Методы управления развитием территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.

Оглавление

Глава 1 Управление развитием

1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3

2. Особенности управления развитием........................5

3. Факторы развития городов и регионов.......................7

Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.

1. Современные тенденции социально-экономического развития............8

2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11

3. Макроэкономическое региональное
развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика......................22
2. Управление развитием социальной сферы регионов................26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.50 Кб (Скачать)

программирования и планирования.

     Принципами регионального мониторинга являются:

·        Комплексность его проведения;

·        Непрерывность осуществления мониторинговых наблюдений;

·        Сопоставимость данных;

·        Достоверность результатов наблюдения.

     Объектами мониторинга являются: экономические районы страны, республики,

края, области, автономные образования и отдельные города.

     Предмет регионального мониторинга составляют природные процессы и

явления, эволюция экономических, социальных и общественно политических

процессов, возникновение угроз безопасности общества, зарождение и развитие

позитивных изменений, определяющих их факторов, а также динамика их потенциала.

В структуре мониторинга выделяют два основных направления. Одно из них

заключается в систематическом отслеживании текущих процессов: природных

процессов и наблюдение за основными экономическими, социальными и

общественно-политическими структурами общества. Другое направление – это

отслеживание развития критических ситуаций, которые могут привести к

обвальному изменению обстановки.

Принято выделять следующие комплексные направления регионального мониторинга:

1) Экологическое; 2) Экономическое; 3) Медико-биологическое; 4) Общественно-

политическое; 5) Социальное; 6) Научно-техническое.

К макропараметрам, имеющим значение для страны в целом и её регионов, относятся:

·        показатели, характеризующие структурные сдвиги, необходимые и

достаточные для развития экономики рыночного  типа. Ранее в нашей стране

производство средств производства и производство предметов потребления

соотносились как 2/3:1/3. Рыночная среда обычно характеризуется соотношением

обратным, т.е. 1/3:2/3.

·        для региональной политики приоритетной должна быть задача

недопущения дифференциации в уровне развития территорий более чем на 20-50%;

·        показатели, характеризующие отраслевое разделение труда;

·        состояние научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Если доля расходов на их проведение в течение 5-7 лет не превышает 1% ВВП, то

возникает опасность необратимого разрушения научно-технического потенциала

страны. В РФ она составляла в 1991 г. 1,03%, в 1992 г. – 0,57%, в 1993 г. –

0,52%, в 1994 г.-0,47%;

·        обобщающие данные о темпах экономического роста. По методике МОТ для

многих развивающихся стран темпы экономического роста должны быть как минимум

6%;

·        сведения о качестве жизни населения страны. Для их оценки весьма

удобными в работе являются показатели пороговых значений, которые

сравнительно легко можно использовать для нужд управления субъектов

Федерации.

      Пороговые и фактические значения показателей, характеризующих      

                       жизнедеятельность населения                      

    

Показатели

Пороговые значения

Фактически на конец 1996 г

1. Доля населения, имеющего  доходы ниже прожиточного минимума

2. Уровень безработицы

3. Уровень преступности (количество  преступлений на 100 тыс. населения)

7%

7%

5 тыс.

20%

9,2%

6 тыс


 

 

За последние годы была укреплена правовая основа мониторинга. Приняты были в

частности, следующие постановления Правительства РФ:

·        "Об организации Всероссийского мониторинга социально трудовой

сферы"(18 июня 1994 года);

·        "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге"

(6.10.96)

·        "О мониторинге социально-экономического потенциала семей"(14.01.1994)

В результате создаются условия для превращения мониторинга в фактор

эффективной пространственной стратегии и региональной политики.

 

 

 

7.3. Принципы обеспечения  устойчивого развития регионов.

