Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в целях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мере отождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями.

Оглавление

Содержание ……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………3-4
Понятие и особенности механизма государства……………………………...5-7
Структура механизма Российского государства…………………………….8-13
Государственный орган – основной элемент механизма государства……14-16
Виды государственных органов в Российской Федерации………………..17-18
Основные принципы организации и деятельности государственных
Органов……………………………………………………………………….19-21
Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. Коррупция………………………………….……………………………..…..22-25
Заключение…………………………………………………………………...26-27
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.98 Кб (Скачать)

  Итак, в Российской Федерации существует разнообразная система структурно обособленных государственных органов, их системных образований.

  Механизм  государства и его структура  не остаются неизменными. На них оказывают  влияние как внутренние предпосылки (соотношение политических сил, культурно-исторические, национальные традиции и пр.), так  и внешнеполитические факторы: своеобразие  международной обстановки, особенности  межгосударственных отношений конкретных стран и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный орган – основной элемент механизма  государства

 

  В юридической литературе предлагаются близкие по смыслу, но различающиеся  в том или ином аспекте определения  государственного органа.

  Обобщив их можно предложить следующую формулировку: государственный орган – это  юридически оформленная, организационно обособленная часть (звено, элемент) механизма  государства, создаваемая для осуществления  определенного вида государственной  деятельности и наделенная государственно-властными  полномочиями (компетенцией).

  Как видно из определения, государственному органу, свойственны определенные признаки:

  1) согласно общей теории систем  элемент, включаясь в систему,  приобретает ее свойства. Государственный орган, как элемент механизма государства, обладает его особенностями, названными выше (единые цели, задачи, их изменение на различных этапах развития и др.);

  2) является составной и в то  же время  организационно обособленной  первичной структурной частью  механизма государства;

  3) образуется и действует на  основе правовых актов;

  4) характеризуется наличием компетенции  – государственно-властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема;

  5) учреждается в установленном  законом порядке путем выборов,  назначения, выполняет присущие  только ему задачи и функции  государственной власти;

  6) в соответствии со своей компетенцией  государственный орган издает  обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные, например, персонально определенным гражданам или должностным лицам;

  7) имеет соответствующую материальную  базу (здание, транспорт, связь и  пр.) и финансовые средства (расчетный  счет в банке, денежные ресурсы), которые необходимы для решения  определенных задач;

  8) в процессе реализации имущественных  прав выступает в качестве  юридического лица, т.е. может  отвечать по своим обязательствам, а также от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права,  быть истцом и ответчиком в  суде;

  9) государственный орган взаимодействует  с другими элементами государственного  механизма. В целом они образуют  единый «социальный организм»,  главная задача которого –  обеспечение нормального функционирования  общества.

  Государственная власть, посредством государственных  органов, осуществляет многоплановую  деятельность в установленном порядке  в различных сферах общественной жизни.

  В юридической литературе в качестве одного из важнейших признаков государственного органа, признается компетенция.

  В справочных изданиях слово компетенция  трактуется так: компетенция – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного  государственного органа (должностного лица), определяющих его правовые возможности, место в системе государственных  органов, а также круг вопросов, по которым он обладает правом принятия решений. Признается и то, что компетенция государственного органа включает: а) полномочия органа (его право на власть) или его права и обязанности; б) предметы ведения – сферу применения полномочий; в) основные направления деятельности или функции органа.

  В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция, охватывающая широкий круг вопросов, и специальная, отличающаяся решением только определенных вопросов. Например, в области государственного управления органом общей компетенции является Правительство РФ, специальной –  Министерство финансов РФ или департамент  социального обеспечения на региональном (областном) уровне.

  Учеными-юристами высказано суждение о том, что  государственные органы реализуют  свою компетенцию в трех формах. Первой формой является издание нормативно-правовых актов. Вторая форма – это принятие актов применения права. Третья форма  представляет собой организационную  деятельность государственного органа.

  Государственно-властные полномочия государственного органа, реализуемые в рамках предоставленной компетенции также признаются его существенным свойством. В обобщенном плане можно сказать, что государственно-властные полномочия – это совокупность тех действий (юридических актов), которые государственный орган может совершать от имени государства.  Особенность здесь в том, что права государственного органа (учреждения, должностного лица) – это, вместе с тем, и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. Очевидно, что обязанности, возложенные в установленном порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать соответствующие действия государственно-властного характера.

