Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является познание построения механизма (аппарата) государства; познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства; места служб безопасности в его механизме; определение понятия, описание его важнейших признаков; выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей.
Задачи данной работы рассмотреть понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата и дать характеристику основополагающих принципов теории разделения властей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие механизма государства и его
составные части…………………………………………………………...5
1.1. Основные понятия механизма государства………………………5
1.2 Принцип разделения властей в
Российской Федерации …………………..………………………………8
Глава 2. Структурные элементы механизма государства…………12
2.1. Положение Президента в системе органов
государственной власти…………………………………………………..13
2.2.Органы законодательной власти…………………………………..15
2.3.Органы исполнительной власти……………………………………17
2.4. Органы судебной власти……………………………………........... 21
Глава 3. Местное самоуправление……………………………………..25
Заключение………………………………………………………….….……...29
Список литературы…………………………………….…………...….…….31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 55.docx

— 72.72 Кб (Скачать)

Оглавление: 

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие механизма  государства и его

  составные части…………………………………………………………...5

1.1. Основные  понятия механизма государства………………………5

1.2 Принцип  разделения властей в

Российской  Федерации …………………..………………………………8

Глава 2. Структурные элементы механизма  государства…………12

       2.1. Положение Президента в системе  органов 

       государственной власти…………………………………………………..13

       2.2.Органы законодательной власти…………………………………..15

      2.3.Органы исполнительной власти……………………………………17

      2.4. Органы судебной власти……………………………………........... 21

      Глава 3. Местное самоуправление……………………………………..25

Заключение………………………………………………………….….……...29

Список литературы…………………………………….…………...….…….31

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государственный аппарат  – это сложная система входящих в качестве элемента в историческую концепцию типа общества.  В целях  организации деятельности общества, государство реализует ряд внешних  и внутренних функций, для реализации каждой из которых действует конкретная структура государственного аппарата, в совокупности она составляет механизм государства.

В середине восьмидесятых годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Появились новые основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти как: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из основных составляющих построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Актуальность курсовой работы связана  в первую очередь с тем, что  современный государственный аппарат  в России, проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом роли и места всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос, а также его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Целью настоящей курсовой работы является познание построения механизма (аппарата) государства; познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно  функционирующего выражения государства; места служб безопасности в его  механизме; определение понятия, описание его важнейших признаков; выведение  структуры и ее функционально  разнообразных основных частей.

Задачи данной работы рассмотреть  понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата и дать характеристику основополагающих принципов теории разделения властей.

 Объект исследования - механизм государства как целостная система.

 Предмет исследования  - это тенденции и перспективы функционирования государственных органов, органов местного самоуправления в условиях формирования демократического, социального, правового государства и гражданского общества.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: анализ, сравнение, индукция, дедукция, синтез.

Теоретическую основу работы составляют учебная литература по теории государства и права Борисова Г.А., Тонкова Е.Е., Смоленского М.Б., Мархгейм М. В., учебная литература по конституционному праву под авторством Баглая М. В., Булакова О. Н., а так же статьи в периодических изданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации.

Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановления Государственной Думы и Совета Федерации.

Структура работы отражает поставленные задачи, состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие механизма государства и его составные части.

1.1. Основные понятия  механизма государства.

Государство – это суверенная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.1

Механизм государства — система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов2.

В широком смысле механизм  государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные учреждения - это  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных  сферах: экономической, социальной, культурной и т. п.

Государственные предприятия создаются для осуществления хозяйственной деятельности, в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

 В более узком смысле механизм  государства часто отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.


 

1Смоленский М. Б. [и др.] Теория государства и права: Учебник [текст]/ М. Б. Смоленский

 – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – С. 61.

 2Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник [текст]/ Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 103.

В свою очередь, орган государства  является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, осуществляя властные полномочия, связанны между собой отношениями субординации и координации, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Каждый государственный орган  представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, созданное государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией, и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных  органов:

- правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов;

- правоисполнительную, форма властной деятельности органов государства по реализации норм права;

- правоохранительную, форма, обеспечивающая соблюдение правовых норм.

Основные признаки, характеризующие понятие органов государства, следующие:

- осуществляют от имени  государства его функции и задачи, посредством определенного вида деятельности в доверенной области;

- обладают властными полномочиями, что и отличает их от государственных учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию,  то есть закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной  структурой, то есть численному составу (штатам), строением по видам отдельных служб и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке, установленном  законом.

Наиболее существенным признаком государственного органа является наделение его полномочиями государственно-властного характера. Он, в совокупности с другими признаками, позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основными свойствами государственного органа  является то, что он может издавать юридические акты, которые обязательны для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры убеждения, принуждения и поощрения для обеспечения требований данных актов; осуществлять надзор за их реализацией.

 

1.2 Принцип разделения  властей в Российской Федерации

Для того чтобы исключить  возможность противоправного захвата  власти, принцип разделение властей  в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционного строя. Этот принцип характеризует  механизм осуществления государственной  власти в Российской Федерации, как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.1 При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.1

В соответствии с положениями  Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция  закрепляет определенную самостоятельность  каждого государственного органа при  осуществлении принадлежащих ему  полномочий и обеспечивает такой  баланс полномочий каждой ветви государственной  власти, который исключает возможность  перенесения властных полномочий, а  тем болеё всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться  в прерогативы другой власти, а  тем болеё сливаться с другой властью.

Конституционная система  Российской Федерации предусматривает  правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. К таким  «противовесам» следует отнести:

  • срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;
  • несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
  • право конструктивного вето на законопроекты;
  • право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;
  • контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
  • конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы;
  • независимость судейского корпуса.

1Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник [текст]/ Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.

 

Сочетание единства и разделения государственной власти в Российской Федерации выражается:

  • в закрепление особого статуса Президента РФ;
  • в установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри системы федеральных судов);
  • в установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;

Проанализировав нормативную  базу1 и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектами можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • отношения в сфере законодательства,
  • отношения в сфере формирования государственных органов, назначение на государственные должности и освобождение от них,
  • отношения в сфере осуществления парламентского контроля,
  • отношения в сфере обеспечения обороны и безопасности государства,
  • отношения в сфере реализации внешней политики государства,

В каждой из указанных сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь  власти и Президента РФ.

Информация о работе Механизм государства