Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие механизма (аппарата) государства и его составные части.
1.1. Основные понятия механизма (аппарата) государства. 5
1.2. Органы государственной власти 7
1.2.1. Положение Президента в системе органов государственной власти 8
1.2.2. Органы представительной (законодательной) власти. 9
1.2.3. Органы государственного управления (исполнительной власти) 11
1.2.4. Органы судебной власти 14
2. Местное самоуправление 18
3. Единство и разделение властей 21
4. Правовое государство 25
Заключение 28
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТГП (Механизм государства).doc

— 128.50 Кб (Скачать)


                                            Содержание

Введение                                                                                                        3

1. Понятие механизма  (аппарата) государства и его составные части.       

1.1. Основные понятия механизма (аппарата) государства.          5       

1.2. Органы государственной власти                                                 7

1.2.1. Положение Президента  в системе органов государственной  власти                                                                     8

1.2.2. Органы представительной (законодательной) власти. 9

1.2.3. Органы государственного управления (исполнительной власти)                                                                   11

1.2.4. Органы судебной власти                                               14

2. Местное самоуправление                                                                        18

3. Единство и разделение властей                                                              21

4. Правовое государство                                                                             25

Заключение                                                                                                   28

Список использованной литературы                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Введение

 

      На определенном  этапе развития общества возникает  потребность  в  его специфической,  отдельной  организации.   Теряя   социальную   однородность, общество делится на части, которые  отличаются  местом  и  ролью  в  системе общественного производства и разделения материальных благ,  способом  жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных  групп  кроме  общих интересов, появляются и  специфические  интересы.  Возникает  потребность  в согласовании, координации таких интересов, в регулировании  отношений  между различными  частями  общества.  Именно  эта  потребность  и  стала  причиной возникновения  организации,  основным  предназначением   которой   является обеспечение  единства,  целостности  общества.  Эта  организация  и  есть государство. До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом  государства. В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года. Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права. Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие  механизма (аппарата) государства и его составные части.

 

    1. Основные понятия механизма (аппарата) государства.

Государство – это  исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Механизм государства - есть система государственных органов, посредством которых реализуется  государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. В широком смысле механизм государства  включает в себя три составные  части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества. В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности. В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм. Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие: - осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий; - имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий); характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности; - образуются в порядке, установленном законом. Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

 

    1. Органы государственной власти.

Органы государственной  власти занимают центральное место  в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков:

1. Каждый орган государственной  власти создается в соответствии  с установленным конституцией, законами  или другими правовыми актами  порядком.

2. Орган государственной  власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

3. Деятельность органов  государственной власти осуществляется  в формах и методах, установленных правовыми актами.

Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер. Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

Органы государственной  власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп.

1. По уровню деятельности: федеральные органы и органы  государственной власти субъектов  федерации. 

Некоторые органы государственной  власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.

2. На федеральном уровне  и на уровне субъектов федерации  органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

 

       1.2.1. Положение Президента в системе органов государственной власти.

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических  государствах это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава  государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При различных формах правления функции главы государства выглядят неодинаково: в парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они номинальны, глава государства "царствует, но не управляет"; в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.) функции главы государства также выражены слабо; в президентских или полупрезидентских республиках (США, Франция) президентская власть сильна и наполнена реальным содержанием. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей. Власть главы государства в президентских республиках всегда единолична. Он избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции:

1. является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека  и гражданина;

2. в установленном Конституцией  РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3. в соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4. представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.

Под руководством Президента РФ находятся  все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.   

 

 

 

 

          1.2.2. Органы представительной (законодательной) власти.

 В ходе исторической борьбы  против тирании феодальных монархов выкристаллизовалась идея парламентаризма-главенства представительного выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями в разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США сразу и наиболее последовательно была реализована концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. Но независимо от формы правления органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть. Как отмечает Д. Локк, "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей". Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам. В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов. Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл. 2 "Основы конституционного строя". Т. о. положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.

                      

 

 

       1.2.3. Органы государственного управления (исполнительной власти)

Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти). Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры. В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны". Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства). В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п. 1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти. Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства). Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость. Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.

Информация о работе Механизм государства