Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в целях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мере отождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями.

Оглавление

Содержание ……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………3-4
Понятие и особенности механизма государства……………………………...5-7
Структура механизма Российского государства…………………………….8-13
Государственный орган – основной элемент механизма государства……14-16
Виды государственных органов в Российской Федерации………………..17-18
Основные принципы организации и деятельности государственных
Органов……………………………………………………………………….19-21
Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. Коррупция………………………………….……………………………..…..22-25
Заключение…………………………………………………………………...26-27
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.98 Кб (Скачать)

  - взаимосвязаны, образуют единую систему государственных органов;

  - дополняют, сдерживают, контролируют  друг друга.

  Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ. Исходя из него, государственные органы:

  - призваны максимально обеспечивать  законные интересы человека;

  - обязаны уважать, соблюдать и  защищать  его права и свободы;

  - не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы  человека.

  Принцип демократизма. Этот принцип нашел  воплощение в ст. 3 Конституции РФ, в которой сказано: «Народ осуществляет свою власть через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы». К тому же, в юридической  литературе существующие в стране общественные институты (партии, общественные движения, общественные организации и др.) признаются важным проявлением реализации принципа демократии в стране.

  Демократия  как принцип, политическое мировоззрение, идея свободы и прав человека и  гражданина, находит отражение в  сознании граждан, должностных лиц, государственных деятелей, лидеров  общественно-политических движений..

  В целом принцип демократизма наиболее отчетливо проявляется в политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника  власти («народовластие»), а также  в политическом режиме, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким  кругом прав и свобод.

  Принцип сочетания централизма и федерализма. Данный принцип обозначает:

  - все государственные органы образуют  единую систему государственных  органов, во главе которых находятся  высшие органы государственной  власти;

  - между центром (федерацией в  целом) и субъектами федерации  (соответственно между федеральными  органами государственной власти  и органами власти субъектов  РФ) разграничены полномочия (предмет  ведения);

  - выделены вопросы исключительного  ведения федерации, вопросы совместного  ведения, вопросы исключительного  ведения субъектов РФ;

  - субъекты федерации самостоятельно  устанавливают собственную систему  органов государственной власти;

  - субъекты федерации влияют на  формирование федеральных органов  государственной власти (представительство  в Совете Федерации, дача согласия  на назначение прокурора субъекта  РФ, участие в формировании судейского  корпуса и др.)

  Принцип сочетания выборности и назначаемости. В Российской Федерации государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Так, согласно Конституции РФ и специальному закону (Закон 1999 г.) Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Далее, он назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

  Принцип использования коллегиальности  и единоначалия. Этот принцип подтверждается существующей политико-правовой реальностью. Органы государственной власти в  российской Федерации могут быть: 

  единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) – осуществляют свою работу на основе единоначалия;

  коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др.) – совместно (коллегиально) принимают решения.

  Равный  доступ к государственной службе. Смысл этого принципа в следующем: все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой, имеют право на занятие государственных  должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального  происхождения, принадлежности к той  или иной партии, отношения к религии  и др.

  Вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы).

  Принцип профессионализма.  Данный принцип  подразумевает:

  - наличие специальной подготовки  у работников государственных  органов;

  - учет данной подготовки при  приеме на работу и продвижению  по службе;

  - контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

  Принцип законности. Этот принцип обязывает  государственные органы, государственных  служащих соблюдать и надлежаще  использовать нормы Конституции  РФ, законов, подзаконных актов при  осуществлении своей деятельности. Правовые акты, принятые компетентными  государственными органами, не могут  противоречить актам вышестоящих  органов.

  Принцип легальности образования и деятельности органов государства. Смысл этого  принципа в следующем: государственные  структуры могут учреждаться  лишь в порядке, определенном Конституцией РФ и действующим законодательством. Легальность органов государства  устанавливается различными способами (выборность, назначаемость соответственно действующему законодательству).

  Принцип территориальности. Существенно то, что названный принцип положен  в основу организации системы  государственных органов. Территория государства делится на территориальные  единицы. Соответственно, сама система  государственных органов строится с учетом этих единиц. Каждый орган  действует в определенном пространстве различных уровней – федерального, республиканского, краевого, областного и т.д.

  Можно сказать, что последовательная ориентация должностных лиц, государственных  служащих на названные принципы позволяет  достичь большей результативности государственного управления в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюрократия  и бюрократизм в государственном аппарате.Коррупция. 

  Слово "бюрократия" образовано от фр. bureau - стол, канцелярия и греч. kratos - власть и буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы.

