Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.
Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
План
Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации
и деятельности механизма
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть
и прокуратура Российской
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль
и назначение теории
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Мы живем в
современном демократическом
В своей курсовой
работе я рассмотрю, на мой взгляд,
одну из важнейших тем и проблем
государства, а именно механизм государства.
В это время очень важно
осознание обществом места и
роли всех органов государственного
аппарата в управлении государством,
конкретизации и разделения их полномочий.
А с выдвижением
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства 1.
Я считаю эту тему актуальной, поскольку она непосредственно связана с нашей жизнью, так как механизм государства представляет собой совокупность взаимосвязанных органов, посредством которых он оказывает влияние на разные сферы нашей жизни.
“…существование государственной власти, - писал К.Маркс,- находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название” 2.
В настоящее время наша страна является правовым государством, однако мы существуем ни в лучшем положении в рамках этого понятия, чтобы улучшить состояние нашего правового государства необходимо уделять немало внимания вопросу о разделении властей между государственными органами. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.
Научная разработка этой темы важна для общества.
Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период деление государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и других.
В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание.
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут
рассмотрены вопросы, касающиеся понятия
и принципов организации и
деятельности механизма государства.
Затем будут рассмотрены
В заключение будет раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей в России.
Итак, механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассматривания его составных элементов не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
Понятие «механизм
государства» тесно связано с
категорией «государственный аппарат».
Последний принято употреблять
в двух смыслах -- широком и более
узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности
всех государственных органов совпадает
с определением механизма государства,
идентично ему. В более узком смысле под
государственным аппаратом понимают аппарат
государственного управления. Именно
в этом значении как совокупности исполнительно-
В теории государства
и права понятие
Понятие механизма
государства раскрывается через
характерные черты или
Во-первых, механизм (аппарат) государства -- это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.
В статье 10 Конституции
РФ в качестве основополагающего
закреплен принцип разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную. В развитие данного положения
в статье 11 Конституции определено,
что государственную власть в
России осуществляют Президент, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
Согласно статье
12 Конституции Российской Федерации,
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.
Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм
государства для обеспечения
возложенных на него задач управления
делами общества, воздействия на сложные
социальные процессы и сферы, выполнения
связанных с этим государственных
функций располагает
Особенность этих
придатков в том, что они выделяются
в механизме государства не в
качестве самостоятельных частей (элементов)
как государственные органы, а
именно как «вещественные придатки»
последних. К ним относятся различные
материальные ценности, бюджетные средства,
имущество, сооружения! подсобные помещения,
а также предприятия, учреждения,
организации, необходимые для
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства -- это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципе ми, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функций государства.
1.2 Принципы организации и
Принципы, о которых здесь идет речь, -- это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.
В качестве примера
частного принципа можно сослаться
на предусмотренный Конституцией РФ
и федеральными процессуальными
законами принцип осуществления
судопроизводства на основе состязательности
и равноправия сторон, на закрепленный
в Федеральном законе «О прокуратуре
Российской Федерации» (новая редакция;
ст. 4, п. 2) принцип организации и
деятельности прокуратуры РФ, согласно
которому органы прокуратуры осуществляют
полномочия в строгом соответствии
с действующими на территории России
законами, независимо от федеральных
органов государственной
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.
К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй -- принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).
Первая группа охватывает констуционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.
Принцип народовластия
проявляется в демократической
организации государства, республиканской
форме правления, при которых
носитель суверенитета и единственный
источник власти в Российской Федерации
-- многонациональный народ. Народ
осуществляет свою власть по разным каналам,
в том числе и непосредственно
(например, выборы президента и представительных
органов государственной
Принцип гуманизма
в формировании и деятельности механизма
Российского государства
Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.
Принцип разделения
властей, согласно которому государственная
власть осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную, предусматривает
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.
Согласно статье
11 (п. 3) Конституции России, разграничение
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
осуществляется настоящей Конституцией,
федеративными и иными
Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.