Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 В зависимости от  их уровня законные интересы  бывают общими (интерес участника  процесса в принятии законного  и обоснованного решения по  делу) и частными (интерес гражданина  в установлении конкретных фактов, доказывающих его невиновность  в совершении правонарушения).

 По характеру законные  интересы подразделяются на имущественные  (интерес в наиболее полном  и качественном удовлетворении  потребностей в сфере бытового  обслуживания) и неимущественные  (интерес обвиняемого в предоставлении  ему свидания с родственниками).

К субъективным правам и  юридическим обязанностям непосредственно  примыкают законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана  к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере обеспечивается субъективными правами. Например, к  законным интересам можно отнести  заинтересованность гражданина победить на выборах и стать депутатом  представительного органа власти. Или  истец заинтересован получить в  полном размере компенсацию за моральный ущерб, или приобрести право собственности на самовольную застройку на принадлежащем ему земельном участке.

 Законный интерес можно  определить как социальное благо,  не противоречащее действующему  законодательству и обусловленное  допускаемой государством юридической  возможностью удовлетворять с  помощью этого блага свои потребности.

 Законные интересы  – это дополнительное юридическое  средство обеспечения потребностей  личности, общностей людей, юридических  лиц. Они адаптируют действующее  законодательство к реальным  условиям жизни общества.

 Законные интересы  имеют немало общих черт с  субъективными правами.

  • они предполагают удовлетворение собственных интересов субъектов, т. е. являются правовой возможностью субъектов действовать определенным образом.
  • образуют элементы правового статуса личности и юридического лица.
  • их реализация осуществляется в форме использования.
  • они представляют собой юридические средства воздействия на общественные отношения.
  • имеют правовые пределы своего действия, так как должны соответствовать нормативным правовым предписаниям.
  • признаются и защищаются со стороны государства.

 Вместе с тем субъективные  права и законные интересы  – не тождественные категории.  Законные интересы составляют  те специальные блага, которые  не нашли своего прямого закрепления  в нормах права и, следовательно,  не отражены в субъективных  правах, но они не запрещены,  допускаются государством. Более  того, они вытекают из смысла, «духа» права. Законные интересы  возникают из совокупности правовых  норм, правовых принципов и иных  правовых установлений.

 Принято выделять следующие  особенности законных интересов,  отличающие их от субъективных  прав:

1)    законный интерес  пользуется охраной и защитой  со стороны государства, но  не обеспечен конкретным субъективным  правом;

2)    представляя  собой возможность пользоваться  определенными социальными благами,  законный интерес, в отличие  от субъективного права, гарантируется  лишь в определенной степени.  Законный интерес и субъективные  права – это разные возможности:  субъективное право непосредственно  предусматривается и закрепляется  законодателем, а законные интересы  всего лишь допускаются. Субъективное  право есть дозволенность высшей  степени;

3)    законный интерес  не предполагает права его  обладателя требовать от других  лиц поведения, не нарушающего  его интерес (в отличие от  субъективного права). Но законный  интерес – самостоятельный объект  правовой охраны, поэтому любое  лицо может обратиться в компетентные  органы за защитой своего законного  интереса;

4) реализация законных  интересов лишь в самом общем  виде гарантирована государством, но не означает обязанности  соответствующих органов устранять  препятствия на пути удовлетворения  субъектом своих законных интересов.

Несмотря на различия категорий  «законные интересы» и «субъективные  права», возможны переходы законных интересов  в субъективные права и последних  в законные интересы. Это происходит под воздействием изменений общественных отношений, потребностей людей, ситуаций в обществе, правовой политики государства  и т. д. Так, предложения и рекомендации ученых по совершенствованию действующего законодательства, внесению в отдельные  акты поправок, дополнений, корректировок во многих случаях свидетельствуют о появлении реальных законных интересов общества, отдельных социальных групп и слоев населения.

 Один из сложных  в юридической науке вопросов  – обеспечение правовыми средствами  законных интересов.

 Чаще всего среди  таких средств называют охрану  и защиту законных интересов.  При этом охрана осуществляется  системой правовых норм, признающих  такого рода интересы. Например, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Другое конституционное положение о признании законных интересов содержится в ч. 3 ст. 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».

 Данными установлениями  государство берет под свою  охрану законные интересы в  указанных сферах. Необходимость  в защите этих интересов возникает  при их нарушении, создании  препятствий для их реализации. Иными словами, к защите законных  интересов можно прибегнуть при  их нарушении или угрозе нарушения.

 Законодательное закрепление  законных интересов предполагает  в первую очередь их самозащиту. Некоторые ученые предполагают, что самозащита – главное средство  правового обеспечения законных  интересов, поскольку требует  от их носителей правовой активности.

 Самозащита получила  закрепление на конституционном  уровне. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1991 г.

