Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа
Краткое описание
Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.
Оглавление
Глава 1 Управление развитием
1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3
2. Особенности управления развитием........................5
3. Факторы развития городов и регионов.......................7
Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.
1. Современные тенденции социально-экономического развития............8
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11
3. Макроэкономическое региональное развитие современной России............14 Глава 3 Методы управления развитием территорий 1. Региональная промышленная политика......................22 2. Управление развитием социальной сферы регионов................26 3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30 Заключение...............................32 Список литературы...........................33
42. Другое направление
региональной политики – выработка
и реализация управляющих или
регулирующих воздействий, специально
обращенных к конкретному региону
Российской Федерации (к отдельным
элементам регионального хозяйства,
различным аспектам регионального развития
или ко всему экономическому и социальному
комплексу региона – в последнем случае
характерной формой таких решений стали
федеральные целевые программы экономического
и социального развития регионов).
Естественно, что экологические
проблемы в большей или меньшей степени
находят отражения в решениях по развитию
регионов. Целый тип разрабатываемых и
осуществляемых федеральных целевых программ
имеет сугубо экологическую направленность
(по оз. Байкал, по Каспийскому морю, промышленным
узлам: Нижний Тагил, Братск, Чапаевск
и т.д.)
43. Однако при
переходе к стратегии устойчивого
развития более экологизированной
должна стать вся региональная политика,
объектом которой становятся территориальные
экономико-социально-природные комплексы,
при этом экологические требования являются
обязательными ограничениями при поиске
оптимальных путей оздоровления экономической
и социальной ситуации.
В качестве важнейшего
и наиболее обобщающего экологического
критерия устойчивого развития выступает
хозяйственная емкость территории, определяющая
размеры допустимой нагрузки на природную
среду. Использование этого критерия не
исключает, а предполагает необходимость
дополнительных критериев и конкретных
разработок экологической допустимости
по каждому хозяйственному проекту.
44. Вместе с тем
само понятие хозяйственной емкости
территории, методы ее количественного
определения, выработка характеристик
конкретных территорий по этому признаку
и рекомендаций по его учету в прогнозных
работах по регионам, в подготовке и реализации
региональных стратегий устойчивого развития
требуют проведения специальных исследований,
которые должны быть предусмотрены в качестве
одного из первоочередных направлений
в рамках работ по научному обеспечению
перехода к устойчивому развитию.
Кроме того, сама суть
концепции и стратегии устойчивого развития
требует не ограничиваться экономическим
районированием, пусть даже с учетом хозяйственной
емкости рассматриваемых территорий,
а выполнить большой цикл исследований
по комплексному экономико-экологическому
районированию, также предусмотрев его
в научном сопровождении перехода на новую
траекторию развития.
Развитие
региональных и локальных производственных
систем.
45. Новые критерии,
вытекающие из необходимости
перехода к устойчивому развитию,
обеспечивающему комплексное решение
социально-экономических и экологических
проблем, выдвигают новые требования
к формированию, трансформации и
развитию территориальных производственных
систем.
Главное из них то,
что такие производственные системы должны
в идеале стать производственно-природными.
Моделью таких систем является природный
геохимический круговорот, где нет отходов.
В конечном итоге региональные производственные
системы должны быть также безотходными.
Речь идет о такой организации всей региональной
производственной системы, в которой отходы
одного производства служат сырьем для
другого. При этом такие системы должны
по возможности формироваться в пределах
производственных (промышленных) центров,
промышленных агломераций, регионов и
крупных экономических районов.
46. Эти системы
привлекательны, помимо всего прочего
(решение экологических и соответственно
социальных проблем, диверсификация отраслевой
структуры промышленности, делающей экономику
региона более устойчивой к колебаниям
рыночной конъюнктуры и т.д.), еще и тем,
что экологические проблемы, достижение
безотходности производства решаются
более экономичным способом – дорогостоящие
очистные сооружения, не дающие чисто
экономической отдачи, заменяются промышленными
производствами, использующими отходы
других производств, т.е. практически бесплатное
сырье, и дающими полезную продукцию, приносящими
прибыль, платежи в бюджеты (в т.ч. и для
решения экологических проблем), обеспечивающими
создание рабочих мест и т.п. Таким образом
достигается совпадение экономических,
социальных и экологических интересов.
