Методы управления развитием территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В на-стоящее время экономика нашей страны близка к кризисному состоянию. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене.

Оглавление

Глава 1 Управление развитием

1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы.................3

2. Особенности управления развитием........................5

3. Факторы развития городов и регионов.......................7

Глава 2 Основополагающие принципы устойчивого развития.

1. Современные тенденции социально-экономического развития............8

2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов...........11

3. Макроэкономическое региональное
развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика......................22
2. Управление развитием социальной сферы регионов................26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.50 Кб (Скачать)

комплексом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные производства

оборонной промышленности соседствуют с устаревшими и неэффективными

предприятиями других секторов экономики. Наращивание выпуска

конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад

производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и

устойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении

высокотехнологичных производств, широком их применении в отраслях и

производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой

стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое

финансирование из федерального бюджета.

Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская,

Ингушетия, Северная Осетия—Алания составляют группу подверженных наиболее

глубокой депрессии регионов, что является результатом действия не только

экономических, но и других факторов. Перевод этих республик на путь

устойчивого развития сопряжен с государственным урегулированием острейших

политических, межнациональных, пограничных и других проблем.

Включенность региона в крупнее межрегиональные системы также содержит

потенциал устойчивости. В частности, взаимодействие субъектов Федерации в

проведении взаимовыгодной экономической и социальной политики в рамках

экономических районов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций

является дополнительным фактором их устойчивости.

         3. Макроэкономическое региональное  развитие современной России.        

     Схема экономического пространства России

Экономическое пространство России состоит из различных регионов,

различающихся уровнем экономического развития, отраслевой специализацией,

природно-климатическими условиями. Вместе с тем эти регионы чрезвычайно

сильно взаимосвязаны, причем не столько торговлей, сколько современным

глубоко специализированным высокотехнологичным производством. Схема

российского экономического пространства в виде стилизованной географической

карты России с условно спрямленными очертаниями и выявлением 11 укрупненных

экономических районов - макроэкономических регионов России - представлена

ниже. На схеме показан удельный вес каждого региона в валовом материальном

продукте России (в %) применительно к 1997 г.

     Проблема "запад-восток" в экономике современной России.

Для оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и

установления объективно возможных результатов этого выбора при планировании

развития каждого из 11 макроэкономических регионов России используются

соответствующие экономико-математические модели, устанавливающие величину

объема продукции каждой и отрасли и внутреннего продукта региона при

различных стратегических установках.

ГЛАВА 3

 

                 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.                

                   1.     Региональная промышленная  политика.                  

     Принципы и функции промышленной политики

     Промышленная политика - это совокупность экономических,

политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях

государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов

производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в

отрасли или изъятии их из отраслей.

Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обуславливается общей

ориентацией национальной экономики, спецификой тех или иных моделей

экономического роста и взаимосвязанными общими принципами

промышленной политики.

     Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить консенсус между

экономическими агентами и политическими силами по вопросу о целях,

направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе

поставить конкретные задачи по модернизации отраслей и предприятий.

     Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказываться от тех

стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в

настоящий момент.

     Принцип равных возможностей. В качестве объектов внимания

рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйствования, а динамически

видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и

инструменты их регулирования.

     Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и

политические возможности, сосредоточенные за пределами национальной

экономической системы.

Единой универсальной модели промышленной политики даже национальном уровне не

существует.

В то же время, эффективная промышленная политика, направлена на достижение:

·        макроэкономической и политической стабильности;

·        экспортной ориентации промышленности;

·        эффективного развития человеческих ресурсов.

Основным критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического

роста  в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.

Роль промышленной политики на рубеже второго и третьего тысячелетий

возрастает, что обусловлено следующими факторами:

·   изменяется роль государства, возрастает взаимозависимость субъектов

мирового хозяйства, изменяется содержание глобальной конкуренции. Все это

требует выработки адекватной национальной и региональной экономической

стратегии. Её реализация обеспечивается посредством макроэкономического

регулирования, опоры на силы предпринимательства, уважения дисциплины рынка;

·   возрастает значение нематериальных факторов производства, таких, как

образование, знания, квалификация, ноу-хау, услуги, инфраструктура их

обеспечения, научно-технические факторы конкуренции, особенно на рынках с

высоким потенциалом проста;

·   ускоряются структурные преобразования в промышленности, обусловленные, в

частности, появлением новых социально-экономических рисков, связанных с

комплексом проблем НТП, Защитой окружающей среды и рядом других.

