Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является познание построения механизма (аппарата) государства; познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства; места служб безопасности в его механизме; определение понятия, описание его важнейших признаков; выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей.
Задачи данной работы рассмотреть понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата и дать характеристику основополагающих принципов теории разделения властей.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие механизма государства и его
составные части…………………………………………………………...5
1.1. Основные понятия механизма государства………………………5
1.2 Принцип разделения властей в
Российской Федерации …………………..………………………………8
Глава 2. Структурные элементы механизма государства…………12
2.1. Положение Президента в системе органов
государственной власти…………………………………………………..13
2.2.Органы законодательной власти…………………………………..15
2.3.Органы исполнительной власти……………………………………17
2.4. Органы судебной власти……………………………………........... 21
Глава 3. Местное самоуправление……………………………………..25
Заключение………………………………………………………….….……...29
Список литературы…………………………………….…………...….…….31
Взаимодействие, взаимный контроль и ответственность федеральных органов государственной власти призваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показывает практический опыт
функционирования
1Конституция Российской Федерации // Российская Газета 1993, 25 декабря [текст] 25с.
государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. К
сожалению, существует еще
немало недостатков в деятельности
различных государственных
Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского государства.
В отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с другими ветвями власти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.
Подводя итог этой главы, по проблеме устройства аппарата (механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий вывод: разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, в заключение можно сказать, что теория разделения властей осуществляется в плане общего принципа, который следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении их полномочий.
Глава 2. Структурные элементы механизма государства.
Органы государственной власти в структуре государственного аппарата занимают центральное место и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы, каждый в своей области и своими специфическими методами, выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков:
Органы государственной власти состоят из назначенных государственных служащих или выборных депутатов, которые наделены определенными властными полномочиями. Но ест и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.
Органы государства
• в соответствии с конституционной моделью разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви
власти;
• в соответствии с федеративным устройством государства: на федеральные органы и органы субъекта федерации;
• по порядку формирования: на выборные и назначенные, первичные и производные.1
2.1. Положение Президента
в системе органов
Пост главы государства
Президент – глава исполнительной власти, обладает широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата. Прежде всего, его личной прерогативой является определение численного состава и комплектование кабинета – совещательного органа, включающего по желанию Президента тех или иных руководителей министерств и ведомств. Президент, далее, вправе назначать федеральных должностных лиц. 2
Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
При различных формах правления
функции главы государства
- в парламентских монархиях (например, Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они несущественны, глава государства "царствует, но не управляет";
1Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник [текст]/ Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - С. 105.
2Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник [текст]/ / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 520с.
- в республиках парламентского типа (Италия, ФРГ и др.) функции главы государства также выражены слабо;
- в полупрезидентских или президентских республиках (США, Франция) власть главы государства сильная. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей.
В президентских республиках власть главы государства всегда единолична. Президент избирается народом и не контролируется парламентом. Он вправе сам действовать независимо от законодательной и судебной власти и комплектовать состав правительства в силу принципа разделения властей. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется Конституцией и, принимаемыми на ее основе, законами.
Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом. Конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции1:
1 Самсонов В. А. Электронный ресурс. Реферат [текст]/ URL: http://ru.m.wikipedia.org/
2 Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник [текст]/ Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 91.
целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
Президента РФ можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти, так как под его руководством находятся все органы исполнительной власти.
2.2.Органы законодательной власти.
В ходе исторической борьбы
против тирании феодальных монархов
выявилась идея парламентаризма - главенства
представительного выборного
Идеи народного
Но независимо от формы правления, органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.
Как отмечает Д. Локк: "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".1
Органы законодательной власти обладают верховенством, так как именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, и определяют, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение
органов законодательной власти
в механизме государства
При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Парламент Англии, Конгресс США, Национальное собрание и Сенат Франции, также как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
В России, в силу ее федеративного устройства, нужно различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), и органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей
1 Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т.3.С.349.
устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.
Положение Федерального Собрания
в системе органов
2.3.Органы исполнительной власти.
Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти.В исполнении законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.
Исполнительная власть, на вершине которой находится правительство,
сосредоточивает в своих
руках неизмеримо большие по сравнению
с другими ветвями
Именно она обладает сегодня
наиболее полной, если не сказать исчерпывающей,
информацией о процессах, происходящих
во всех сферах жизнедеятельности
1 Конституция Российской Федерации // Российская Газета 1993, 25 декабря [текст] 64с.
Как не вспомнить здесь ставшее уже крылатым изречение: "Кто владеет информацией, владеет миром".1
"Силовые" органы, которые являются частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а поэтому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но они не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства.
В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры.
В пределах своей компетенции, органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления
в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".
Главой органов
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство представляет собой группу ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство