Методы управления развитием территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.

Оглавление

Глава 1 Управление развитием

1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3

2. Особенности управления развитием........................5

3. Факторы развития городов и регионов.......................7

Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.

1. Современные тенденции социально-экономического развития............8

2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11

3. Макроэкономическое региональное
развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика......................22
2. Управление развитием социальной сферы регионов................26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.50 Кб (Скачать)

осуществление более эффективных мер по охране природы и оздоровлению окружающей среды;

ускорение адаптации градостроительства и формирование поселений применительно к рыночным отношениям с развитием рынка жилья, труда и капитала.

Решение расселенческих проблем наряду с совершенствованием методов экономического регулирования потребует принятия на федеральном и региональном уровнях необходимых законодательных и нормативных актов.

58. Проблемы комплексного  развития регионов и локальных  сообществ в условиях рыночных отношений.

Хозяйственные комплексы регионов и территориальных сообществ внутри них объективно формируются вокруг отраслей, на которых специализируются регионы в общероссийской системе территориального разделения труда. Специализация выгодна каждому из регионов и локальных сообществ, помогая им сконцентрировать свои ресурсы и усилия на развитии производств, наиболее эффективных в данных региональных и локальных условиях, повышая тем самым эффективность всей экономики региона, города и т.д., способствуя укреплению регионального и местного бюджета и расширению местных возможностей в решении проблем устойчивого развития.

Комплексное развитие дополняет эффективную территориальную специализацию, обеспечивает более успешное развитие отраслей специализации, диверсифицирует отраслевую структуру хозяйства региона и тем самым повышает устойчивость функционирования и развития всего территориального общественно-природного комплекса.

Оно дает дополнительный экономический эффект благодаря большей взаимоувязанности, пропорциональности разных отраслей на территории, в том числе и за счет большей технологической увязки производств, что позволяет обеспечить более полное использование сырья, уменьшить долю отходов и тем самым повысить эффективность использования сырья, топлива, энергии, материалов, лучше решать экологические проблемы. Разнообразие производств, сочетающихся в едином комплексе, создает возможности и для более полного и стабильного использования трудовых ресурсов (мужских и женских, с разными профессиональными навыками). Комплексное развитие дает эффект также за счет общей производственной и социальной инфраструктуры, за счет экономии на транспортных затратах.

59. Преимущества  комплексного развития хозяйства  могут быть реализованы не  только в условиях государственной  собственности, но и в рыночных  условиях. Эффект от комплексности получают все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности. В рыночных условиях создаются и более благоприятные возможности для реализации комплексного развития, так как теперь отсутствуют ведомственные преграды, которые препятствовали технологической и экономической увязке разных производств и инфраструктуры в регионах; предприятия свободны в выборе форм и методов взаимодействия и решающим стимулом стал экономический интерес, который объективно побуждает предприятия и организации объединяться во взаимосвязанные хозяйственные комплексы.

Как региональные и местные органы, так и хозяйствующие субъекты объективно заинтересованы в комплексном развитии хозяйства региона. Такое совпадение интересов должно способствовать усилению комплексности и пропорциональности региональной и местной экономики, большему ее соответствию возможностям природной среды.

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение.                                  

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для

реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической

отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального

развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ

превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный

мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот

опыт можно и  нужно использовать применительно к нашей стране.

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать

следующие выводы:

1. Процесс формирования  и становления регионального  и муниципального

менеджмента в России обусловлен переходом к новой модели управления

социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных

отношений в экономике регионов и муниципальных образований. Отсюда основные

задачи регионального и муниципального менеджмента на настоящий момент:

·        обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;

·        формирование условий и предпосылок перехода регионов и муниципальных

образований к устойчивому развитию;

·        выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-

технической политики.

2. Все более значимое  место в современном мире занимает  нематериальное

производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Нематериальное

производство представляет собой преимущественную сферу занятости,

преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного

общества.

3. В управлении развитием  региона целесообразно использовать  современные

методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный

маркетинг и др. Основными факторами успеха в управлении региональным

развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и

рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по

региональному развитию.

4. Динамика макроэкономических  региональных пропорций современной  России

требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и

регионального государственного управления ими в целях укрепления целостности

российского экономического пространства и сохранения социально-экономической

стабильности в стране. Реализация стратегии региональной автаркии для любого

региона России будет иметь катастрофические последствия.

Первые семена эффективного управления развитием территорий в нашей стране уже

брошены, остаётся только правильно за ними ухаживать, регулировать их рост,

защищать от негативных воздействий  и скоро и  наша страна ощутит результаты

от прогрессивных методов управления. А они уже есть, и довольно

многообещающие.

                                Список литературы                               

    

  1. Гапоненко А.Л. Управление экономическим      развитием.-М., 1997.

 

  1. Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы      регионов и управление ими.-М.,1997.

 

  1. Гутман Г.В., Лапыгин., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона.-М:Наука, 1998.

 

  1. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,1998.

 

  1. Иноземцев В.Л. За пределами экономического      общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в      современном обществе.-М.:Academia – Наука,1998.

 

  1. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции      межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования.      1999. №2.

 

  1. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции      межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования.      1999. №4.

 

  1. Конституция Российской Федерации.-М.,1993.

 

  1. Концепция национальной безопасности Российской      Федерации: Указ президента РФ// Российская газета.1997.26 декабря.

 

  1. Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию// Российская газета.1996. 9 апреля.

 

  1. Лазарев В.В. Региональная промышленная политика в условиях кризиса// Материалы научно-практической конференции      "Российское государство и государственная служба на современном      этапе". – М.,1998.с.158-161.

 

  1. Лазарев В.В. Структурные преобразования и конверсия в регионе// Сертификация –конверсия-рынок.1997.№2.с.3-5.

 

  1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 1999.

 

  1. Мацнев Д.А. и др.Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы прогнозирования. 2000. №5.

 

  1.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.:Дело, 1993. 

 

  1.  О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон   №115 – ФЗ от 20 июля 1995 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№30.Ст.2871(1).

 

  1. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред.      А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.:Изд-во РАГС, 2001.

 

  1. Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып.восьмой. Науч.ред. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. – М.:ЬСТ, 1999.

 

  1. Тодаро М.П. Экономическое развитие -М.:ЮНИТИ,      1997

 

  1. Шумейко В.Ф. Российские реформы и федерализм.-М.,1995.

  1. 1. Волков Ю. Регионоведение: Учебное пособие – М.: Феникс, 2004. -184с.
  2. 2. Гаврилов А.И. Региональное деление России // ОНС. – 2001. № 3. – С. 32-42.
  3. 3. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение – М.: ЮНИТИ, 2004. -463с.
  4. 4. Карапетян Л. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации. // Федерализм. – 2001. – №1. – С. 67-90.
  5. 5. Карапетян Л. Субъекты Федерации: проблемы выравнивания конституционного статуса // Полис. – 2004. – №5. – С.15-27.
  6. 6. Каспэ С.И. Конструировать Федерацию – Renovatio Imperii как метод социальной инженерии. // Полис. – 2004. – №5. – С. 55-69.
  7. 7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Основные понятия. Федеральные, региональные и муниципальные программы. – М.: Наука, 2001. – С. 19.
  8. 8. Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. –М.: Инфра-М, 2005.
  9. 9. Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. -2004. – №5.-С.81-97
  10. 10. Мухаметшин Ф. Принципы формирования Федерации нового типа. // Федерализм. – 2004. – №2. – С. 31-52.
  11. 11. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общества. – М.: Арена, 2005.

 


Информация о работе Методы управления развитием территорий