Методы управления развитием территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.

Оглавление

Глава 1 Управление развитием

1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3

2. Особенности управления развитием........................5

3. Факторы развития городов и регионов.......................7

Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.

1. Современные тенденции социально-экономического развития............8

2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11

3. Макроэкономическое региональное
развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика......................22
2. Управление развитием социальной сферы регионов................26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.50 Кб (Скачать)

42. Другое направление  региональной политики – выработка  и реализация управляющих или  регулирующих воздействий, специально  обращенных к конкретному региону  Российской Федерации (к отдельным  элементам регионального хозяйства, различным аспектам регионального развития или ко всему экономическому и социальному комплексу региона – в последнем случае характерной формой таких решений стали федеральные целевые программы экономического и социального развития регионов).

Естественно, что экологические проблемы в большей или меньшей степени находят отражения в решениях по развитию регионов. Целый тип разрабатываемых и осуществляемых федеральных целевых программ имеет сугубо экологическую направленность (по оз. Байкал, по Каспийскому морю, промышленным узлам: Нижний Тагил, Братск, Чапаевск и т.д.)

43. Однако при  переходе к стратегии устойчивого  развития более экологизированной должна стать вся региональная политика, объектом которой становятся территориальные экономико-социально-природные комплексы, при этом экологические требования являются обязательными ограничениями при поиске оптимальных путей оздоровления экономической и социальной ситуации.

В качестве важнейшего и наиболее обобщающего экологического критерия устойчивого развития выступает хозяйственная емкость территории, определяющая размеры допустимой нагрузки на природную среду. Использование этого критерия не исключает, а предполагает необходимость дополнительных критериев и конкретных разработок экологической допустимости по каждому хозяйственному проекту.

44. Вместе с тем  само понятие хозяйственной емкости  территории, методы ее количественного  определения, выработка характеристик  конкретных территорий по этому признаку и рекомендаций по его учету в прогнозных работах по регионам, в подготовке и реализации региональных стратегий устойчивого развития требуют проведения специальных исследований, которые должны быть предусмотрены в качестве одного из первоочередных направлений в рамках работ по научному обеспечению перехода к устойчивому развитию.

Кроме того, сама суть концепции и стратегии устойчивого развития требует не ограничиваться экономическим районированием, пусть даже с учетом хозяйственной емкости рассматриваемых территорий, а выполнить большой цикл исследований по комплексному экономико-экологическому районированию, также предусмотрев его в научном сопровождении перехода на новую траекторию развития.

Развитие региональных и локальных производственных систем.

 

 

45. Новые критерии, вытекающие из необходимости  перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему комплексное решение  социально-экономических и экологических  проблем, выдвигают новые требования  к формированию, трансформации и  развитию территориальных производственных систем.

Главное из них то, что такие производственные системы должны в идеале стать производственно-природными. Моделью таких систем является природный геохимический круговорот, где нет отходов. В конечном итоге региональные производственные системы должны быть также безотходными. Речь идет о такой организации всей региональной производственной системы, в которой отходы одного производства служат сырьем для другого. При этом такие системы должны по возможности формироваться в пределах производственных (промышленных) центров, промышленных агломераций, регионов и крупных экономических районов.

46. Эти системы  привлекательны, помимо всего прочего (решение экологических и соответственно социальных проблем, диверсификация отраслевой структуры промышленности, делающей экономику региона более устойчивой к колебаниям рыночной конъюнктуры и т.д.), еще и тем, что экологические проблемы, достижение безотходности производства решаются более экономичным способом – дорогостоящие очистные сооружения, не дающие чисто экономической отдачи, заменяются промышленными производствами, использующими отходы других производств, т.е. практически бесплатное сырье, и дающими полезную продукцию, приносящими прибыль, платежи в бюджеты (в т.ч. и для решения экологических проблем), обеспечивающими создание рабочих мест и т.п. Таким образом достигается совпадение экономических, социальных и экологических интересов.

47. Естественно, создание  указанных региональных безотходных  производственно-природных систем предполагает поэтапное движение, реализацию все более широкого комплекса ресурсосберегающих мер, достижения научно-технического прогресса и осуществление структурной политики, нацеленной на снижение доли "грязных" производств.

При этом первый этап реализации стратегии устойчивого развития необходимо использовать для проведения широких работ по научному и проектному обоснованию будущих безотходных систем в конкретных регионах и промышленных центрах. В ходе таких работ необходимо предусмотреть рациональную территориальную структуру региональных систем, реализуя при этом экономические, экологические и социальные требования – например, создание экономических стимулов для "разгрузки" центров, чрезмерно насыщенных промышленностью вообще и "грязными" производствами в особенности.

Процесс постепенного создания таких систем целесообразно подкрепить различными формами организации и институциональных преобразований – например, содействием созданию региональных финансово-промышленных групп, межотраслевых концернов и т.д.

 

 

Развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах.

 

 

48. Развитие региональных  инфраструктурных систем усиливает  устойчивость экономики регионов и, что особенно важно в современных условиях, повышает инвестиционную привлекательность регионов. Приток инвестиций в свою очередь позволяет успешно решать региональные проблемы устойчивого развития.

Опережающее развитие инфраструктуры создает условия для более эффективного решения производственных, социальных и экологических проблем (за счет укрупнения, например, мощностей инфраструктурных объектов, рассчитанных на обслуживание не одного, а комплекса производств, или за счет, скажем, использования отходящего тепла с промышленных предприятий для коммунальных нужд и т.п.).

49. Инфраструктура  имеет важнейшее значение для  организации рационального использования территории. Соблюдение требований устойчивого развития позволяет реализовать системный подход к созданию региональной инфраструктуры, целенаправленно увязать решение экономических, социальных и экологических вопросов.

