Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Почему наша страна, обладающая такими природными ресурсами и научно-техническим потенциалом, все еще так слабо развита? Все чаще данный вопрос возникает у многих граждан Российской Федерации. Сравнивая Россию с другими ведущими странами мира, я понял что в механизме нашего государства наблюдаются сбои и несовершенства. Все это возникает по многим причинам. Чтобы понять эти причины я взял эту тему.

Оглавление

Введение
1.Понятие, признаки и виды механизма государства
2.Принципы организации механизма государства
3.Структура механизма государства
4. Государственные органы. Понятие и виды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 71.60 Кб (Скачать)

    М.И.Абдулаев и С.А.Комаров отмечают что, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано.12 В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства – это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

    Понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

    Во-первых, механизм (аппарат) государства - это  система государственных органов, проникнутая единством принципов  его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основах государственной  службы Российской Федерации” и других федеральных законах.

    Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется  сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней  различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение  и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма  закреплен в конституции данного  государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в  соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим  фактором, оказывающим решающее влияние  на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально  представлял собой систему государственных  органов, возглавляемую Советами.13

    Практическое осуществление лозунга “вся власть Советам” означало не что иное, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии.

    В перестроечный и послеперестроечный периоды, в процессе демократизации Российского государства, в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.

    Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее изменений провозглашала, что “народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно”. При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.

    В столь же резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд  народных депутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации демократического принципа разделения властей.

    Эти противоречия устранила Конституция  РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней  впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной  власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

    В ст. 11 Конституции РФ содержатся три  пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего  системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:

    I. Государственную власть в Российской  Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской  Федерации, суды Российской Федерации.

    2. Государственную власть в субъектах  Российской Федерации осуществляют  образуемые ими органы государственной  власти.

    3. Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации осуществляется настоящей  Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.

    Согласно  ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

    В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

    В-четвертых, механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные  социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных  функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.14 Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.

    Рассмотренные признаки позволяют прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

    2.Принципы  организации механизма  государства.

    При характеристике механизма государства  надо иметь в виду, что он образуется и действует в соответствии с  определенными принципами. Принципы организации и деятельности механизма  государства - те положения, идеи, в  соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет собой  идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть. Принципы - это только такие положения, идеи, которые нашли отражение  в законодательстве, которые реализуются  в практике, в деятельности государства. Чаще всего основные принципы организации  и деятельности механизма государства  закрепляются в Конституции (принцип  уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят  отражение и в текущем законодательстве (законы о правительстве, о ФСБ  и т. д. - в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности этих органов). Принципы организации  и деятельности механизма государства  зависят от политического режима, определяются им.

    Всесторонний  учет принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

    Не  так давно основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принципом широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

    Изменения, которые произошли в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

    Принципы  подразделяются на общие, относящиеся  к механизму государства в  целом, ко всем составляющим его государственным  органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые  звенья государственного механизма, отдельные  органы или группы органов.

    Первая  группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации  и деятельности механизма Российского  государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

    Принцип народовластия или демократизма проявляется в демократической  организации государства, республиканской  форме правления, при которых  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне  средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.15

    Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий  фактор механизма современного Российского  государства.

    Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства  состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной  власти и должностные лица, равно  как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны  соблюдать Конституцию РФ и законы. Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. Например, при нарушении законодательства о выборах Президента или депутатов Государственной Думы эти органы будут нелигитимны, их деятельность, равно как и полномочия, будут юридически ничтожны, т. е. эти органы не вправе будут издавать общеобязательные веления (равно как и заниматься иной деятельностью, предписанной законом этим органам). Государственные органы, созданные с нарушением процедуры их создания, вообще таковыми не являются.

Информация о работе Механизм государства