  К пониманию бюрократии существует два  основных подхода. Один из них связан с именем М. Вебера, работы которого оставили заметный след в теории управления. В этом подходе термином "бюрократия" обозначается рационально организованная система управления, в которой  дела решаются компетентными служащими  на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами. В другом подходе бюрократия оценивается  негативно и рассматривается  как крайне нежелательное общественное явление. И как всегда в таких  случаях существует и некая третья позиция, когда в бюрократии усматривают  явление, необходимое обществу, но имеющее  свои негативные стороны. При этом пытаются иногда провести различие между "хорошими" и "плохими" сторонами данного явления на основе различения слов "бюрократия" и "бюрократизм": дескать, бюрократия - это хорошо, а вот бюрократизм - плохо. В такой достаточно запутанной ситуации анализ требует точной расстановки акцентов. Что касается первого подхода, то можно, конечно, словом "бюрократия" пользоваться в том позитивном смысле, который ему придает М. Вебер, а для социальной аномалии, на которую указывает слово "бюрократия" в его негативном значении, подыскать какой-нибудь другой термин. Однако такая терминологическая операция ничего не дает, поскольку не избавляет общество от этого зла, а нас - от необходимости его изучать и бороться с ним. Поэтому речь пойдет о бюрократии именно как об определенной социальной аномалии.

       Основные черты этого явления:

    1. Бюрократия - это явление общественное, социальное, присущее только социуму  (обществу).

    2. Бюрократия, как и демократия, неразрывно  связана с таким социальным  явлением, как власть. Не случайно  в составе обоих слов содержится  указание на власть. Бюрократия  и демократия - это два различных,  а точнее, противоположных способа  организации власти в социальном  коллективе.

    3.Бюрократия, как и демократия, может  касаться не только власти  государственной, но и власти  в любой общественной организации  (например, в партии). Однако бюрократия  в отличие от демократии может  существовать только в том  случае, когда субъект и объект  власти разделены, отчуждены друг  от друга (что характерно для  государственной власти). В этом  и состоит объективная основа  бюрократии, постоянно таящая в  себе ее ростки. В этой связи  отечественный исследователь бюрократии  В.П. Макаренко правильно характеризует  бюрократизм государства как  "материализацию политического  отчуждения".  

  Полностью искоренить бюрократию (как в рамках конкретной властно-управленческой системы, так и в масштабе общества) можно, только лишив ее названной объективной  основы, путем перехода на принципиально  иной способ управления - самоуправление, которое предполагает совпадение (полное или частичное) субъекта и объекта  власти. Так, человек на социальном уровне зачастую выступает как объект управления, а на уровне физиологическом - как целостный живой организм он представляет собой самоуправляемую  систему, которая не может "обюрократиться": человек не может стать бюрократом по отношению к самому себе. Не было бюрократии и в догосударственных формах организации власти, которые представляли собой первобытное, естественное самоуправление. Самоуправление - это апофеоз демократии, ее наиболее полное воплощение. Поэтому демократия и бюрократия и выступают как антиподы.

Как соотносятся  понятия "бюрократия" и "бюрократизм"?

    Б.П. Курашвили полагает, что бюрократизм  - это неприемлемый, извращенный  стиль (или форма) управления, а "бюрократия - это совокупность  бюрократов, образующих некоторый  слой, клан или группу в аппарате  управления и в обществе". Думается, все-таки, что бюрократия - это не совокупность бюрократов (так же, как демократия - это не совокупность демократов), а определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях, а бюрократизм (так же, как и демократизм) - это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически (в случае с демократией - демократически) организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм - это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях.

      Бюрократизмом может быть поражен  любой уровень государственной  власти: должностное лицо, государственный  орган, государство в целом.  При этом бюрократизм представляет  собой явление динамическое, он  подвержен трансформации, т.е.  во властно-управленческой системе  его может быть больше, а может  быть и меньше. Причем чем больше  в системе бюрократизма, тем меньше  в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократизмом  возможна и необходима. И здесь  нужно обратить внимание на  следующее обстоятельство.

    Ранее было замечено, что радикальным  средством борьбы с бюрократизмом  является изменение самого принципа  управления, т.е. переход на самоуправление. Однако такой переход возможен  не в любых социальных условиях  и не для всех властных систем. В таких случаях должна быть  разработана и применена система  тактических мер борьбы с бюрократизмом.  Общая задача этой системы  - создание устойчивой обратной  связи субъекта власти и объекта.  Средства для налаживания такой  связи имеют демократическую природу и в целом известны демократические процедуры формирования и функционирования властных систем, позволяющие влиять на их структуру, личностный состав, а так же различные механизмы надзора и контроля и др.

Но здесь  нужно заметить, что в механизме  государства разные системы органов  открыты для такого воздействия  поразному: одни в большей степени, другие - в меньшей. Соответственно они в разной степени подвержены бюрократизации. Как раз поэтому представления о бюрократии и бюрократизме связываются прежде всего с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и подвержен бюрократическому перерождению. А вот представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Хотя и здесь могут иметь место бюрократические тенденции: ориентация депутатов на свои личные интересы или бюрократические интересы парламента как особой системы государственных органов, "проталкивание" законопроектов, угодных узкой группе лиц ("заказных" законов), и т.п.

      Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще правоохранительными): ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и в случае ориентации на интересы своей системы и формальные показатели ее деятельности могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны факты, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет прежде всего бюрократические интересы своей системы (а в конечном счете интересы лиц, функционирующих в этой системе).

Информация о работе Механизм государства