Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа
Краткое описание
Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.
Оглавление
Глава 1 Управление развитием
1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3
2. Особенности управления развитием........................5
3. Факторы развития городов и регионов.......................7
Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.
1. Современные тенденции социально-экономического развития............8
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11
3. Макроэкономическое региональное развитие современной России............14 Глава 3 Методы управления развитием территорий 1. Региональная промышленная политика......................22 2. Управление развитием социальной сферы регионов................26 3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30 Заключение...............................32 Список литературы...........................33
осуществление более
эффективных мер по охране природы и оздоровлению
окружающей среды;
ускорение адаптации
градостроительства и формирование поселений
применительно к рыночным отношениям
с развитием рынка жилья, труда и капитала.
Решение расселенческих
проблем наряду с совершенствованием
методов экономического регулирования
потребует принятия на федеральном и региональном
уровнях необходимых законодательных
и нормативных актов.
58. Проблемы комплексного
развития регионов и локальных
сообществ в условиях рыночных отношений.
Хозяйственные комплексы
регионов и территориальных сообществ
внутри них объективно формируются вокруг
отраслей, на которых специализируются
регионы в общероссийской системе территориального
разделения труда. Специализация выгодна
каждому из регионов и локальных сообществ,
помогая им сконцентрировать свои ресурсы
и усилия на развитии производств, наиболее
эффективных в данных региональных и локальных
условиях, повышая тем самым эффективность
всей экономики региона, города и т.д.,
способствуя укреплению регионального
и местного бюджета и расширению местных
возможностей в решении проблем устойчивого
развития.
Комплексное развитие
дополняет эффективную территориальную
специализацию, обеспечивает более успешное
развитие отраслей специализации, диверсифицирует
отраслевую структуру хозяйства региона
и тем самым повышает устойчивость функционирования
и развития всего территориального общественно-природного
комплекса.
Оно дает дополнительный
экономический эффект благодаря большей
взаимоувязанности, пропорциональности
разных отраслей на территории, в том числе
и за счет большей технологической увязки
производств, что позволяет обеспечить
более полное использование сырья, уменьшить
долю отходов и тем самым повысить эффективность
использования сырья, топлива, энергии,
материалов, лучше решать экологические
проблемы. Разнообразие производств, сочетающихся
в едином комплексе, создает возможности
и для более полного и стабильного использования
трудовых ресурсов (мужских и женских,
с разными профессиональными навыками).
Комплексное развитие дает эффект также
за счет общей производственной и социальной
инфраструктуры, за счет экономии на транспортных
затратах.
59. Преимущества
комплексного развития хозяйства
могут быть реализованы не
только в условиях государственной
собственности, но и в рыночных
условиях. Эффект от комплексности получают
все хозяйствующие субъекты, независимо
от формы собственности. В рыночных условиях
создаются и более благоприятные возможности
для реализации комплексного развития,
так как теперь отсутствуют ведомственные
преграды, которые препятствовали технологической
и экономической увязке разных производств
и инфраструктуры в регионах; предприятия
свободны в выборе форм и методов взаимодействия
и решающим стимулом стал экономический
интерес, который объективно побуждает
предприятия и организации объединяться
во взаимосвязанные хозяйственные комплексы.
Как региональные и
местные органы, так и хозяйствующие субъекты
объективно заинтересованы в комплексном
развитии хозяйства региона. Такое совпадение
интересов должно способствовать усилению
комплексности и пропорциональности региональной
и местной экономики, большему ее соответствию
возможностям природной среды.
Заключение.
Многие региональные проблемы
современной России превращаются в тормоз
для
реформ, становятся угрозой
целостности Российского государства.
Критической
отметки достигла степень различия
в уровне экономического и социального
развития регионов. По прожиточному
минимуму дифференциация субъектов РФ
превысила пороговое значение
более чем в 3 раза. Однако, существует
огромный
мировой опыт управления самыми
различными экономическими ситуациями,
этот
опыт можно и нужно использовать
применительно к нашей стране.
В соответствии с целью и задачами
курсовой работы можно сделать
следующие выводы:
1. Процесс формирования
и становления регионального
и муниципального
менеджмента в России обусловлен
переходом к новой модели управления
социально-экономическими процессами
на основе развивающихся рыночных
отношений в экономике регионов
и муниципальных образований. Отсюда основные
задачи регионального и муниципального
менеджмента на настоящий момент:
· обеспечение
высокого уровня и качества жизни населения;
· формирование
условий и предпосылок перехода регионов
и муниципальных
образований к устойчивому
развитию;
· выработка
и реализация структурной, инвестиционной
и научно-
технической политики.
2. Все более значимое
место в современном мире занимает
нематериальное
производство, и эта тенденция
постоянно усиливается. Нематериальное
производство представляет
собой преимущественную сферу занятости,
преимущественное направление
инвестиций и фактор процветания современного
общества.
3. В управлении развитием
региона целесообразно использовать
современные
методы регионального менеджмента
– стратегическое планирование, региональный
маркетинг и др. Основными факторами
успеха в управлении региональным
развитием становятся уровень
квалификации кадров региональной администрации
и
рациональное использование
интеллектуального потенциала консультантов
по
региональному развитию.
4. Динамика макроэкономических
региональных пропорций современной
России
требует сохранения и существенного
усиления действенности федерального
и
регионального государственного
управления ими в целях укрепления целостности
российского экономического
пространства и сохранения социально-экономической
стабильности в стране. Реализация
стратегии региональной автаркии для
любого
региона России будет иметь
катастрофические последствия.
Первые семена эффективного
управления развитием территорий в нашей
стране уже
брошены, остаётся только правильно
за ними ухаживать, регулировать их рост,
защищать от негативных воздействий
и скоро и наша страна ощутит результаты
от прогрессивных методов управления.
А они уже есть, и довольно
многообещающие.
Список литературы
Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 1997.
Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление ими.-М.,1997.
Иноземцев В.Л. За пределами экономического
общества: Постиндустриальные теории
и постэкономические тенденции в современном обществе.-М.:Academia – Наука,1998.
Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы
прогнозирования. 1999. №2.
Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 1999. №4.
Конституция Российской Федерации.-М.,1993.
Концепция национальной безопасности Российской
Федерации: Указ президента РФ// Российская
газета.1997.26 декабря.
Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию// Российская газета.1996. 9 апреля.
Лазарев В.В. Региональная промышленная политика в условиях кризиса// Материалы научно-практической конференции
"Российское государство и государственная служба на современном
этапе". – М.,1998.с.158-161.
Лазарев В.В. Структурные преобразования
и конверсия в регионе// Сертификация –конверсия-рынок.1997.№2.с.3-5.
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного
регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 1999.
Мацнев Д.А. и др.Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы прогнозирования. 2000. №5.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.:Дело, 1993.
О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического развития
Российской Федерации: Федеральный закон №115 – ФЗ от 20 июля 1995 г.// Собрание
законодательства РФ.1995.№30.Ст.2871(1).
Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред.
А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.:Изд-во РАГС, 2001.