Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:29, курсовая работа
До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. Это в немалой степени детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Данная система приносила определенные плоды: государственный аппарат работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.
Введение……………………………………………………………………………………….......
1. Понятие и структура механизма государства……………………………………………….
2. Государственный аппарат и классификация государственных органов…………………..
2.1. Органы государственной власти…………………………………………………………
2.2. Президент в системе органов государственной власти………………………………...
2.3. Органы представительной (законодательной) власти………………………………….
2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти)……………………..
2.5. Органы судебной власти…………………………………………………………………
2.6. Вооруженные силы в механизме государства…………………………………………..
3. Общие принципы организации и деятельности государственного аппарата………………
4. Правовые формы осуществления государственной власти…………………………………
5.Организационная деятельность государства…………………………………………………
6. Государственная служба……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………………………….
Институт дистанционного образования
Тюменского государственного университета
Курсовая работа
по
теории государства
и права
Тема:
Механизм (аппарат)
государства
Леонова Ирина Васильевна
г. Тюмень, 2008
План.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и
структура механизма
2. Государственный
аппарат и классификация
2.1. Органы государственной власти…
2.2. Президент в системе органов
государственной власти……………………
2.3. Органы представительной (законодательной) власти………………………………….
2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти)……………………..
2.5. Органы судебной власти……………………
2.6. Вооруженные силы в механизме государства…………………………………………..
3. Общие
принципы организации и
4. Правовые формы осуществления государственной власти…………………………………
5.Организационная
деятельность государства………………
6. Государственная
служба………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение.
До недавнего времени в общественном сознании
традиционно была сильна вера и надежда
на государство как на защитника, гаранта
стабильности, безопасности и прогресса.
Государство обеспечивало упорядоченность
и организованность общественных отношений.
Это в немалой степени детерминировалось
достаточно стабильным, отлаженным механизмом
Советского государства. Данная система
приносила определенные плоды: государственный
аппарат работал достаточно ровно и организованно,
хотя и не всегда рационально.
Быстро меняющаяся российская действительность
последних лет застала врасплох закостеневшую
систему государственных органов Советской
России. Устоявшиеся связи стали рушиться,
на смену одним государственным органам
пришли другие, а оставшиеся - претерпели
качественные и структурные изменения.
Все это внесло определенную неразбериху
в систему организации государственной
власти и нe могло не отразиться на ее
качестве. Обостряющаяся экономическая
и социально-политическая нестабильность
привела к недоверчивым отношениям российского
общества к государству и к реализации
его функций отдельными органами. В связи
с этим перед Россией остро встал вопрос
о необходимости создания стабильного,
слаженного, рационально действующего
государственного аппарата, способного
четко, плодотворно и в срок решать поставленные
перед ним задачи.
В научной литературе возникает много вопросов по данной проблеме: понятия механизма государства, соотношения понятий государственный аппарат и механизм государства, определение системы органов, реализующие основные направления государственной деятельности и являющиеся coстaвными частями государственного механизма.
Для этого необходимо изучить и систематизировать различные точки зрения, касающиеся данной темы, выработать целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, проанализировать особенности функционирования и развития механизма Российского государства на современном этапе.
Достаточно много вопросов государственного
механизма рассматривает юридичес-
кая литература. В дореволюционный период
о механизме государства писали Ф.Ф. Кокошкин,
Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин,
В.М. Хвостов,
В.М.Гессен, и др.
В советский и
современный периоды вопросы, связанные
с государственным механизмом, рассматривали
Р.С. Болдырева, П.Т. Искакова, В.К. Бабаев,
М.В. Баглай, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.В.
Лазарев, М.Н. Василенков, В.В. Гибов и др.
Тема работы актуальна и
связана с тем, что современный государственный
аппарат в России проходит стадию реконструкции,
становления и развития. Важно осознание
обществом места и роли всех органов государственного
аппарата в управлении государством, конкретизации
и разделения их
1. Понятие и структура механизма государства.
Механизм государства, охватывает все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма быть не может государства.
Понятие «механизм государства» тесно
связано с понятием «государственный
аппарат». Государственный аппарат принято
употреблять в двух смыслах. В широком
смысле понятие государственного аппарата
выступает как совокупность всех государственных
органов совпадает с понятием механизма
государства. В более узком смысле под
государственным аппаратом понимают аппарат
государственного управления. Именно
в этом значении, в смысле совокупности
исполнительно-
В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.
Понятие механизма государства
Понятия механизма государства связано с его характерными чертами или признаками, позволяющими отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
Признаки механизма государства:
С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.
Нужно заметить, что лозунг «вся власть Советам» означало, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии.
В перестроечный и после перестроечный периоды, в процессе демократизации Российского государства, в Конституцию РСФСР 1978 г., были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно
сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, принцип разделения властей, как имеющий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.
Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее изменений говорила, что «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно». При этом, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.
В резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, который мог принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации демократического принципа разделения властей.
Эти противоречия устранила Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.