Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа
Краткое описание
Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.
Оглавление
Глава 1 Управление развитием
1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3
2. Особенности управления развитием........................5
3. Факторы развития городов и регионов.......................7
Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.
1. Современные тенденции социально-экономического развития............8
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11
3. Макроэкономическое региональное развитие современной России............14 Глава 3 Методы управления развитием территорий 1. Региональная промышленная политика......................22 2. Управление развитием социальной сферы регионов................26 3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30 Заключение...............................32 Список литературы...........................33
Управление развитием социальной
сферы регионов................26
Мониторинг социально-экономического
развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33
введение
1. Региональное развитие
как фактор успешного регулирования
экономики
1.1 Цели и сущность регионального
развития
.2 Критерии социально - экономического
развития и конкурентоспособности
региона
2. Принципы управления региональным
развитием Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Введение
Тема данной курсовой работы
была выбрана мной не случайно. В настоящее
время экономика нашей страны близка к
кризисному состоянию. А так как состояние
страны в целом во многом определяется
аккумуляцией экономических состояний
её составляющих, то есть регионов, отсюда
вывод – благосостояние страны полностью
зависит от её субъектов. Именно субъекты
РФ – регионы – ключ к выходу России на
принципиально новые рубежи на мировой
арене. Социально-экономическое состояние
российских регионов требует особенно
пристального и непрерывного наблюдения
и изучения. Очевидно, что это состояние
определяется многочисленными факторами,
как объективными (макроэкономическими
условиями, положением региона в общественном
разделении труда, отраслевой структурой,
географическим положением, природными
ресурсами), так и субъективными факторами,
в первую очередь кадрами местных администраций
и методами регионального управления.
В сложных условиях выхода из кризиса
преимущество имеют прежде всего те регионы,
в которых используются адекватные методы
и механизмы управления их развитием.
Управление развитием региона
может осуществляться с помощью широкого
спектра действий, посредством которых
местная администрация стимулирует развитие
экономики региона, создает новые рабочие
места, расширяет возможности для тех
видов экономической деятельности, в которых
заинтересовано местное сообщество.
Актуальность
выбранной мной темы состоит в следующем:
Темпы общественно-политических
и экономических преобразований в нашей
стране опережают темпы изменений в практике
управления регионами, городами и районами.
Поэтому качественные новые проблемы
развития нередко решаются устаревшими
и неадекватными методами, (сказывается
наследие административно- командной
системы управления). Наше государство
вошло в совершенно новый этап экономических
отношений, требующий пересмотра бывших
традиций управления. Будущее процветание
России заключено в высокой и продуманной
политике управления развитием регионов.
Основываясь на аргументации об актуальности
выбранной темы, можно определить целевую
ориентацию работы.
Цель курсовой работы исследовать
и проанализировать основные особенности
и проблемы в управлении региональным
развитием в Российской Федерации, а также
рассмотреть основополагающие принципы
устойчивого развития. В соответствии
с данной целью в курсовой работе мною
решаются следующие задачи:
1.Выявить основные особенности
в управлении развитием регионов.
2.Рассмотреть основные
тенденции социально-экономического
развития регионов.
3.Определение основополагающих
принципов развития регионов.
4.Обосновать особо эффективные
варианты управления развитием
регионов. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, каждая из которых
подразделяется на параграфы, заключения
и списка литературы.
В первой главе я рассматриваю
сущность регионального развития, как
фактора успешного регулирования экономики.
Первый параграф посвящен целям и сущности
такого понятия, как региональное развитие.
Во втором параграфе я рассматриваю основные
критерии оценки конкурентоспособности
региона. Каждый из параграфов второй
главы подробно рассматривают методы
и инструменты управления региональным
развитием сегодня в Российской Федерации.
ГЛАВА 1
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ
1. Региональное развитие: цели, критерии,
факторы
Развитие - это
движение вперед, формирование новых целей,
развитие новых системных, структурных
характеристик. Развитие означает рост,
расширение, улучшение, совершенствование.
Развитие - это изменение, связанное с
возникновением качественно нового состояния.
