Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является познание построения механизма (аппарата) государства; познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства; места служб безопасности в его механизме; определение понятия, описание его важнейших признаков; выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей.
Задачи данной работы рассмотреть понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата и дать характеристику основополагающих принципов теории разделения властей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие механизма государства и его
составные части…………………………………………………………...5
1.1. Основные понятия механизма государства………………………5
1.2 Принцип разделения властей в
Российской Федерации …………………..………………………………8
Глава 2. Структурные элементы механизма государства…………12
2.1. Положение Президента в системе органов
государственной власти…………………………………………………..13
2.2.Органы законодательной власти…………………………………..15
2.3.Органы исполнительной власти……………………………………17
2.4. Органы судебной власти……………………………………........... 21
Глава 3. Местное самоуправление……………………………………..25
Заключение………………………………………………………….….……...29
Список литературы…………………………………….…………...….…….31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 55.docx

— 72.72 Кб (Скачать)

Взаимодействие, взаимный контроль и ответственность федеральных  органов государственной власти призваны обеспечить их согласованное  функционирование. Однако, как показывает практический опыт

функционирования государственной  власти в России, обладая относительной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности,


  1Конституция Российской Федерации // Российская Газета 1993, 25 декабря [текст] 25с.

государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. К

сожалению, существует еще  немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в

Российской Федерации, которые  зачастую нарушают конституционные  принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского  государства.

В отношениях между законодательной  и исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с  другими ветвями власти, неизменно  превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.

Подводя итог этой главы, по проблеме устройства аппарата (механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий вывод: разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, в заключение можно сказать, что теория разделения властей осуществляется в плане  общего принципа, который следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении их полномочий.

 

 

 

 

 

Глава 2. Структурные элементы механизма  государства.

Органы государственной власти в структуре государственного аппарата занимают центральное место и  обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями  государства. Эти органы, каждый в своей области и своими специфическими методами, выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков:

  1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным Конституцией, законами или другими правовыми актами, порядком.
  2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, то есть его решения носят обязательный для всех характер и, при необходимости, подкрепляются принудительной силой государства.
  3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Орган государственной власти, ни при каких условиях, не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Органы государственной власти состоят из назначенных государственных служащих или выборных депутатов, которые наделены определенными властными полномочиями. Но ест и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:

• в соответствии с конституционной  моделью разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви

власти;

• в соответствии с федеративным устройством государства: на федеральные органы и органы субъекта федерации;

• по порядку формирования: на выборные и назначенные, первичные и производные.1

2.1. Положение Президента  в системе органов государственной  власти.

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических  государствах это наследственный монарх, в республиках - президент.

Президент – глава исполнительной власти, обладает широкими административными  полномочиями в отношении своего правительственного аппарата. Прежде всего, его личной прерогативой является определение численного состава и комплектование кабинета – совещательного органа, включающего по желанию Президента тех или иных руководителей министерств и ведомств. Президент, далее, вправе назначать федеральных должностных лиц. 2

Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма  власти, а также высшее представительство в  международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный  символ государства и официальный представитель народа.

При различных формах правления  функции главы государства выглядят по-разному:

- в парламентских монархиях (например, Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они несущественны, глава государства "царствует, но не управляет";

 


1Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник [текст]/ Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - С. 105.

2Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник [текст]/ / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 520с.

- в республиках парламентского типа (Италия, ФРГ  и др.) функции главы государства также выражены слабо;

- в полупрезидентских или президентских республиках (США, Франция) власть главы государства сильная. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей.

В президентских республиках власть главы государства всегда единолична. Президент избирается народом и не контролируется парламентом. Он вправе сам действовать  независимо от законодательной и судебной власти и комплектовать состав правительства в силу принципа разделения властей. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется Конституцией и, принимаемыми на ее основе, законами.

Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом. Конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции1:

  1. является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В качестве примера можно сослаться на его указ “О гарантиях прав и свобод гражданина в Российской Федерации” от 22 июня 1994 г.2 
  2. в установленном Конституцией РФ порядке, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной

 


1 Самсонов В. А. Электронный ресурс. Реферат [текст]/ URL: http://ru.m.wikipedia.org/   

2 Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник [текст]/ Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 91.

целостности; обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной власти;

  1. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  2. представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президента РФ можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти, так как под его руководством находятся все органы исполнительной власти.

2.2.Органы законодательной власти.

В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов выявилась идея парламентаризма - главенства представительного выборного органа (парламента), осуществляющего соединение суверенитета народа с государственной  властью, что придает демократический характер всей системе правления.

Идеи народного представительства, которые выдвинули Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк и другие выдающиеся мыслители, в разных странах, в зависимости от конкретных условий, воплощались в различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США почти сразу была реализована концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с независимым Президентом и   Верховным Судом.

Но независимо от формы  правления, органу народного представительства  отводилась,  в   качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.

Как отмечает Д. Локк: "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".1

Органы законодательной власти обладают верховенством, так как именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, и  определяют, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение  органов законодательной власти в механизме государства обуславливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов. Придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в  них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы  её действия  ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями  свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных органов,  с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей  Конституции.

При этом, сосредоточив в  себе законодательные функции, парламент  нередко передает часть из них  подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Парламент Англии, Конгресс США, Национальное собрание и Сенат Франции, также как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

В России, в силу ее федеративного  устройства, нужно различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), и органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей


1 Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т.3.С.349.

устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Положение Федерального Собрания в системе органов государственной  власти определено Конституцией РФ в  гл.2 "Основы конституционного строя". Таким образом, положение его  обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что  само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.1

2.3.Органы исполнительной власти.

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти.В исполнении законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.

Исполнительная власть, на вершине которой находится правительство,

сосредоточивает в своих  руках неизмеримо большие по сравнению  с другими ветвями государственной  власти финансовые, материально-технические, технико-технологические, организационные, людские и иные ресурсы.

Именно она обладает сегодня  наиболее полной, если не сказать исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общественного  организма и на международной  арене.


 

1 Конституция Российской Федерации // Российская Газета 1993, 25 декабря [текст] 64с.

Как не вспомнить здесь  ставшее уже крылатым изречение: "Кто владеет информацией, владеет  миром".1

"Силовые" органы, которые являются частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а поэтому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но они не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства.

В социально-культурной сфере от органов  исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки  культуры.

В пределах своей компетенции, органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления

в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных  правовых актах. Согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".

Главой органов государственного управления может быть монарх, президент  или глава правительства –  премьер-министр, это зависит от формы правления государства.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских  республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство представляет собой группу ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае,  правительство

Информация о работе Механизм государства