 Самозащита представляет  собой комплексный, межотраслевой  институт права, включающий в  себя нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного, трудового  и других отраслей права. Самозащита  относится к естественным неотъемлемым  правам человека и принадлежит  каждому независимо от гражданства,  места жительства или места  пребывания, общественного и государственного  строя страны, имеет непосредственный  характер реализации.

 Чаще всего выделяют  следующие черты самозащиты:

1) осуществляется собственными  силами и мерами лица, однако  допускается помощь других граждан  и юридических лиц;

2)    не может применяться  в превентивных (предупредительных)  целях, а только в момент  совершения правонарушения или  непосредственно после него;

3)    не должна  выходить за пределы закона  и необходимых границ;

4)    закон не предусматривает  для самозащиты каких-либо специальных  действий фактического характера.

 Самозащиту можно определить  как дозволенные законом действия  фактического характера, направленные  на принудительное пресечение  посягательств на права и законные  интересы личности или их восстановление  без обращения в компетентные  органы.

 Существует и иное, более компактное определение  понятия самозащиты. Это совокупность  средств и способов реализации  личностью своих прав и законных  интересов в случае их нарушения  или посягательства на них.

 Самозащита предполагает  использование различных способов, например обращение в средства  массовой информации; публичные  выступления; объединение с другими  гражданами для отстаивания своих  прав и законных интересов;  обращение в правозащитные организации;  фактические действия, включая необходимую  оборону, крайнюю необходимость  и др. Таким образом, самозащита  предполагает широкий спектр  действия человека, осуществляющего  свое объективное право на  самозащиту, в том числе и право воспользоваться помощью других лиц и организаций негосударственного профиля.

 Помимо самозащиты, большую  роль в защите законных интересов  играет правоприменительная практика. Высшие судебные органы России  в своих решениях обращают  внимание на судебную защиту  именно законных интересов и  отменяют решения нижестоящих  судебных инстанций, если они  не учитывают законные интересы  сторон правового спора. В ст. 139 АПК РФ предусмотрено, что  мировое соглашение сторон не  может нарушать права и законные  интересы других лиц и противоречить  закону.

 В ряде правоприменительных  актов указывается на необходимость  учета законных интересов потребителей  при их нарушении со стороны  недобросовестного производителя.

 В случае воспрепятствования  осуществлению законных интересов  их обладатель может обратиться  в суд с иском об устранении  препятствий, мешающих реализации  его законных интересов. По  решению суда, если оно признает  такого рода препятствия неправомерными, они подлежат устранению.

 Законные интересы  обеспечиваются и правом обжалования  незаконных действий (или бездействия)  соответствующих государственных  органов, препятствующих, к примеру,  получению предпринимателем лицензии  на занятие определенным видом  деятельности.

 В приведенных случаях  удовлетворение принудительными  мерами законного интереса субъекта  служит основанием возникновения  у него субъективного права,  т. е. выступает своего рода  «предправом».

 К дискуссионным относится вопрос о возможности наступления юридической ответственности за нарушение законных интересов. В действующем законодательстве о подобной ответственности ничего не говорится. Тем не менее некоторые ученые считают, что поскольку законный интерес носит правомерный характер, то виновное противодействие осуществлению законных интересов в форме активных действий, а не бездействия субъекта (так как субъект не обязан содействовать реализации законных интересов), должно повлечь за собой юридическую ответственность. Если же законные интересы нарушаются невиновно (нет вины), то юридическая ответственность не может возникнуть.

  1. Государство и общественные объединения в политической системе общества.

  Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

  Независимо от организационно-правовой  формы и вида общественного  объединения, все они образуются  и действуют на основе одних  и тех же принципов: 

  * Добровольность,

  * Равноправие, 

  * Самоуправление,

  * Законность.

  Все лица, принимающие  участие в деятельности объединения,  могут быть подразделены на  три группы:

  * учредители - это лица, по инициативе которых создается  объединение. Учредителями могут  быть физические лица и юридические  лица - общественные объединения.  Учредители созывают съезд (конференцию)  или общее собрание, на котором  принимается устав общественного  объединения, а также формируются  его руководящие и контрольно-ревизионные  органы;

  * члены общественного  объединения - это лица, чья заинтересованность  в решении задач общественного  объединения и сама деятельность  в нем оформляется документально  (индивидуальными заявлениями или  иными документами, позволяющими  учитывать количество членов  объединения). Индивидуальное членство  может быть оформлено различным  образом: в одних организациях  имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут  выдаваться членские билеты;

  * участники общественного объединения - это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия.

  Законодательством предусмотрены  следующие организационно-правовые  формы создания общественных  объединений: 

  * общественная организация, 

  * общественное движение,

  * общественный фонд,

  * общественное учреждение,

  * орган общественной  самодеятельности.

  Виды общественных  объединений выделяются в зависимости  от территориальной сферы их  деятельности:

  * общероссийское общественное  объединение осуществляет свою  деятельность на территории более  половины субъектов РФ и имеет  там свои структурные подразделения; 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"