Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в целях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мере отождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями.

Оглавление

Содержание ……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………3-4
Понятие и особенности механизма государства……………………………...5-7
Структура механизма Российского государства…………………………….8-13
Государственный орган – основной элемент механизма государства……14-16
Виды государственных органов в Российской Федерации………………..17-18
Основные принципы организации и деятельности государственных
Органов……………………………………………………………………….19-21
Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. Коррупция………………………………….……………………………..…..22-25
Заключение…………………………………………………………………...26-27
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.98 Кб (Скачать)
fy">  - надзорно-контрольные органы (прокуратура и др.).

  Обратим внимание на особенности названных  государственных структурных образований.

  1. Глава государства. С принципом  разделения властей сообразуется  то, что по Конституции РФ Президент  как глава государства (подобно  тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится  непосредственно  к какой-либо одной из трех  основных ветвей власти.

  Согласно  Конституции, Президент России является гарантом Федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом  порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти.

  Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, представляет Россию как внутри страны, так и  в международных отношениях.

  Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными силами РФ. В развитии данного конституционного положения  Федеральный закон "Об обороне" закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ.

  Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно  с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства  и других высших должностных лиц  государства).

  Наряду  с федеральным Президентом институт президентства существует и в  ряде республик в составе РФ. При  этом правовой статус президента как  главы государства либо главы  исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.

     2. Органы законодательной (представительной) власти. Законодательная власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание -  парламент Российской Федерации.  Действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция палат строго разграничена. Круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют, как правило, на самостоятельных раздельных заседаниях. Основным их назначением является законодательная деятельность. В то же время Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации).

  Органы  законодательной власти России делятся  на федеральные и региональные,  т.е. субъектов Федерации. Это –  народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания  республик  в составе  РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

  Основная  особенность органов законодательной  власти состоит в том, что они  избираются  непосредственно народом  и никаким другим путем формироваться  не могут.  В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

  Кроме разработки, дополнения и изменения  законов законодательные органы РФ решают и иные вопросы (утверждение  Председателя Правительства России, утверждение запросов в суд, принятие политических заявлений и др.).

  Отметим и то, что законодательные органы не имеют соподчиненности. Это отличает их нынешнее положение от положения  соответствующих органов периода  советской власти. Тогда решение  нижестоящего Совета могло быть отменено вышестоящим Советом.

  В целом отметим: являясь законодательными органами,  представительные  органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер.

    3.Органы исполнительной власти в Российской Федерации. К органам  исполнительной власти  относятся прежде всего высший орган исполнительной власти – Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ.

  Указ  Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» закрепляет три вида федеральных органов  исполнительной власти: министерство (орган, осуществляющий функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в определенной сфере  деятельности); федеральная служба  (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере  деятельности, а также специальные  функции в области государственной  безопасности, защиты и охраны Государственной  Границы и др.) и  федеральное  агентство (орган, осуществляющий в  определенной сфере деятельности функции  по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и др.). При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся  в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию  их деятельности и контроль за ней.

  Правительство РФ осуществляет общее руководство  федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

  Федеральные органы исполнительной власти издают свои (ведомственные) акты нормативного и ненормативного содержания.

  Органы  исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов  Федерации.

  В субъектах РФ исполнительную власть осуществляют органы, формируемые субъектами РФ. Это – президенты и главы  администраций субъектов, их правительства, министерства и другие ведомства. Однако на территории регионов функционируют  и территориальные структуры  федеральных органов исполнительной власти.

  По  характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей  компетенции  и органы специальной  компетенции, ведающие отдельными отраслями  или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства  субъектов Федерации, ко вторым, министерства и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

  Часть 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

  Система  органов исполнительной власти России в целом осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов проявляется  в непосредственном исполнении требований законов и вышестоящих органов  исполнительной власти.  Распорядительная деятельность  названных структур выражается в издании своих собственных  актов распоряжений, принятии организационных  мер для реализации определенных задач и функций.

    4. Органы судебной власти в Российской Федерации. Судебная власть – одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Согласно Конституции и Федеральному Конституционному закону «О судебной системе РФ», правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

  Судебная  система охватывает три разновидности  органов судебной власти: Конституционный  Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие  суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный  Суд и поднадзорные ему нижестоящие  арбитражные суды, а также суды субъектов РФ.

  Конституционный Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля. Он рассматривает  дела, связанные с охраной Конституции  РФ, и дает ее толкование.

  Верховный Суд РФ является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

  Высший  Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных  судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

  Проводимая  в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и  авторитетного правосудия, отвечающего  требованиям правового государства, способного обеспечить действенную  защиту прав граждан.

     5. Прокуратура Российской Федерации. Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из перечисленных видов государственной власти, составляют  органы прокуратуры. Прокуратура РФ, как определенно в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РФ.

  Принятая  в соответствии с Конституцией новая  редакция Федерального закона "О  прокуратуре РФ" подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны.  Основной видовой  особенностью органов прокуратуры  является  осуществление ими надзора  за исполнением законов  федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых этими органами правовых актов. К тому же, на прокуратуру возложена также такая функция, как координация деятельности органов Внутренних Дел РФ, Федеральной Службы Безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

  В систему государственных органов  Российской Федерации входят также  и другие, например, осуществляющие различные вспомогательным функции, определяемые органами государственной власти, при которых они состоят. К числу таких органов относятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России, Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

    6. Значительную роль в государственном механизме современной России играют органы Внутренних дел, Вооруженные силы, другие воинские формирования. Функциональное назначение и специфика названных государственных структур позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.

    7.В юридической литературе к структурным элементам механизма, понимаемого в широком смысле, относят также организации, не обладающие властными полномочиями, к числу которых относятся государственные учреждения и государственные предприятия.

  Государственные учреждения – это такие подразделения  государственного механизма, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение определенных задач государства в этой области (например, в системе образования, в сфере здравоохранения, науки, в экономической области). К государственным  учреждениям относятся школы, вузы, больницы, научно-исследовательские  институты, библиотеки, театры и т.д. Они не обладают властными полномочиями (за исключением их администрации) и  осуществляют социально-культурные функции  в названных выше сферах (наука, образование, здравоохранение и др.).

  Государственные предприятия представляют собой  организации, создаваемые для осуществления хозяйственно-экономической деятельности, направленной на производство определенной продукции (товаров), обеспечение производства, оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц с целью извлечения прибыли. Администрация государственных предприятий для реализации своих задач использует не только материальные и организационные ресурсы, но и определенные властные полномочия, например, реализуя дисциплинарные санкции в отношении нарушителей трудовой, служебной дисциплины.

Информация о работе Механизм государства