Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка
Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
5. Чем больше развито
гражданское общество в
смысле прогресса самодеятельности
его членов, многообразия ассоциаций,
призванных выражать и защищать
индивидуальные и групповые
Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
Конституция РФ, Ст. 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее
3. Гражданин Российской
В
статье закреплены основы
Действующая
Конституция закрепляет
Российское
гражданство является единым
и равным независимо от
В Законе
«О гражданстве» подробно
Надо
отметить, что принадлежность лица
к гражданству того или иного
государства имеет
В п.2 ст.6 Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести другие обязанности.
Одной
из важных гарантий
Законом
о гражданстве предоставляется
возможность добровольного
Законность – это режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения требований законодательства всеми субъектами права.
К основным принципам законности относятся:
а) Единство – одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей.
б) Всеобщность – соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права – государственными органами, должностными лицами и гражданами.
в) Недопустимость противопоставления
законности и целесообразности –
целесообразность издания закона определяется
его социальной полезностью. Применение
закона предполагает обеспечение и
защиту важнейших правовых институтов
и принципов и, в силу этого, целесообразно,
а значит – необходимо. Вместе с
тем, целесообразность, являясь важнейшим
фактором инициирующего характера,
не может противопоставляться
Гарантии законности – это механизмы, при помощи которых обеспечивается высокая эффективность законности как политико-правового режима защиты прав и свобод человека и гражданина.
В юридической литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные (юридические).
Общие гарантии – объективные
условия существования
К общим гарантиям относятся:
– Экономические (материальные) гарантии.
– Социальные гарантии.
– Политические гарантии
- Юридические
К юридическим гарантиям относятся:
– Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» – Конституция;
– Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами;
– Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности;
– Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;
– Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности;
– Международные гарантии законности.
Правопорядок
Правопорядок – это составная часть общественного порядка, это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, это итог воплощения законности в реальные общественные отношения.
Правопорядок не должное
или возможное, а фактическое
состояние урегулированных
– Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.
– Системность. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
– Государственная
– Устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
– Единство. Правопорядок основан на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.
– Укрепление законности и правопорядка – одна из главных задач, стоящих перед органами внутренних дел. Основными формами их деятельности являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
– Убеждение – как
метод укрепления законности и правопорядка
состоит в повышении
– Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, умения защищать свои права и свободы законными средствами и т.д.
– Профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможности правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствующих их совершению.
– Применение мер государственного
принуждения – состоит в
Воля государства, выраженная
в виде правовых норм (правил поведения),
должна быть изложена таким образом,
чтобы обеспечивалась возможность
ознакомления с этими нормами
самых широких слоев населения.
В юридической науке формы, с
помощью которых
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
правовой обычай;
нормативный правовой акт;
юридический прецедент;
договор нормативного содержания;
юридическая наука (доктрины и идеи).
Правовой обычай
Правовой обычай — представляет
собой неписаное правило
Это исторически первая форма права.
Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:
Продолжительность существования
Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку общество — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;
Устный характер
Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;
Формальная определенность
Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;
Локальный характер
Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);
Санкционированность государством
Для того чтобы обычай реально
применялся в обществе, необходимо
признание его юридической силы
государством. Право не существует
вне государства, поэтому обычай
может приобрести общеобязательный
характер наряду с другими источниками
права лишь при условии придания
ему законности государством. Однако
в современных условиях существует
более широкий перечень способов
легального (официального) санкционирования
обычаев в целях включения
их в систему формально-
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"