  Государственно-властные полномочия практически выражаются в следующих аспектах:

  – в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;

  – в осуществлении контроля (наблюдения) за строгим и неуклонным соблюдением  требований, содержащихся в данных актах;

  – в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем использования  убеждающих и разъяснительных, реализующих  средств, а в необходимых случаях  и мер государственного принуждения.

  По-видимому, этот признак – своеобразное ядро государственного органа – позволяет  достаточно отчетливо отграничить  его как от государственных организаций (предприятий и учреждений), так  и от негосударственных организаций  и объединений.

  Представление о государственном органе будет  более полным с учетом того, что  его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган. “Существование государственной  власти, – писал К. Маркс, – находит  свое отражение в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься  от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”.

  По-видимому, здесь имеются в виду, прежде всего  лица, замещающие государственные должности, называемые в наше время государственными служащими.

  В юридической литературе принято  считать, что государственный служащий – это лицо, находящееся на государственной  службе, исполняющее обязанности, предусмотренные  занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность заработную плату из бюджета государства.

  Служебные полномочия должностных лиц могут  предусматриваться положениями, уставами, инструкциями или иными нормативными правовыми актами, что подчеркивает их легитимность – существенное свойство государственного органа.

Виды  государственных  органов в Российской Федерации

 

  Государственные органы многообразны, на что обращалось внимание в предыдущем изложении. Под  несколько иным углом зрения они  могут подразделяться на виды по ряду оснований.

  По  порядку образования:

  - первичные (представительные, выборные) – Президент, Законодательное  собрание;

  - вторичные  (производные, назначаемые), например, Правительство. Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ.

  По  юридической силе (объему властных полномочий):

  - федеральные органы государственной  власти (Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ, и  др.);

  - органы государственной власти  республик – субъектов РФ;

  - органы государственной власти  иных субъектов РФ – краев  и областей, городов федерального  значения, автономной области и  автономных округов.

  По  времени действия (по срокам полномочий):

  - постоянные (Президент, Федеральное Собрание, Правительство и т.д.);

  - временные, создаваемые для достижения  краткосрочных целей, например, в  связи с введением военного  или чрезвычайного положения.

  По  порядку (способу) принятию решений:

  - коллегиальные (Государственная  Дума, Правительство РФ, избирательные  комиссии);

  - единоличные (Президент РФ, Уполномоченный  по правам человека, министр, губернатор  и т.п.).

  По  характеру компетенции:

   - на органы общей компетенции,  принимающие в пределах своих  полномочий решения по вопросам  широкого плана (Федеральное Собрание  РФ, Правительство РФ и др.);

  - специальной компетенции, осуществляющие  деятельность в какой-либо определенной  сфере общественной жизни (министерства, государственные комитеты и др.).

  По  структуре или способу организации:

  - простые, не имеющие внутренних подразделений, например, нотариат;

  - сложные, отличающиеся усложненной  структурной организацией (министерства, ведомства и др.).

  Исходя  из принципа разделения властей,  государственные  органы классифицируются на:

  - законодательные;

  - исполнительные;

  - судебные.

  Органы  государственной власти субъектов  РФ.  Их наименование, компетенцию, структуру  субъекты РФ устанавливают самостоятельно.

  Органами  государственной власти субъекта РФ являются:

  - глава субъекта РФ;

  - законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

  - органы исполнительной власти (администрация)  субъекта РФ, правительство и  др.

  В субъектах РФ действуют федеральные  судебные и прокурорские органы.

  Предложенная  классификация государственных  органов способствует углублению и  систематизации соответствующих знаний. Государственные органы, несмотря на различия по способам образования, структуре, компетенции, сферам деятельности, органически  связаны и являются частями общего механизма Российского государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  принципы организации  и деятельности государственных  органов

 

  Принципы  организации и деятельности государственных  органов – это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы  к их формированию и функционированию. Уделим внимание краткой характеристике таких принципов.

  Принцип разделения властей подразумевает  разделение единой государственной  власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Соответственно, на указанные три вида делятся  органы государственной власти. Они  действуют:

  - самостоятельно в рамках своей  компетенции;

  - имеют сходные цели – реализация  функций государства;

Информация о работе Механизм государства