47. Естественно, создание
указанных региональных безотходных
производственно-природных систем предполагает
поэтапное движение, реализацию все более
широкого комплекса ресурсосберегающих
мер, достижения научно-технического прогресса
и осуществление структурной политики,
нацеленной на снижение доли "грязных"
производств.
При этом первый этап
реализации стратегии устойчивого развития
необходимо использовать для проведения
широких работ по научному и проектному
обоснованию будущих безотходных систем
в конкретных регионах и промышленных
центрах. В ходе таких работ необходимо
предусмотреть рациональную территориальную
структуру региональных систем, реализуя
при этом экономические, экологические
и социальные требования – например, создание
экономических стимулов для "разгрузки"
центров, чрезмерно насыщенных промышленностью
вообще и "грязными" производствами
в особенности.
Процесс постепенного
создания таких систем целесообразно
подкрепить различными формами организации
и институциональных преобразований –
например, содействием созданию региональных
финансово-промышленных групп, межотраслевых
концернов и т.д.
Развитие
производственной и социальной инфраструктуры
в регионах.
48. Развитие региональных
инфраструктурных систем усиливает
устойчивость экономики регионов и, что
особенно важно в современных условиях,
повышает инвестиционную привлекательность
регионов. Приток инвестиций в свою очередь
позволяет успешно решать региональные
проблемы устойчивого развития.
Опережающее развитие
инфраструктуры создает условия для более
эффективного решения производственных,
социальных и экологических проблем (за
счет укрупнения, например, мощностей
инфраструктурных объектов, рассчитанных
на обслуживание не одного, а комплекса
производств, или за счет, скажем, использования
отходящего тепла с промышленных предприятий
для коммунальных нужд и т.п.).
49. Инфраструктура
имеет важнейшее значение для
организации рационального использования
территории. Соблюдение требований устойчивого
развития позволяет реализовать системный
подход к созданию региональной инфраструктуры,
целенаправленно увязать решение экономических,
социальных и экологических вопросов.
Во многих регионах
весьма актуальна задача создания эколого-инженерной
инфраструктуры – строительства водоводов,
газопроводов, телекоммуникационных и
транспортных систем, канализационных
сетей, прокладки магистральных газопроводов
и газификации населенных мест.
Решение
региональных социальных проблем.
50. Социальная политика
нацелена на повышение развития
человеческого потенциала в регионах,
продолжительности жизни, доходов
населения и создание других благоприятных
условий для жизни граждан во всех регионах
страны, для которых в настоящее время
характерна значительная дифференциация
этих показателей. По данным за 1999г. ожидаемая
продолжительность жизни мужчин и женщин
(при рождении в 1999г.) оценивается в среднем
по России в 65,9 года при колебаниях по
регионам от 56 лет (Республика Тыва) до
73,4 года (Республика Ингушетия); уровень
безработицы составляет 7,2-51,8% (Россия
– 13,4%); среднемесячные доходы населения
равны 367-6859 руб. при среднем по стране
1609 руб.; удельный вес населения с денежными
доходами ниже прожиточного минимума
в общей численности населения регионов
колеблется от 13,3 (Ямало-Ненецкий АО) до
96,8% (Агинский Бурятский АО) при среднем
по России – 29,9%; обеспеченность жильем
– 12,5-22,6 кв.м/чел; численность студентов
государственных высших учебных заведений
на 10000 населения – составляет от 12 до
704 человек; обеспеченность населения
врачами – 28,4-84,9 врачей на 10000 населения.
51. В сферу компетенции
органов государственной власти
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления входит большинство вопросов
развития образования, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунального хозяйства,
борьбы с нищетой, социально-бытового
обслуживания населения и других социальных
проблем.
52. Участие федеральных
органов государственной власти
требуется в решении крупномасштабных
и острых проблем регионального социального
развития. Для поддержания устойчивого
социально-экономического развития страны,
предотвращения возникновения региональных
очагов социальной напряженности государство
должно проводить активную политику, направленную
на выравнивание условий социального
развития во всех регионах, сдерживание
процесса имущественного расслоения в
наиболее бедных и наиболее богатых регионах,
недопущение чрезмерно больших различий
в уровне жизни указанных регионов, предотвращение
обнищания населения и минимизацию отрицательных
последствий безработицы, особенно в слаборазвитых
регионах. Предметом общегосударственной
заботы является проведение активной
демографической политики, регулирование
размещения беженцев и вынужденных переселенцев,
оказание помощи населению регионов, попавших
в кризисную ситуацию в результате стихийных
бедствий, экологических и техногенных
катастроф, военных действий, острых межнациональных
конфликтов, регулирование миграционных
процессов с учетом стратегических задач
развития регионов и их геополитического
положения, регулирование оттока населения
из северных и восточных регионов страны.
