Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Почему наша страна, обладающая такими природными ресурсами и научно-техническим потенциалом, все еще так слабо развита? Все чаще данный вопрос возникает у многих граждан Российской Федерации. Сравнивая Россию с другими ведущими странами мира, я понял что в механизме нашего государства наблюдаются сбои и несовершенства. Все это возникает по многим причинам. Чтобы понять эти причины я взял эту тему.

Оглавление

Введение
1.Понятие, признаки и виды механизма государства
2.Принципы организации механизма государства
3.Структура механизма государства
4. Государственные органы. Понятие и виды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 71.60 Кб (Скачать)

    Наиболее  широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских  республиках.

    В парламентских республиках роль президента значительно меньше. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.

    Высшим  исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной является правительство. В различных странах правительства имеют разные названия: например, кабинет министров, совет министров.

    Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.

    Правительство принимает решения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеральных государствах - общефедеральное правительство и правительства членов федерации.

    Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором - только одной партии. Коалиционные правительства формируются, как  правило, в государствах с парламентарной формой правления.

    Перечень  министерств и других центральных  государственных учреждений в различных  государствах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного  порядка, эффективное и оптимальное  управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

    При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим  связям, по делам религий). К числу  специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция, государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения); органы государственной  безопасности; вооруженные силы. Они  отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием  и методами своей деятельности. При  решении задач по охране законного  порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения  извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

    Исполнительная  власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью  должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенции.

    Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах  деятельность судов направлена на обеспечение  конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и  организаций.

    В системе государственных властей  судебная власть выступает главным  уравновешивающим механизмом, позволяющим  эффективно направлять действия законодательной  и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

    Будучи  независимыми от других властей, суд  опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении  правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство  всех перед законом и судом, участие  присяжных заседателей, право обвиняемого  на защиту, гласность судопроизводства.

    Вся система судов возглавляется  верховными судебными органами, которые  во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В  некоторых странах конституционные  суды не входят в систему судов  общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими  органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет  право толкования конституции.

    В одних странах прокуратура является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятия мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинения, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

    Также в систему государственных органов входит нотариат, в функции которого входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельсвование документов для придания им юридической достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

    Для выполнения своих функций государство создает систему государственных органов, которые в совокупности образуют механизм государства. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

    Решающую  роль в механизме государства  играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления  государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет  никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями.

    Единый  и целостный механизм государства  дифференцируется на составные части  – органы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и  подсистемы занимают неодинаковое место  в государственном механизме, находясь в сложных отношениях субординации и координации.

    Устройство  механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач  любой конституции. Весь огромный разветвленный  горизонтально и вертикально  механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни  общества.

    Этот  вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально  обновляется. Здесь для нас может  быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

    Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной  власти. При этом за каждым органом  закрепляются определенный круг задач  государственной власти, соответствующих  его компетенции. Одностороннее  ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

    Правовое  государство, выступающее важнейшей  составной частью гражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ 1993 года, является целью и перспективой развития Российской государственности. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государственной  власти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенность граждан от любого произвола государственных  органов, приоритет прав и свобод личности, равенство перед законом  и абсолютное подчинение закону всех без исключения членов общества. Из этого вытекает множество задач  по совершенствованию механизма  государства, особенно возрастает роль институтов конституционного контроля за законностью. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане юридических гарантий законности.

    Необходимым условием становления и формирования правового государства является также наличие единого правового  пространства на территории РФ, т.е. приоритет  Конституции РФ над конституциями  субъектов федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции РФ.

    В механизм государства входят все  органы управления и органы принуждения.

    Выяснение понятия механизма государства  связано с раскрытием его характерных  черт или признаков, позволяющих  отграничить его как от негосударственных  структур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Обобщение  всех рассмотренных признаков позволяет  прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система  государственных органов, посредством  которой осуществляются задачи и  функции государства.

    Таким образом, механизм современного государства  представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих  граждан и их объединений, выступать  гарантом стабильной, разумной политики на международной арене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы. 

    1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая  литература,   1993.
    2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учеб. М.: Юристъ, 2004.
    3. Абдулаев М. И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003.
    4. Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государства и права: учеб. - М., 2005. – 496 с.
    5. Комаров С. А. Государство в политической системе общества. // Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./ Отв. Ред проф. М. Н. Марченко. Том 1 Теория государства. М., 1998.
    6. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
    7. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. – 2003.
    8. Иванов А. А., Иванов В. П. Теория государства и права: учеб. М.: 2007.
    9. Общая теория права и государства: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
    10. Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007.
    11. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 2005.
    12. Цыганов В. И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2007.
    13. Хропанюк В. Н.. Теория государства и права. учеб./ Под ред. В. Г. Стрекозова - М.: Интерстиль, Омега-Л. 2008.
    14. Морозова Л. А. Теория государства и права: учеб. М., 2002.
    15. Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. — 2-е изд. — М.: Издательство НОРМА, 2002.

Информация о работе Механизм государства