Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов организации и деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы о государственном органе, как о главном звене механизма государства, и его видах.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма государства
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава II. Структура механизма государства
2.1 Понятие, компетенция и виды государственных органов
2.2 Президент Российской Федерации
2.3 Органы законодательной (представительной) власти
2.4 Органы исполнительной власти
2.5 Судебная власть и прокуратура Российской Федерации
2.6 Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы
Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном механизме
3.1 Истоки, роль и назначение теории разделения властей
3.2 Разделение властей на Западе
3.3 Проблемы разделения властей в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

пример дипломной 1 введение Office Word.docx

— 61.88 Кб (Скачать)

План

Введение

Глава I. Понятие, принципы организации и деятельности механизма  государства

1.1 Понятие механизма  государства

1.2 Принципы организации  и деятельности механизма государства

Глава II. Структура  механизма государства

2.1 Понятие, компетенция  и виды государственных органов

2.2 Президент Российской  Федерации

2.3 Органы законодательной  (представительной) власти

2.4 Органы исполнительной  власти

2.5 Судебная власть  и прокуратура Российской Федерации

2.6 Вооруженные  силы, другие войска, воинские формирования  и органы

Глава III. Роль принципа разделения властей в государственном  механизме

3.1 Истоки, роль  и назначение теории разделения  властей

3.2 Разделение властей  на Западе

3.3 Проблемы разделения  властей в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Мы живем в  современном демократическом государстве, в котором постоянно протекает  процесс развития, становления и  реконструкции старого государственного механизма. Темпы жизни меняются, меняются взгляды на разные сферы  нашей жизни и все это требует  своего усовершенствования в разных структурах государства, в том числе  и в его органах.

В своей курсовой работе я рассмотрю, на мой взгляд, одну из важнейших тем и проблем  государства, а именно механизм государства. В это время очень важно  осознание обществом места и  роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной  цели -- создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных  теоретиков права.

Механизм государства, охватывающий все государственные  органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его  реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без  государственного механизма нет  и быть не может государства  1.

Я считаю эту тему актуальной, поскольку она непосредственно  связана с нашей жизнью, так  как механизм государства представляет собой совокупность взаимосвязанных  органов, посредством которых он оказывает влияние на разные сферы  нашей жизни.

“…существование государственной власти, - писал  К.Маркс,- находит свое выражение  именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого  ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое  название” 2.

В настоящее время  наша страна является правовым государством, однако мы существуем ни в лучшем положении  в рамках этого понятия, чтобы  улучшить состояние нашего правового  государства необходимо уделять  немало внимания вопросу о разделении властей между государственными органами. Поэтому эта тема актуальна  сегодня, и в наши дни, и во все  времена.

Научная разработка этой темы важна для общества.

Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль  Луи Монтескье. В России в дореволюционный  период деление государственной  власти на три ветви можно найти  в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и других.

В советский период эта тема рассматривалась не как  теория разделения властей, а как  разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось  большое внимание.

Цель работы заключается  в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого  вопроса.

В работе будут  рассмотрены вопросы, касающиеся понятия  и принципов организации и  деятельности механизма государства. Затем будут рассмотрены вопросы  о государственном органе, как  о главном звене механизма  государства, и его видах.

В заключение будет  раскрыта тема, касающаяся теории разделения властей, ее истоках и назначении, разнообразие взглядов на теорию разделения на Западе и проблемы разделения властей  в России.

Итак, механизм государственной  власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость  рассматривания его составных элементов  не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.

Глава I. Понятие, принципы организации  и деятельности механизма государства

1.1 Понятие механизма государства

Понятие «механизм  государства» тесно связано с  категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять  в двух смыслах -- широком и более  узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства  и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется  в своем Широком значении, т.е. как адекватное категории механизма  государства.

Понятие механизма  государства раскрывается через  характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его  как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных  органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства -- это система  государственных органов, основанная на единстве принципов его организации  и деятельности, закрепленных в Конституции  Российской Федерации, Законе РФ «Об  основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных  законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется  сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней  различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий  фактор структуры государственного механизма в соответствующих  исторических условиях данного государства  закреплен в его Конституции.

В статье 10 Конституции  РФ в качестве основополагающего  закреплен принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную. В развитие данного положения  в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в  России осуществляют Президент, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации -- образуемые ими органы государственной  власти.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

В-третьих, между  государственным механизмом и функциями  государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского  государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь  при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы  объединяемых им и взаимосвязанных  между собой государственных  органов.

Вместе с тем  от функций государства зависит  структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные  социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных  функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми  «вещественными придатками», на которые  опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механизме государства не в  качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а  именно как «вещественные придатки»  последних. К ним относятся различные  материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения! подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В рассмотренные  материальные средства, «вещественные  придатки» механизма государства  не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносятся государственным  механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых  признаков позволяет прийти к  выводу: механизм современного Российского государства -- это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципе ми, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функций государства.

1.2 Принципы организации и деятельности  механизма государства

Принципы, о которых  здесь идет речь, -- это законодательные  отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации  и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых  распространяется лишь на некоторые  звенья государственного механизма, отдельные  органы или группы органов.

В качестве примера  частного принципа можно сослаться  на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными  законами принцип осуществления  судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре  Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и  деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных  органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают  из общих, конкретизируя их применительно  к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в  свою очередь, принято делить на две  группы.

К первой относятся  принципы, закрепленные в Конституции  Российской Федерации, ко второй -- принципы, сформулированные в Федеральном  законе «Об основах государственной  службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном  Суде Российской Федерации», «О прокуратуре  Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает констуционно закрепленные принципы организации  и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия  проявляется в демократической  организации государства, республиканской  форме правления, при которых  носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации -- многонациональный народ. Народ  осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств  осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства  в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма  в формировании и деятельности механизма  Российского государства зиждется на том понимании, что оно -- социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение  благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в  основах конституционного строя  провозгласила: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Это конституционное  требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому  государственному служащему. Данное положение  знаменует принципиальный поворот  во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут  произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует  новый магистральный путь развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, предусматривает самостоятельность  органов, относящихся к различным  ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов1 в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма  в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между  собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов  осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий.

Соответственно, как  записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации  и ее полномочий по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов, федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Механизм государства