Механизм (аппарата) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. Это в немалой степени детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Данная система приносила определенные плоды: государственный аппарат работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….......
1. Понятие и структура механизма государства……………………………………………….
2. Государственный аппарат и классификация государственных органов…………………..
2.1. Органы государственной власти…………………………………………………………
2.2. Президент в системе органов государственной власти………………………………...
2.3. Органы представительной (законодательной) власти………………………………….
2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти)……………………..
2.5. Органы судебной власти…………………………………………………………………
2.6. Вооруженные силы в механизме государства…………………………………………..
3. Общие принципы организации и деятельности государственного аппарата………………
4. Правовые формы осуществления государственной власти…………………………………
5.Организационная деятельность государства…………………………………………………
6. Государственная служба……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВА по ТГиП.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

         Эти идеи поддержаны французским юристом, политическим мыслителем Ш. Монтескье (1689 - 1755). Его теория разделения властей получила законченный и аргументированный вид.

        Согласно его теории Ш.Монтескье считал, что основной целью разделения властей является устранение злоупотребления государственной властью. Он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.

        Принцип разделения властей заключается в том, что сама государственная власть неделима, должны различаться ее ветви,  выражающиеся в дифференциации полномочий ветвей власти.

          Наиболее последовательно принцип разделений властей раскрыт в Конституции США 1787г., в которой отражен американский вариант сдержек и противовесов, отразивший, однако, главные идеи Ш. Монтескье. К таким сдержкам относится установление несовместимости членства в Конгрессе (законодательном органе страны) и занятия государственной должности в других ветвях власти. К сдержкам законодательной власти относятся: право вето президента, назначение с согласия Сената министров и важнейших должностных лиц и другие. Законодательная власть обладает определенными полномочиями, которые служат противовесом полномочиям исполнительной власти, например, утверждение государственного бюджета, ратификация подписанных президентом международных договоров, институт импичмента (отстранения президента от должности), вотум недоверия правительству и др.

         Судебная власть (Ш. Монтескье), не нуждается в контроле, она независима в осуществлении правосудия и воздействует на другие ветви власти путем толкования Конституции, проверки конституционности законов, других нормативных правовых актов и др.

        Конституцией РФ  в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и отмечено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.  

           4. Правовые формы осуществления государственной власти

         Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Эти действия разнообразны. Практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

          Существуют правовые и неправовые формы реализации функции государства. Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Они определяются природой субъекта государственной власти и его компетенцией в области осуществления государственно-властных полномочий.

            Выделяют разные классификации правовых форм реализации государственной власти.

   Правовые формы реализации государственной власти 

  правоустановительные           правоисполнительные          правоохранительные

     (правотворчество)

      Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от нарушений. В последнее время на передний план выдвигается договорная форма осуществления государственной власти.

         При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми нетрадиционными по своей природе формами деятельности государства, отличаются особенностями, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Суть административного договора состоит в его организующем, координирующем и регулирующем характере, а значит, в управленческом воздействии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

            5.Организационная деятельность государства. 

         Правовые формы не исчерпывают всех форм осуществления государственной власти. Параллельно с ними используются неправовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Это деятельность не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, которые не влекут за собой правовых последствий. Однако это не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом.

          Организационная деятельность любых органов является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических. Актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой деятельности. В то же время, предпосылки и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

         К неправовым формам обычно относят кроме организационной деятельности также осуществление материально-технических операций, таких, как подготовка материалов для издания юридических актов, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства и т.д.

       Осуществление организационных действий - это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки. Они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы государственных органов. Организационные действия могут быть направлены как внутрь аппарата государства, так и вовне его - в отношении негосударственных формирований и граждан. В целом непосредственные организационные действия могут выражаться:

  • в инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударст -

венных организаций;

  • в их инструктировании;
  • в разъяснении содержания целей законодательных и иных юридических актов;
  • в  привлечении негосударственных организаций  и  граждан к работе государственного  аппарата.

Например, обеспечение  правильного сочетания единоначалия и коллегиальности, подготовка и  проведение заседаний,  совещаний,  распределение  функций  и  обязанностей  между  структурными  подразделениями государственного органа, изучение, обобщение и распределение положительного опыта и т.п.

        Возрастающую роль играют изучение  и учет общественного мнения  в работе государственного аппарата. Применительно к негосударственным формированиям и гражданам можно говорить о различных формах привлечения общественных и самодеятельных организаций и граждан к работе государственных органов, об организационно-массовой работе последних.

