Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Почему наша страна, обладающая такими природными ресурсами и научно-техническим потенциалом, все еще так слабо развита? Все чаще данный вопрос возникает у многих граждан Российской Федерации. Сравнивая Россию с другими ведущими странами мира, я понял что в механизме нашего государства наблюдаются сбои и несовершенства. Все это возникает по многим причинам. Чтобы понять эти причины я взял эту тему.

Оглавление

Введение
1.Понятие, признаки и виды механизма государства
2.Принципы организации механизма государства
3.Структура механизма государства
4. Государственные органы. Понятие и виды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 71.60 Кб (Скачать)

Оглавление. 

Введение…………………………………………………2

1.Понятие, признаки  и виды механизма государства…5

2.Принципы организации  механизма государства…….15

3.Структура механизма  государства……………………21

4. Государственные  органы. Понятие и виды…………..24

Заключение………………………………………………..35

Список литературы……………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Почему  наша страна, обладающая такими природными ресурсами и научно-техническим  потенциалом, все еще так слабо  развита? Все чаще данный вопрос возникает  у многих граждан Российской Федерации. Сравнивая Россию с другими ведущими странами мира, я понял что в механизме нашего государства наблюдаются сбои и несовершенства. Все это возникает по многим причинам. Чтобы понять эти причины я взял эту тему.

    В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись  всех сфер жизни общества. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

    Природа государства, его организация и  функционирование всегда занимали и  продолжают занимать одно из ведущих  мест среди проблем, изучаемых с  позиции различных подходов отечественной  и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.

    Справедливо утверждение российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, а значит – руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества.1

    Любое государство представляет собой  целостный организм, существование  которого невозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующего механизма. Таким механизмом государства являются органы государственной власти, каждый из которых обладает своими специфическими направлениями деятельности.

    Основу  государственного механизма составляет особая система органов, непосредственно  связанных с осуществлением тех  или иных государственных функций. «Орган» происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент». Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. Все органы государства взаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой.

    Слово «механизм» выбрано для того, чтобы  показать, что государство проявляется  во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической  подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм - взаимосвязанное целое, это  та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство  действует, властвует, проявляет себя во вне.

    Под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. Актуальность данной работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

    Государственная деятельность не должна носить стихийный  характер. Только функционирование специальной  системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции  государства, его предназначение в  обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом  любого государства, его «материальной  субстанцией» и физическим воплощением государственной власти»22

    Актуальность  курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный  механизм государства в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного механизма в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

    Основной  целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма  государства, организации и деятельности механизма государства, описание его важнейших признаков, структура, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

    Структура работы: работа состоит из введения, и непосредственно из понятия  механизма государства, его признаков, принципов организации, структуры, заключения и списка использованной литературы.

    Теоретическую основу исследования составила специальная  литература по исследуемой теме различных  авторов.  В данной курсовой работе используется как учебная литература, так и материал периодической печати и законы РФ.

    1.Понитие и признаки механизма государства.

    Механизм  государства - это система государственных  органов, призванных осуществлять государственную  власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство  проводит ту или иную политику.

    В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный  аппарат" обычно употребляются как  синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным  аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого  властными полномочиями, а в понятие механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

    Существует  научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства  понимаются все органы государства  в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи  между собой в процессе осуществления  тех или иных функций государства.3

    В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания  механизма государства, анализировались  его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения  данного института в отечественной  юридической науки до настоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. К началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком – политической системы общества. Такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни. В настоящее время подобная широкая трактовка государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью утрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались от нее. В частности, С.А.Комаров считает, что государство не может выступать даже в качестве основы или главного структурного элемента политической системы, так как это привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы общества.4 Также следует полагать, что государство нельзя отождествлять со всей политической системой общества, а его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее как целостный институт наряду с политическими партиями, общественными организациями. Во второй половине 50-х годов ХХ века, после смерти И.В.Сталина были пересмотрены некоторые положения советской теории государства и права, в том числе и понятие механизма государства. Сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны тождественными и подчеркивался их классовый характер. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции».5 Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности, многие считают, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.6

    М.Н.Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов».7 Так, в частности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.8 В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.).9 Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

    В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, в  основе которых рассматривается  механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой  его составных частей. Одним из первых данную позицию выразил Г.А.Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления ... не в статике, а в движении».10 Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П.Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П.Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.11

    В настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узкоклассовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах. Исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

    Термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой - дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следует рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, можно предположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действие органов государства, а как систему государственных органов в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Информация о работе Механизм государства