  в своем государстве правами,  свободами и обязанностями в  полном объеме, а государство  защищает своего гражданина, где  бы он ни находился. 

       В п.2 ст.6 Конституции подчеркивается, что  каждый гражданин обладает на  ее территории всеми правами  и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести другие обязанности.

       Одной  из важных гарантий использования  гражданином Российской Федерации  своих прав и свобод является  закрепление в статье (ч.3) положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

       Законом  о гражданстве предоставляется  возможность добровольного прекращения  состояния гражданства лицом  в результате выхода из гражданства  или выбора гражданства другой  страны. И только в одном случае  прекращение российского гражданства  допускается без волеизъявления  лица: это решение государства  об отмене приема в гражданство  в случае предоставления им  ложных сведений и документов.

  1. Законность и правопорядок: понятие и соотношение.

Законность – это режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения требований законодательства всеми субъектами права.

К основным принципам законности относятся:

а) Единство – одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной  законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей.

б) Всеобщность – соблюдение конституции, законов, подзаконных  актов всеми субъектами права  – государственными органами, должностными лицами и гражданами.

в) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности –  целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и  защиту важнейших правовых институтов и принципов и, в силу этого, целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с  тем, целесообразность, являясь важнейшим  фактором инициирующего характера, не может противопоставляться законности. Утрата законом актуальности не означает возникновения возможности его  несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

Гарантии законности –  это механизмы, при помощи которых  обеспечивается высокая эффективность  законности как политико-правового  режима защиты прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии – объективные  условия существования общества.

К общим гарантиям относятся:

– Экономические (материальные) гарантии.

– Социальные гарантии.

– Политические гарантии

-  Юридические

К юридическим гарантиям  относятся:

– Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди  которых обладает «Основной закон» – Конституция;

– Предоставление всем без  исключения членам сообщества права  обеспечения режима законности правомерными средствами и методами;

– Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности;

– Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;

– Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности;

– Международные гарантии законности.

Правопорядок

Правопорядок – это  составная часть общественного  порядка, это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, это итог воплощения законности в  реальные общественные отношения.

Правопорядок не должное  или возможное, а фактическое  состояние урегулированных правом отношений. К принципам правопорядка можно отнести:

– Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых  и обеспечивает определенность общественных отношений.

– Системность. Это система  отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических  отношений и обеспечивается силой  единой государственной власти.

– Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

– Устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки  дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными  органами.

– Единство. Правопорядок основан  на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством  государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.

– Укрепление законности и  правопорядка – одна из главных  задач, стоящих перед органами внутренних дел. Основными формами их деятельности являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и  применение к ним мер государственного принуждения.

– Убеждение – как  метод укрепления законности и правопорядка состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.

– Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости  исполнения его требований, умения защищать свои права и свободы  законными средствами и т.д.

– Профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможности правонарушений путем  тщательного изучения причин и условий, способствующих их совершению.

– Применение мер государственного принуждения – состоит в использовании  органами внутренних дел государственно-властных полномочий в отношении лиц, совершивших  правонарушения.

 

  1. Классификация и особенности источников российского права.

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность  ознакомления с этими нормами  самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с  помощью которых государственная  воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

 

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

правовой обычай;

нормативный правовой акт;

юридический прецедент;

договор нормативного содержания;

юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай

 

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в  течение длительного времени  и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

 

Это исторически первая форма  права.

 

Данному юридическому источнику  присущ ряд следующих специфических  черт, отличающих ею от других источников:

Продолжительность существования

 

Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с  момента его возникновения, чтобы  обычай приобрел силу. В древних  текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в  результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку общество — система  динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к  окружающей действительности;

Устный характер

 

Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит  в том, что он сохраняется в  сознании народа, передается из поколения  в поколение в устной форме;

Формальная определенность

 

Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более  или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой  он применяется, круг лиц, на которых  обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;

Локальный характер

 

Как правило, обычай действует  в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей  или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное  право входит в структуру индусского сакрального права);

Санкционированность государством

 

Для того чтобы обычай реально  применялся в обществе, необходимо признание его юридической силы государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками  права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения  их в систему формально-юридических  источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в  сфере публичных и частных  международных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"