28. Вместе с общими  целями, задачами и критериями  устойчивого развития региональный  уровень преобладает и своими  отличительными особенностями – свой набор, масштаб и характер проблем устойчивого развития, а также свои подходы к их решению, свой арсенал механизмов и методов, используемых для реализации таких подходов, которые должны найти отражение в региональной политике в целом, в принципах и подходах к решению межрегиональных проблем, к перспективам развития регионов как комплексных территориальных способов.

 

 

Роль федеративных отношений, субъектов федерации и местного самоуправления в обеспечении устойчивого развития.

 

 

29. Федеративная  природа Российского государства, определяющая высокую ответственность  субъектов Федерации за решение  вопросов своего социального и экономического развития при одновременном усилении их интеграции, предполагает незаменимую роль этих субъектов в реализации стратегии устойчивого развития.

30. Федеративные  отношения определяют управляемость  Российской Федерации, она значительно улучшилась с введением полномочных представителей президента России в 7 федеральных округах, укрепив вертикаль власти в дополнение к процессам самореализации на региональном и местном уровнях.

Согласно Конституции Российской Федерации субъекты Федерации обладают всей полнотой власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся такие вопросы, имеющие прямое отношение к реализации стратегии устойчивого развития, как владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, большой круг политических и социальных вопросов и, в первую очередь, защита прав и свобод человека и гражданина, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. На территориях субъектов Федерации осуществляются федеральные и региональные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.

31. Генеральным направлением  регионального развития будет  максимальное усиление собственной  экономической базы в каждом  из субъектов Федерации путем структурной перестройки их хозяйства, адекватной требованиям рыночной экономики и платежеспособного спроса на продукцию предприятий региона и учитывающей весь комплекс научно обоснованных экологических требований. Вместе с тем Федерация в целом будет перераспределять часть средств федерального бюджета в пользу тех регионов, которые пока не могут собственными силами решать основные задачи их устойчивого развития, а также в пользу регионов, решающих задачи, важные для всех субъектов Федерации. В число этих районов войдут и такие, которые сталкиваются с наиболее острыми и масштабными экологическими проблемами и в то же время еще не имеют достаточных собственных средств для их решения.

Эти вопросы необходимо учитывать и отражать в межбюджетных отношениях, при определении и направлении трансфертов из федерального бюджета в региональные бюджеты, в разработке и реализации регионального разреза федеральных целевых программ.

32. Регионы являются  по своей сути интегральными  образованиями, обладающими определенным единством природных, хозяйственных и социальных компонентов и поэтому впрямую заинтересованы в пропорциональном сбалансированном развитии и использовании всех этих компонентов. Опора на регионы, являющиеся естественными выразителями интегрального подхода и заинтересованные в сбалансированном развитии всей системы "природа – население и хозяйство", будет способствовать преодолению недостаточного в нынешних условиях узко экономического подхода к постановке и решению проблем развития, к определению их приоритетности, к оценке эффективности различных хозяйственных и социальных мероприятий. В региональной политике надо будет все больше руководствоваться не только чисто экономическими, но и более комплексными критериями, соответствующими требованиями устойчивого сбалансированного развития.

33. В практике  государственной поддержки отдельных  территорий необходимо все больше учитывать не только экономические и социальные, но и экологические факторы (например, в помощи таким регионам, которые, как таежные сибирские территории, помимо всего прочего, являются "поставщиками" кислорода для промышленных зон). Все большее развитие должны получить формы взаимодействия и взаимопомощи регионов в решении общих для них комплексных проблем сохранения природной среды (например, соглашения субъектов Федерации, расположенных в одном крупном водном бассейне, по вопросам сокращения загрязнений поверхностных и подземных вод).

34. Максимально конкретное  отражение требований устойчивого  развития призваны обеспечивать  и органы местного самоуправления  по мере их становления и усиления экономической самостоятельности, поскольку основной задачей этих органов является решение всего комплекса вопросов обслуживания населения, улучшения условий его жизнедеятельности и достижения тем самым политической и социальной стабильности на территориях в тесной взаимосвязи с действиями органов государственной власти Федерации в целом и ее субъектов.

