Методы управления развитием территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.

Оглавление

Глава 1 Управление развитием

1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3

2. Особенности управления развитием........................5

3. Факторы развития городов и регионов.......................7

Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.

1. Современные тенденции социально-экономического развития............8

2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11

3. Макроэкономическое региональное
развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика......................22
2. Управление развитием социальной сферы регионов................26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.50 Кб (Скачать)

это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых

во внутренней и внешней по отношению к региону среде и предназначенных для

повышения эффективности факторов производства, снижения политических и

социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса

региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в

региональных программах и законодательных актах. Локальные критерии

региональной промышленной политики — экономия ресурсов, повышение

эффективности использования ресурсов, сокращение загрязнения окружающей

среды, сокращение доли ручного труда и перепрофилирование, повышение

рентабельности (вывод из убыточности), повышение эффективности НИОКР,

ускорение НТП.

2. Управление  развитием  социальной сферы регионов

     Региональная социальная политика

     Региональная политика применительно к Российской Федерации -

это система целей и задач органов государственной власти по управлению

политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы.

При формировании государственной региональной социальной политики

на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны находиться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы региона, осуществляемое Российской Федерацией и территорией. Приоритетные направления федерального и регионального финансирования должны разрабатываться, исходя из общей стратегии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

Региональная социальная политика должна исходить из следующих принципов:

     • создание условий для сохранения и рационального использования

социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания

социальной сферы.

Существующая модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перенесение финансирования социальных расходов из федерального бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбережения граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, достижение стабильности и социальной ориентации оказывается возможным лишь при условии определенной однородности социального и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, если относительно стабильные территории соседствуют с абсолютно депрессивными. Аномальные территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики "выравнивания". Одной из основных целей этой

политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является

"выравнивание условий  социально-экономического развития  регионов", а одной из

основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического

развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему

уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное

стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности

населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование

правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы.

Главным аспектом социальной политики на современном этапе является

взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление

оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

Возможны три варианта развития территорий:

1.      Развивать  и поддерживать передовые и  богатые районы, а остальные

могут существовать за счёт богатых (например - США).

2.      Поддерживать  примерно равные условия жизни  во всех районах, регулируя

в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример – Германия).

3.      Поддерживать  только бедные районы, богатые  могут развиваться

самостоятельно (пример – страны Скандинавии).

     Функции органов управления развитием социальной сферы региона

Проводя политику регионального развития, органы разных уровней

государственной власти должны осуществить выравнивание развития разных

регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития,

а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к

управлению развитием социальной сферы.

В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключается в

обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью

осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к

услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных

возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность

жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или

систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый

стандарт благосостояния.

В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием

социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым

относятся:

·        выбор объектов регулирования;

·        определение источников финансового и материального обеспечения

программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

·        определение критериев оценки состояния социальной сферы;

·        выработка приемов и инструмента управления развитием социальной

сферы региона;

·        регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной

защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

     Социальная защита – это система законодательных, экономических,

социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные

права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям –

преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую

материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях:

федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском,

районом)

Базовыми направлениями этого комплекса являются:

§        обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном

уровне, социально уязвимыми слоям населения;

§        совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального

обслуживания и социального страхования;

§        развитие новых систем социальной защиты населения через создание

специальных учреждений социальной службы;

§        создание условий для получения  обслуживающим контингентом трудовых

доходов, достаточных для его самообеспечения.

Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и

осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по

оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых

и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию

каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами

власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает

использование соответствующей системы оценок и показателей развития

социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной

политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни

населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни,

он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление

продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия,

социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий,

определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или

группы людей.

     Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона

Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов РФ

осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в

том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к

появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение

населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению

занятости и др.

Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях

рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он

признан правительством и широко используется в практике управления.

Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от

26 июня 1995 года №594) утверждён "Порядок разработки и реализации

федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская

Федерация". В этом документе дано определение программы как "увязанного по

ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-

исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-

экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,

обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного,

экономического, социального и культурного развития Российской Федерации".

Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла

быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных

ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего

воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система

управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие

блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

     Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления

развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное

русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и

объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих

элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие

федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий

между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие

нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую

систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням,

порядок и правила использования и т.п.

В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как информационно-

аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих

решений

     Блок ресурсов. Ресурсный блок системы государственного управления

развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых,

имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на

целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных

ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.),

которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.

     Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы

регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных

действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и

обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены

качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного

или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса,

установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов.

Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот,

приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.

     Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления

развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры

всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного

управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное

решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о

контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по

своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных

ресурсов, по результативности их использования и др.)

             3.Мониторинг социально-экономического  развития региона            

Чаще всего под термином региональный мониторинг понимается поступление свежей

информации о поведении объектов наблюдения и контроль над ситуацией в целом.

Региональный мониторинг выступает как специфический инструмент в механизме

территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития

территориальных образований и управления в критических ситуациях и являющийся

основой для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для

Информация о работе Методы управления развитием территорий