Механизм (аппарата) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. Это в немалой степени детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Данная система приносила определенные плоды: государственный аппарат работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….......
1. Понятие и структура механизма государства……………………………………………….
2. Государственный аппарат и классификация государственных органов…………………..
2.1. Органы государственной власти…………………………………………………………
2.2. Президент в системе органов государственной власти………………………………...
2.3. Органы представительной (законодательной) власти………………………………….
2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти)……………………..
2.5. Органы судебной власти…………………………………………………………………
2.6. Вооруженные силы в механизме государства…………………………………………..
3. Общие принципы организации и деятельности государственного аппарата………………
4. Правовые формы осуществления государственной власти…………………………………
5.Организационная деятельность государства…………………………………………………
6. Государственная служба……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВА по ТГиП.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

         В ст. 11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:

    1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
    2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
    3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами

                         государственной власти Российской Федерации и органами

                          государственной власти субъектов Российской Федерации

                         осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными

                        договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.

            Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

           Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

             Механизм государства для обеспечения задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не как его самостоятельные части (элементы), как государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся разные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

             Обобщая все признаки можно сделать вывод о том, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

            Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

           Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные  органы, которые находятся в тесной взаимосвязи соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные  организации – это такие подразделения  механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные  учреждения – это такие подразделения  механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника,   больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

4) государственные  предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти  о казенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных  служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.

   В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением   полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.);

б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий  вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

в) лица, занимающие должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

г)   лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные  и финансовые средства, а также  принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

        Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них влияют как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

 

2. Государственный  аппарат и классификация  государственных  органов.

            Государственный аппарат образует  система государственных органов,  выполняющих функции государства.  Государственный аппарат представляет собой организованный, сложный политический механизм, который в свой состав включает многочисленные и разнообразные органы. Каждый из них имеет определенную  структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго очередных рамках. В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные, судебные и управленческие органы. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

 

 
 

 
 

2.1. Органы государственной власти.

             Органы государственной власти занимают главное место в структуре государственного аппарата и обладают определенными признаками. Каждый орган в своей области, своими методами определяют организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти состоят основных признаков.

  1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.
  2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.
  3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Орган государственной власти не вправе ни при каких условиях прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.
  4. Действие от имени государства
  5. Издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах закрепленной за ними компетенции.

               Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Возможно, что орган власти состоит из одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

            Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут состоять из несколько групп.

  1. По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.
  2. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.
 

2.2. Президент в системе органов государственной власти.

            Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он понимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При многообразных формах правления функции главы государства выглядят по-разному:

в парламентских  монархиях (Япония, Великобритания, Бельгия и др.) они номинальны, здесь глава государства "царствует, но не управляет"; в республиках парламентского типа (Италия, ФРГ и др.) роль главы государства выражены слабо; в президентских или полупрезидентских республиках (Франция, США) власть президента сильна. Такая власть может соединятся с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять вне основных властей.

            Власть главы государства в президентских республиках всегда предстает в одном лице. Он избирается народом и не контролируется парламентом. Он сам  комплектует состав правительства и действует, в силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Президентская власть не подрывает демократический характер правового государства, а наоборот, она выступает инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.

              Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а

конституционный статус его определен в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции:

Информация о работе Механизм (аппарата) государства