Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа
Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в целях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мере отождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями.
Содержание ……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………3-4
Понятие и особенности механизма государства……………………………...5-7
Структура механизма Российского государства…………………………….8-13
Государственный орган – основной элемент механизма государства……14-16
Виды государственных органов в Российской Федерации………………..17-18
Основные принципы организации и деятельности государственных
Органов……………………………………………………………………….19-21
Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. Коррупция………………………………….……………………………..…..22-25
Заключение…………………………………………………………………...26-27
Список используемой литературы……………………………
Итак,
в Российской Федерации существует
разнообразная система
Механизм
государства и его структура
не остаются неизменными. На них оказывают
влияние как внутренние предпосылки
(соотношение политических сил, культурно-исторические,
национальные традиции и пр.), так
и внешнеполитические факторы: своеобразие
международной обстановки, особенности
межгосударственных отношений конкретных
стран и другие.
В юридической литературе предлагаются близкие по смыслу, но различающиеся в том или ином аспекте определения государственного органа.
Обобщив их можно предложить следующую формулировку: государственный орган – это юридически оформленная, организационно обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).
Как видно из определения, государственному органу, свойственны определенные признаки:
1) согласно общей теории систем элемент, включаясь в систему, приобретает ее свойства. Государственный орган, как элемент механизма государства, обладает его особенностями, названными выше (единые цели, задачи, их изменение на различных этапах развития и др.);
2)
является составной и в то
же время организационно
3) образуется и действует на основе правовых актов;
4)
характеризуется наличием
5)
учреждается в установленном
законом порядке путем выборов,
6)
в соответствии со своей
7)
имеет соответствующую
8)
в процессе реализации
9)
государственный орган
Государственная власть, посредством государственных органов, осуществляет многоплановую деятельность в установленном порядке в различных сферах общественной жизни.
В
юридической литературе в качестве
одного из важнейших признаков
В
справочных изданиях слово компетенция
трактуется так: компетенция – совокупность
юридически установленных полномочий,
прав и обязанностей конкретного
государственного органа (должностного
лица), определяющих его правовые возможности,
место в системе
В
зависимости от содержания и объема
различаются общая компетенция,
охватывающая широкий круг вопросов,
и специальная, отличающаяся решением
только определенных вопросов. Например,
в области государственного управления
органом общей компетенции
Учеными-юристами высказано суждение о том, что государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах. Первой формой является издание нормативно-правовых актов. Вторая форма – это принятие актов применения права. Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.
Государственно-властные полномочия государственного органа, реализуемые в рамках предоставленной компетенции также признаются его существенным свойством. В обобщенном плане можно сказать, что государственно-властные полномочия – это совокупность тех действий (юридических актов), которые государственный орган может совершать от имени государства. Особенность здесь в том, что права государственного органа (учреждения, должностного лица) – это, вместе с тем, и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. Очевидно, что обязанности, возложенные в установленном порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать соответствующие действия государственно-властного характера.
Государственно-властные полномочия практически выражаются в следующих аспектах:
– в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;
– в осуществлении контроля (наблюдения) за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах;
– в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем использования убеждающих и разъяснительных, реализующих средств, а в необходимых случаях и мер государственного принуждения.
По-видимому, этот признак – своеобразное ядро государственного органа – позволяет достаточно отчетливо отграничить его как от государственных организаций (предприятий и учреждений), так и от негосударственных организаций и объединений.
Представление о государственном органе будет более полным с учетом того, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган. “Существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое отражение в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”.
По-видимому, здесь имеются в виду, прежде всего лица, замещающие государственные должности, называемые в наше время государственными служащими.
В юридической литературе принято считать, что государственный служащий – это лицо, находящееся на государственной службе, исполняющее обязанности, предусмотренные занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность заработную плату из бюджета государства.
Служебные полномочия должностных лиц могут предусматриваться положениями, уставами, инструкциями или иными нормативными правовыми актами, что подчеркивает их легитимность – существенное свойство государственного органа.
Государственные органы многообразны, на что обращалось внимание в предыдущем изложении. Под несколько иным углом зрения они могут подразделяться на виды по ряду оснований.
По порядку образования:
- первичные (представительные, выборные) – Президент, Законодательное собрание;
- вторичные (производные, назначаемые), например, Правительство. Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ.
По юридической силе (объему властных полномочий):
-
федеральные органы
- органы государственной власти республик – субъектов РФ;
- органы государственной власти иных субъектов РФ – краев и областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
По времени действия (по срокам полномочий):
- постоянные (Президент, Федеральное Собрание, Правительство и т.д.);
-
временные, создаваемые для
По порядку (способу) принятию решений:
-
коллегиальные (
- единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по правам человека, министр, губернатор и т.п.).
По характеру компетенции:
- на органы общей компетенции,
принимающие в пределах своих
полномочий решения по
-
специальной компетенции,
По
структуре или способу
- простые, не имеющие внутренних подразделений, например, нотариат;
-
сложные, отличающиеся
Исходя из принципа разделения властей, государственные органы классифицируются на:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные.
Органы государственной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно.
Органами государственной власти субъекта РФ являются:
- глава субъекта РФ;
-
законодательный (
- органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ, правительство и др.
В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы.
Предложенная
классификация государственных
органов способствует углублению и
систематизации соответствующих знаний.
Государственные органы, несмотря на
различия по способам образования, структуре,
компетенции, сферам деятельности, органически
связаны и являются частями общего
механизма Российского
Принципы организации и деятельности государственных органов – это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к их формированию и функционированию. Уделим внимание краткой характеристике таких принципов.
Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Соответственно, на указанные три вида делятся органы государственной власти. Они действуют:
- самостоятельно в рамках своей компетенции;
-
имеют сходные цели –