Любой объект может приобрести новые черты
в техническом, экономическом, социальном,
физиологическом, функциональном, эстетическом,
экологическом или любом другом смысле.
Новое может проявляться в усилении имеющихся
или в построении новых структурных связей.
Структурное перестроение, обнаруживающее
новое свойство, часто становится ведущим
критерием развития объекта управления.
Основной, единой
целью социально-экономического развития
региона является улучшение качества
жизни населения. Этот процесс имеет три
важнейшие составляющие:
• увеличение доходов, улучшение
здоровья населения и повышение уровня
его образования;
• возникновение условий, способствующих
росту самоуважения людей в достижении
формирования социальной, политической,
экономической и институциональной систем,
ориентированных на уважение человеческого
достоинства;
• увеличение степени личной
свободы людей, в том числе их экономической
свободы.
Последние две составляющие
качества жизни не всегда учитываются
при оценке степени социально-экономического
развития стран и регионов, но все же в
последнее время им все чаще и все больше
уделяется внимание в экономической науке
и политической практике.
В качестве конкретных целей
социально-экономического развития
региона также могут быть определены:
уменьшение нищеты, эффективность образования,
питания и здравоохранения, оздоровление
всей окружающей среды, обеспечение равенства
возможностей, обогащение культурной
жизни. Некоторые из этих целей поддерживают
друг друга, но в определенных условиях
они могут вступить в конфликт. Так, например,
ограниченные средства можно направить
либо на развитие
здравоохранения, либо на охрану
окружающей среды. В таких условиях возникает
конфликт между целями развития. В то же
время предельно понятно, что, чем более
чистой будет окружающая среда, тем здоровее
будет население и тем в большей степени
будет достигнута конечная цель здоровье
людей. Соответственно целям развития
регионов строится система критериев
(характеристик развития) и показателей,
которые позволяют реализовать эти критерии,
соответствующим образом оценив обстановку.
Стандартным, наиболее традиционным
способом оценки экономического развития
региона является оценка уровня производства
(как правило, материального производства).
Такая оценка является сегодня односторонней
и недостаточной. Международные организации
оценивают степень развития стран и регионов
по некоторым универсальным совокупным
показателям. Одним из таких показателей
является индекс развития человека, разработанный
в рамках "Программы развития" ООН. Данный
показатель ранжирует страны по восходящей
от нуля до единицы. Для расчета используются
три показателя экономического развития:
• ожидаемая долговременность
жизни при рождении;
• интеллектуальный потенциал
(грамотность взрослого населения и средняя
продолжительность обучения);
• величина душевого дохода
с учетом покупательной способности валюты
и
снижения предельной полезности
дохода. Индекс развития человека можно
с достижением использовать для оценки
развития регионов. Наряду с этим и другими
крупномасштабными показателями можно
использовать более частные показатели
развития региона. Среди них:
• национальный доход на душу
населения;
• уровень потребления отдельных
материальных благ;
• степень дифференциации доходов;
• продолжительность жизни;
• уровень физического здоровья;
• уровень образования;
• степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные
и краткосрочные цели и аналогичные им
критерии экономического развития региона.
Среди долгосрочных целей обычно выделяются
становление и развитие постиндустриального
общества, создание рабочих мест высшей
квалификации для будущих поколений, повышение
уровня жизни населения, включая уровень
здравоохранения, образования и культуры.
В качестве краткосрочных целей можно
рассматривать преодоление кризиса и
достижение конкретных величин прироста
валового регионального продукта в следующем
году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные
и краткосрочные цели по своему содержанию
достаточно сильно различаются, как и
меры по их достижению. Достижение краткосрочных
целей, как принцип, имеет отношение не
столько к развитию, сколько к функционированию,
в то время как долгосрочные цели имеют
непосредственное отношение к развитию.
В связи с этим целесообразно рассматривать
задачи по приобретению устойчивого функционирования
и устойчивого развития региона.
