Механизм (аппарата) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. Это в немалой степени детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Данная система приносила определенные плоды: государственный аппарат работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….......
1. Понятие и структура механизма государства……………………………………………….
2. Государственный аппарат и классификация государственных органов…………………..
2.1. Органы государственной власти…………………………………………………………
2.2. Президент в системе органов государственной власти………………………………...
2.3. Органы представительной (законодательной) власти………………………………….
2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти)……………………..
2.5. Органы судебной власти…………………………………………………………………
2.6. Вооруженные силы в механизме государства…………………………………………..
3. Общие принципы организации и деятельности государственного аппарата………………
4. Правовые формы осуществления государственной власти…………………………………
5.Организационная деятельность государства…………………………………………………
6. Государственная служба……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВА по ТГиП.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Институт дистанционного образования

Тюменского  государственного университета

                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по  теории государства  и права  

Тема: Механизм (аппарат) государства 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила студентка 1 курса

                                                                          (2007г. поступления),  

                                                                          сокращенная форма                                                 

                                                                           специальность «Юриспруденция»

                                                                          заочного отделения

                                          Леонова Ирина Васильевна 
 
 
 
 
 

г. Тюмень, 2008

План. 

Введение……………………………………………………………………………………….......

1. Понятие и  структура механизма  государства……………………………………………….

2. Государственный  аппарат и классификация государственных органов…………………..

    2.1. Органы государственной власти…………………………………………………………

    2.2. Президент в системе органов  государственной власти………………………………...

    2.3. Органы представительной (законодательной) власти………………………………….

    2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти)……………………..

    2.5. Органы судебной власти…………………………………………………………………

    2.6. Вооруженные силы в механизме  государства…………………………………………..

3. Общие  принципы организации и деятельности  государственного аппарата……………

4.  Правовые формы осуществления государственной власти…………………………………

5.Организационная  деятельность государства…………………………………………………

6. Государственная служба……………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
         До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. Это в немалой степени детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Данная система приносила определенные плоды: государственный аппарат работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально. 
           Быстро меняющаяся российская действительность последних лет застала врасплох закостеневшую систему государственных органов Советской России. Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным органам пришли другие, а оставшиеся - претерпели качественные и структурные изменения. Все это внесло определенную неразбериху в систему организации государственной власти и нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к недоверчивым отношениям российского общества к государству и к реализации его функций отдельными органами. В связи с этим перед Россией остро встал вопрос о необходимости создания стабильного, слаженного, рационально действующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи.

            В научной литературе возникает много вопросов по данной проблеме: понятия механизма государства, соотношения понятий государственный аппарат и механизм государства, определение системы органов, реализующие основные направления государственной деятельности и являющиеся coстaвными частями государственного механизма.

          Для этого необходимо изучить и систематизировать различные точки зрения, касающиеся данной темы, выработать целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, проанализировать особенности функционирования и развития механизма Российского государства на современном этапе.

         Достаточно много вопросов государственного механизма рассматривает юридичес- 
кая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов,

В.М.Гессен, и др. 
        В советский и современный периоды вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали Р.С. Болдырева, П.Т. Искакова, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.В. Лазарев, М.Н. Василенков, В.В. Гибов и др.  
     Тема работы актуальна и связана с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. Важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их

1. Понятие и структура механизма  государства.

          Механизм государства, охватывает все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма быть не может государства.

          Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием  «государственный аппарат». Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах. В широком смысле понятие государственного аппарата выступает как совокупность всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в административном праве.

          В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Понятие механизма государства

 

 

                                                                     

                                                                      

           Понятия механизма государства связано с его характерными чертами или признаками, позволяющими отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

      Признаки механизма государства:

  • он определяет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;
  • целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
  • основным элементом механизма государства выступают государственные органы; он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов
  • механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других   федеральных законах.
  • механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо  учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов.

 С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

             Нужно заметить, что лозунг «вся власть Советам» означало, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии.

              В перестроечный и после перестроечный периоды, в процессе демократизации Российского государства, в Конституцию РСФСР 1978 г., были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно

сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, принцип разделения властей, как имеющий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.

             Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее изменений говорила, что «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно». При этом, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.

              В резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, который мог принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации демократического принципа разделения властей.

            Эти противоречия устранила Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней в конституционной  практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

Информация о работе Механизм (аппарата) государства