Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:29, курсовая работа
До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. Это в немалой степени детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Данная система приносила определенные плоды: государственный аппарат работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.
Введение……………………………………………………………………………………….......
1. Понятие и структура механизма государства……………………………………………….
2. Государственный аппарат и классификация государственных органов…………………..
2.1. Органы государственной власти…………………………………………………………
2.2. Президент в системе органов государственной власти………………………………...
2.3. Органы представительной (законодательной) власти………………………………….
2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти)……………………..
2.5. Органы судебной власти…………………………………………………………………
2.6. Вооруженные силы в механизме государства…………………………………………..
3. Общие принципы организации и деятельности государственного аппарата………………
4. Правовые формы осуществления государственной власти…………………………………
5.Организационная деятельность государства…………………………………………………
6. Государственная служба……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………………………….
Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, поэтому его можно рассматривать как главу государства, и как главу исполнительной власти.
2.3. Органы представительной (законодательной) власти.
Законодательные органы
Идея парламентаризма
Органы законодательной власти обладают верховенством, т.к. они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, определяют правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главное положение органов законодательной власти в механизме государства определяют высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Сконцентрировав в себе законодательные функции, парламент часто передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Таким образом, Федеральное собрание РФ, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, как и высшие законодательные органы других государств, часто вынуждены поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
В России, в силу ее федеративного устройства, отличают федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. При этом система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.
Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Положение Федерального Собрания обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Тут же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.
2.4 Органы государственного управления (исполнительной власти).
Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные органы, которые ведут повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).
Органы государственного управления предназначены для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей дано право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это разветвленные и многообразные органы. Эти органы, являются частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, они постоянно находятся под особым вниманием политических сил и общественности, стремящихся не допускать чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) помогают свободной экономике и росту благосостояния, но они не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры.
Органы государственного управления в пределах своей компетенции наделяются для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".
Главой органов
государственного управления
может быть
Правительственная власть составляет прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. 1. случай – это когда, правительство выступает как группа советников главы государства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. 2 случай- это когда, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее важные решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
В органах исполнительной
В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является принципом сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президент должен считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Правительство Российской Федерации разрабатывает государственный бюджет, проводят финансовую, социальную и экономическую политику. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.
В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве. Система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, который является и главой исполнительной власти.
Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежат разным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).
Государственное управление на местах осуществляется или назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), или выборных органов местного самоуправления.
Роль исполнительной власти особенно важна особенно там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ находится в руках исполнительной власти, что определяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.
Исполнительная власть определяет тенденцию
к разрастанию государственного аппарата,
коррупции, чиновничьему произволу, что
создает необходимость общественного
контроля за ее деятельностью.
Система судебных органов занимает особое место в структуре государственного аппарата. Главной социальной функцией системы судебных органов является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Понимание соотношения функций права и судов выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты".
Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение определяется в конституциях, обычных законах ряда современных государств. Например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 года) говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону».
Органы, которые осуществляют правосудие, –это третья ветвь государственной власти, которая выполняет особую роль в механизме государственной власти, в системе сдержек и противовесов. Важнейшая роль органов судебной власти в том, что она являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, а не законодательная или исполнительная, выполняет правосудие. В разных странах структура судебных органов отличается друг от друга. Также они имеют разное название. Например, в КНР - это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».
Но, несмотря на особенности структуры и различия судебных органов разных стран, они имеют много сходства в целях и задачах. Например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств провозглашается принцип непартийного характера судейского корпуса, независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов.
Во многих конституциях
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ
г)
соответствующие суды
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ осуществляет контроль за всеми государственными органами в РФ, даёт заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).