53. Реализуя общегосударственную
задачу стабилизации, а затем
повышения уровня и качества
жизни населения, региональные органы
власти и органы местного самоуправления
призваны максимально учитывать
особенности своих территорий
и всемерно использовать предпосылки
и возможности, которыми располагают
регионы, города и другие населенные пункты.
Важнейшая задача состоит в создании на
каждой территории прочной экономической
основы для улучшения жизни населения.
54. Одно из ключевых
условий обеспечения устойчивого
социально-экономического развития
– рациональная организация расселения
в стране и ее регионах.
В области расселения
предстоит соединенными усилиями федеральных
и региональных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
последовательно и поэтапно решать целый
ряд совершенно новых крупных задач.
Главными из них являются:
· адаптация процессов
распределения населения по стране, демографических
и расселенческих процессов в регионах,
развития и изменения территориальных
и функциональных форм расселения к новым
рыночным условиям (преобладанию негосударственных
форм собственности, в том числе на землю,
и вытекающим из этого новым формам экономического
поведения хозяйствующих субъектов), к
условиям преодоления последствий экономического
спада;
· обеспечение адекватного
учета новых геополитических условий
(резкое увеличение числа приграничных
регионов, появление большого числа вынужденных
мигрантов из стран СНГ, из внутрироссийских
зон межнациональных конфликтов и т.д.);
· преодоление кризиса
крупных городов, как центров сосредоточения
преимущественно обрабатывающей и наукоемкой
промышленности, испытавшей наиболее
глубокий спад производства;
· преодоление кризиса
малых и средних городских поселений,
моноотраслевая структура большинства
которых оказалась особенно уязвимой
в условиях резких изменений рыночной
конъюнктуры;
· переселение населения
из зон экологических бедствий и техногенных
катастроф (зона Чернобыля, зона радиационных
аварий на Южном Урале, зона влияния Семипалатинского
полигона в Алтайском крае и Республике
Алтай, зоны землетрясений на Курилах
и Сахалине), непригодных для жизни районов
Севера;
· социальная поддержка
населения закрытых территориальных образований
при конверсии центров ВПК и населения
моно-городов при реструктуризации градообразующих
предприятий;
· предотвращение развития
процессов депопуляции и социального
кризиса в целом ряде регионов;
· обострившиеся проблемы
условий жизни и среды обитания малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
· сохранение, поддержание
и развитие социальной и инженерной инфраструктуры
населенных мест в новых рыночных условиях
при ограниченности бюджетных средств
на ее содержание;
· создание и расширение
рекреационно-курортных зон общероссийского
значения в связи с потерей многих прежних
общественных зон отдыха;
· последовательная
экологическая реконструкция городских
земель, природных и рекреационных зон
промузлов, сельских поселений, межселенных
территорий и создание на этой основе
благоприятной среды обитания.
55. Принципиальные
направления решений этих и
ряда других расселенческих проблем
намечены в утвержденной Правительством
Российской Федерации Генеральной схеме
расселения на территории Российской
Федерации, которая подлежит периодическому
обновлению и дополнению региональными
схемами.
56. Важнейшее значение
будет иметь начавшаяся жилищная
реформа, предполагающая диверсификацию
источников и видов финансирования жилищного
строительства, форм собственности, создание
рынка жилья, массовое возведение индивидуальных
жилых домов в городах и пригородах. Новые
условия и задачи требуют пересмотра действующих
и разработки новых районных планировок
и генеральных планов городов с учетом
развития рыночных отношений и местного
самоуправления.
57. В этих документах
и новых региональных схемах
расселения необходимо предусмотреть:
рациональное функциональное
зонирование территории и планировочные
решения по взаимосвязанному развитию
крупных, средних и малых городов, поселков
и сельских населенных пунктов, реализация
которых даст возможность упорядочить
градостроительство, повысить его эффективность,
полнее удовлетворить потребности населения
в выборе профессии, мест работы и мест
жительства, получении образования, обеспечении
культурно-бытового обслуживания и отдыха;