35. Предметом важнейшей  заботы органов власти регионов  и местного самоуправления должны быть вопросы организации рационального использования территории, так как только при этом условии могут быть комплексно и успешно решены проблемы экономического, социального и природного характера. В связи с этим должны получить дальнейшее развитие работы по районной планировке, составлению и последовательной реализации генеральных планов городов и других населенных пунктов. Эти работы в соответствии с требованиями устойчивого развития должны приобрести иное качественное содержание, основываясь на новых комплексных принципах.  
Региональные экономические проблемы и хозяйственная емкость территорий.

 

 

36. Наиболее общей  и наиболее важной проблемой  современного регионального развития экономики является усиливающаяся дифференциация регионов России по уровню социально-экономического развития, что питает дезинтеграционные тенденции, порождает существенное различие интересов между богатыми и бедными регионами. Такое положение грозит потерей устойчивости территориальной структуры экономики и угрожает целостности единого экономического пространства страны.

Для преодоления тенденций к дальнейшему росту чрезмерных различий в уровне развития регионов необходимо осуществить ряд мер, главными из которых представляются те, что призваны повысить эффективность сложившейся к настоящему времени территориальной структуры экономики и мобилизовать такие факторы экономического роста, как всемерное содействие развитию процессов территориального разделения труда в стране и усилению интеграции региональных и местных рынков товаров, труда и капиталов в единый общероссийский рынок.

37. Межрегиональное  разделение труда позволяет каждому  из регионов специализироваться на наиболее эффективных для них производствах и других видах экономической деятельности, создает тем самым условия для общего повышения эффективности хозяйства регионов и экономики страны в целом, расширяет рынки сбыта и увеличивает платежеспособный спрос – наиболее радикальное и надежное средство выхода из кризиса и преодоления его последствий, поскольку оно стимулирует оживление и рост производства, повышение занятости и доходов населения, увеличение бюджетных доходов.

38. Одним из важнейших  средств, позволяющих государству  воздействовать на развитие территориального  разделения труда в стране, является  регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий, прежде всего, в сфере транспорта и энергетики. Эта проблема является общей для всех регионов и ее решение скажется на каждом из них. Переход к устойчивому развитию предполагает обязательное решение этой проблемы, так как с ней связана устойчивость и надежность системы взаимодействия регионов в едином экономическом пространстве страны.

39. Другим важнейшим  средством является разработка  и осуществление стратегий устойчивого  развития регионов на уровне  федеральных округов и учет  их взаимовлияния  в стратегии устойчивого развития Российской Федерации в изменяющемся мире XXI века. Пионерная разработка этого плана выполняется для Сибирского федерального округа, начата также работа по наиболее проблемному Южному федеральному округу.

40. Целый ряд проблем  также является общим для большинства  российских регионов, хотя в каждом  из них масштабы, характер этих  проблем, пути выхода из сложившегося положения существенно различаются. К этим проблемам относятся:

 

            - преодоление последствий  кризиса, стабилизация экономики, накопление и реализация факторов устойчивого социально-экономического развития;

 

            - структурная перестройка  экономики, адекватная требованиям  рынка, новой парадигме развития  России и геополитическим реалиям, поиск источников инвестиций для структурной перестройки экономики;

 

            - борьба с бедностью, снижение доли населения, живущего  за чертой бедности.

41. Существенные  региональные различия должны  находить отражение в региональной политике на федеральном уровне, на уровне федеральных округов и на уровне субъектов Федерации. Это требует регионализации важнейших направлений общероссийской экономической и социальной политики (финансовой, ценовой, налоговой, инвестиционной, внешнеэкономической, демографической, образовательной и т.д.) – т.е. более адекватного отражения специфики регионов при выборе инструментов осуществления общероссийской политики.

Информация о работе Методы управления развитием территорий