  1. Государственная служба
 

           Государственная служба - это служба в государственных учреждениях. Советская государственная служба рассматривалась как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемой им. Тот же подход имеет место в разрабатываемом и обсуждаемом ныне законодательстве о государственной службе. Государственная служба является формой реализации конституционного права граждан на труд. Она осуществляется определенной категорией служащих, для которых работа в государственном аппарате за вознаграждение составляет основную профессию.

         Из понятия государственной службы  вытекает и понятие ее субъекта  — государственного служащего. Под ним  понимается лицо, занимающее в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющее определенную работу по осуществлению задач и функций государства. Однако с реформой государственной власти, уже осуществляемой в Российской Федерации, данное определение требует некоторых уточнений.  Это касается правового статуса работодателей в системе местного самоуправления. Конституция РФ органы местного самоуправления не относит к государственным органам. 

        Возникает множество категорий  служащих, в том числе публичных,  в зависимости от  двух критериев,  таких как критерий работодателя  и критерий правового режима. Сохраняются общепризнанные классификации государственных служащих:

  • в  зависимости от видов  государственной деятельности выделяются  служащие

представительных  органов власти; органов исполнительной власти; органов судебной власти;

  • по характеру труда служащие могут быть разделены на руководителей, специалис -

тов и технических  исполнителей;

  • по юридическим свойствам должностей они делятся на служащих, имеющих государ-

ственно-властные полномочия, и служащих, таковых не имеющих.

     Все большее значение приобретает  классификация служащих в зависимости  от правового режима,  это деление  на штатных и внештатных (особенно работающих на договорной основе). В основу понятия правового статуса государственного служащего положено понятие должности - служебного места, которому соответствует правовое положение лица, занимающего его. Должностью определяются характер выполняемой работы, обязанности и права, поощрения и ответственность служащего, требования к его профессиональной подготовке.

       Прохождение государственной службы  начинается с зачисления на  службу и оканчивается прекращением исполнения служебной деятельности. Прохождение службы означает реализацию служебной карьеры. Последняя начинается с поступления на службу. В основе системы отбора служащих (комплектования должностей) лежит принцип равенства

(раса, убеждения и пол). Данный принцип  имеет, жесткие, ограничения в возрасте (минимальный и максимальный возраст поступающих на службу), в гражданстве и даже связан со способностями - интеллектуальными, подтвержденными дипломами и свидетельствами; моральными, подтвержденными в том числе правомерным поведением; физическими.

         Должности государственных служащих  замещаются путем назначения  или конкурса (выборов). Назначение  производится уполномоченным на  то органом или должностным  лицом. Оно оформляется в виде  юридического акта, являющегося основанием для вступления лица в должность с наделением его определенными правами и обязанностями. На местном уровне служащие назначаются соответствующими органами местного самоуправления.

         Прохождение службы (перемещение  по службе) у каждого государственного  служащего сугубо индивидуально. Изменения в служебно-правовом положении могут повлечь: перемещение по службе (повышение, понижение в должности, перевод); зачисление на учебу, связанное с увольнением от занимаемой должности; призыв (поступление) на действительную военную службу; присвоение воинского или специального звания, чина, ранга, ученой степени и звания и других отличий, с которыми связаны особые права и обязанности; увольнение со службы и др.

        Ответственность государственных  служащих - это применение к ним в установленном порядке мер воздействия за ненадлежащее выполнение своих прав и обязанностей. Наряду с моральной ответственностью существует четыре вида 

юридической ответственности государственных  служащих: дисциплинарная, материальная и, как уже говорилось, уголовная и административная. Дисциплинарная ответственность служащих наступает за виновное нарушение служебной дисциплины, т.е. за совершение дисциплинарных поступков. Последние есть виновные нарушения правил, обязанностей службы, не преследуемые в административном или уголовном порядке. Дисциплинарная ответственность применяется, в порядке служебного подчинения: лицо, которое подвергается дисциплинарному наказанию, находится в прямой служебной зависимости от органа, налагающего наказание.

         Установлены три вида дисциплинарной ответственности: в порядке подчиненности; в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в некоторых министерствах и ведомствах; в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Административную ответственность государственные служащие несут в общем порядке. Однако к должностным лицам могут применяться не все административные взыскания, а только предупреждения и штраф.

          Материальная ответственность государственных  служащих выражается в их обязанности восстановить (полностью или отчасти) ущерб, причиненный ими государству (учреждениям, предприятиям или организациям, где они работают) или третьим лицам. Материальная ответственность наступает либо по суду, на основе норм трудового или гражданского права, либо в административном порядке, например, отчисление из зарплаты на основании распоряжения администрации.

Информация о работе Механизм (аппарата) государства