Критерии экономического развития
не всегда играют роль целей или целевых
ориентиров, и наоборот. Нередко
в качестве тактических целей
регионального развития выступают
промежуточные задачи по изменению ситуации,
критичной для развития, и созданию условий,
необходимых для небезуспешного развития.
Среди таких тактических целей развития
региона или города можно назвать:
• привлечение новых рядов
бизнеса;
• расширение существующего
бизнеса;
• развитие малого бизнеса;
• развитие промышленности;
• развитие сферы услуг;
• повышение уровня занятости
населения региона.
Особое значение в определении
уровня экономического развития региона
имеют традиционные показатели, признающие
уровень производства и потребления благ
и рост этого уровня в расчете на душу
населения (валовой национальный продукт
ВНП, валовой внутренний продукт — ВВП,
реальный ВНП на душу населения, темпы
роста этих показателей). Для оценки динамики
развития целесообразно использовать
показатели, признающие темпы экономического
роста в регионе. В первую очередь это
темпы роста душевого дохода, производительности
труда, а также темпы
структурной трансформации
производства и общества. Воздействие
на темпы экономического роста - жизненно
важный вопрос для экономической политики
как страны в целом, так и отдельного региона.
Устойчивая динамика количественных показателей
экономического роста - один из показателей
устойчивого развития. В целом на уровне
региона можно рассматривать в качестве
наиболее адекватных следующие критерии
и соответствующие им показатели социально-экономического
развития:
• ВНП или ВВП (абсолютная величина
и на душу населения) и темпы роста этих
степеней;
• средний уровень доходов
населения и степень их дифференциации;
• продолжительность жизни,
уровень физического и психического здоровья
людей;
• уровень образования;
• уровень потребления материальных
благ и услуг (продуктов питания, жилья,
телефонных услуг), обеспеченность домашних
хозяйств товарами долгосрочного пользования;
• уровень здравоохранения
(обеспеченность поликлиниками, больницами,
аптеками, диагностическими
центрами и услугами «Скорой помощи»,
качество предоставляемых медицинских
услуг);
• состояние окружающей
среды;
• равенство возможностей
людей, развитие малого бизнеса;
• обогащение культурной
жизни людей.
При управлении экономическим
развитием отдельного региона целесообразно
выделять все вышеперечисленные относительно
самостоятельные цели и осуществлять
мониторинг их достижения. Значимыми в
этом отношении могут выступать такие
параметры оценки уровня регионального
развития, как наличие и качество школ,
детских садов, других образовательных
учреждений и их доступность, снабжение
продуктами питания, контроль их качества,
соблюдение прав потребителей на розничном
рынке. В понятие социально-экономического
развития региона входит и такая сложно
измеряемая субстанция, как культурная
жизнь населения. Безубыточная динамика
экономического развития региона возможна
лишь при условии обогащения культурной
жизни населения данного региона.
2. Особенности управления
развитием.
Развитие всегда имеет целевую
направленность, т. е. направлено на достижение
некоторой цели или системы целей. Положительная
направленность развития позволяет квалифицировать
его как прогресс, отрицательная свидетельствует
о регрессе, деградации. Развитие всегда
имеет направленность, определяемую целью
и системой целей. Если эта направленность
положительная, социально полезная, то
говорят о прогрессе; если она отрицательная,
то это регресс или деградация. Развитие
фирм, организаций, стран и регионов всегда
предполагает определенную цель или несколько
целей. Термин "развитие" часто употребляется
в следующих сочетаниях: развитие фирмы,
развитие организации, развитие региона,
города, социально-экономическое развитие
России (или другой страны). Прогрессивное
изменение в экономической сфере может
быть количественным, тогда говорят об
экономическом росте. Оно может быть качественным,
и тогда говорят о структурных изменениях,
или об
изменении содержания развития,
или о приобретении объектом управления
новых характеристик. Наряду с чисто экономическими
характеристиками нередко рассматривают
социальные параметры развития. Более
того, социальные характеристики уже
давно стали полноправными показателями,
оценивающими степень развития любой
страны, любого региона, города или района.
Управление развитием любого объекта
выделяется в относительно