Во многих регионах весьма актуальна задача создания эколого-инженерной инфраструктуры – строительства водоводов, газопроводов, телекоммуникационных и транспортных систем, канализационных сетей, прокладки магистральных газопроводов и газификации населенных мест.

 

 

Решение региональных социальных проблем.

 

 

50. Социальная политика  нацелена на повышение развития  человеческого потенциала в регионах, продолжительности жизни, доходов  населения и создание других благоприятных условий для жизни граждан во всех регионах страны, для которых в настоящее время характерна значительная дифференциация этих показателей. По данным за 1999г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин (при рождении в 1999г.) оценивается в среднем по России в 65,9 года при колебаниях по регионам от 56 лет (Республика Тыва) до 73,4 года (Республика Ингушетия); уровень безработицы составляет 7,2-51,8% (Россия – 13,4%); среднемесячные доходы населения равны 367-6859 руб. при среднем по стране 1609 руб.; удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения регионов колеблется от 13,3 (Ямало-Ненецкий АО) до 96,8% (Агинский Бурятский АО) при среднем по России – 29,9%; обеспеченность жильем – 12,5-22,6 кв.м/чел; численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения – составляет от 12 до 704 человек; обеспеченность населения врачами – 28,4-84,9 врачей на 10000 населения.

51. В сферу компетенции  органов государственной власти  субъектов Федерации и органов местного самоуправления входит большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, борьбы с нищетой, социально-бытового обслуживания населения и других социальных проблем.

52. Участие федеральных  органов государственной власти  требуется в решении крупномасштабных и острых проблем регионального социального развития. Для поддержания устойчивого социально-экономического развития страны, предотвращения возникновения региональных очагов социальной напряженности государство должно проводить активную политику, направленную на выравнивание условий социального развития во всех регионах, сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее бедных и наиболее богатых регионах, недопущение чрезмерно больших различий в уровне жизни указанных регионов, предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах. Предметом общегосударственной заботы является проведение активной демографической политики, регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев, оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов, регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, регулирование оттока населения из северных и восточных регионов страны.

53. Реализуя общегосударственную  задачу стабилизации, а затем  повышения уровня и качества  жизни населения, региональные органы  власти и органы местного самоуправления  призваны максимально учитывать  особенности своих территорий  и всемерно использовать предпосылки  и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни населения.

54. Одно из ключевых  условий обеспечения устойчивого  социально-экономического развития  – рациональная организация расселения  в стране и ее регионах.

В области расселения предстоит соединенными усилиями федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления последовательно и поэтапно решать целый ряд совершенно новых крупных задач.

Главными из них являются:

·        адаптация процессов распределения населения по стране, демографических и расселенческих процессов в регионах, развития и изменения территориальных и функциональных форм расселения к новым рыночным условиям (преобладанию негосударственных форм собственности, в том числе на землю, и вытекающим из этого новым формам экономического поведения хозяйствующих субъектов), к условиям преодоления последствий экономического спада;

·        обеспечение адекватного учета новых геополитических условий (резкое увеличение числа приграничных регионов, появление большого числа вынужденных мигрантов из стран СНГ, из внутрироссийских зон межнациональных конфликтов и т.д.);

·        преодоление кризиса крупных городов, как центров сосредоточения преимущественно обрабатывающей и наукоемкой промышленности, испытавшей наиболее глубокий спад производства;

·        преодоление кризиса малых и средних городских поселений, моноотраслевая структура большинства которых оказалась особенно уязвимой в условиях резких изменений рыночной конъюнктуры;

·        переселение населения из зон экологических бедствий и техногенных катастроф (зона Чернобыля, зона радиационных аварий на Южном Урале, зона влияния Семипалатинского полигона в Алтайском крае и Республике Алтай, зоны землетрясений на Курилах и Сахалине), непригодных для жизни районов Севера;

·        социальная поддержка населения закрытых территориальных образований при конверсии центров ВПК и населения моно-городов при реструктуризации градообразующих предприятий;

·        предотвращение развития процессов депопуляции и социального кризиса в целом ряде регионов;

·        обострившиеся проблемы условий жизни и среды обитания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

·        сохранение, поддержание и развитие социальной и инженерной инфраструктуры населенных мест в новых рыночных условиях при ограниченности бюджетных средств на ее содержание;

·        создание и расширение рекреационно-курортных зон общероссийского значения в связи с потерей многих прежних общественных зон отдыха;

·        последовательная экологическая реконструкция городских земель, природных и рекреационных зон промузлов, сельских поселений, межселенных территорий и создание на этой основе благоприятной среды обитания.

55. Принципиальные  направления решений этих и  ряда других расселенческих проблем намечены в утвержденной Правительством Российской Федерации Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации, которая подлежит периодическому обновлению и дополнению региональными схемами.

56. Важнейшее значение  будет иметь начавшаяся жилищная  реформа, предполагающая диверсификацию источников и видов финансирования жилищного строительства, форм собственности, создание рынка жилья, массовое возведение индивидуальных жилых домов в городах и пригородах. Новые условия и задачи требуют пересмотра действующих и разработки новых районных планировок и генеральных планов городов с учетом развития рыночных отношений и местного самоуправления.

57. В этих документах  и новых региональных схемах  расселения необходимо предусмотреть:

рациональное функциональное зонирование территории и планировочные решения по взаимосвязанному развитию крупных, средних и малых городов, поселков и сельских населенных пунктов, реализация которых даст возможность упорядочить градостроительство, повысить его эффективность, полнее удовлетворить потребности населения в выборе профессии, мест работы и мест жительства, получении образования, обеспечении культурно-бытового обслуживания и отдыха;

Информация о работе Методы управления развитием территорий