     Федеральный и региональный уровень промышленной политики

Необходимость формирования и эффективной реализации промышленной политики в

России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, причем как

на федеральном, так и на региональном уровне национальной экономической

системы.

     Федеральная промышленная политика – это комплекс экономических,

политических и организационных мер индустриального развития страны,

определяющих необходимую структуру и масштабы производства и обеспечивающих

эффективное действие его перспективных факторов, а также влияющих на принятие

решений в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта промышленная

политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных

уровнях национальной экономической системы. Инструменты федеральной

промышленной политики закреплены в федеральных целевых программах и

законодательных актах.

К российским федеральным приоритетам следует отнести развитие

высокотехнологичных отраслей и производств, конверсию оборонного комплекса,

ресурсосбережение, развитие отраслей заключительных стадий переработки,

развитие инфраструктуры транспорта и информации. В рамках федеральных

программ должны конкретизироваться вопросы свертывания, реконструкции либо

развития стратегических производственных мощностей конкретного

технологического уклада, а также средств, льгот и других форм федеральной

поддержки.

Промышленная политика федерального уровня призвана закреплять лишь

основополагающие приоритеты и средства их поддержки, согласующиеся не только

с национальными интересами и реально складывающейся ситуацией, но и с

критериями «нацеливания», применяемыми в международной практике, в том числе

с учётом глобального реагирования.

Региональная промышленная политика – это комплекс экономических,

политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде

региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства,

снижения политических и социальных издержек структурной адаптации

социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной

промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах.

Российская действительность характеризуется общей для всех регионов

необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного

производственного аппарата, структурной адаптации, стабилизации

воспроизводственных систем, как в народнохозяйственном, так и в региональном

масштабе, поскольку режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен

обеспечить вывод из кризиса производственной сферы. Общескстемные функции

региональной промышленной политики представлены на рисунке 4.

    

     Рис.4. Общесистемные  функции региональной промышленной  политики

Региональная промышленная политика призвана ставить ориентиры индустриальным

связям и переливу капитала, обеспечивать повышение уровня межрегиональной и

международной экономической интеграции.

     Реализация региональной промышленной политики

Реализация региональной промышленной политики предполагает выделение

нескольких уровней стимулирования развития промышленного производства:

1. Уровень взаимодействия  предприятий с региональными  органами

государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систему,

процентно-ссудную политику и другие инструменты и формирование на этой основе

бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.

2. Уровень регионального  воздействия на производство  посредством

формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их

финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

3. Уровень взаимодействия  предприятий региона с федеральными органами

государственного управления посредством координации региональной программы

промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе

корректив в систему платежей, преференций и стимулов для промышленности

региона.

Результативность реализации промышленной политики может быть оценена по

следующим параметрам:

• поступлению достаточных сумм в бюджеты разных уровней;

• установлению оптимальных пропорций в развитии экономики региона;

• активизации промышленного развития и структурных преобразований,

инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона.

Общая схема реализации региональной промышленной политики показана на рис. 5.

    

    

Рис. 5. Схема реализации региональной промышленной поли гики посредством

стимулирующего воздействия на производство

Развитие институциональных и политических основ формирования и реализации

региональной промышленной политики предполагает создание институтов, функции

которых отвечали бы основным принципам этой политики, соответствовали бы

организационному устройству различных ветвей власти на местах и обеспечивали

бы их эффективное взаимодействие в указанной выше сфере. Институтами такого

рода, обеспечивающими выработку решений по вопросам промышленного развития

региона, могли бы стать Региональное агентство промышленного развития и

Региональное агентство инвестиционного сотрудничества. Не менее важным

направлением региональной промышленной политики является обеспечение

партнерства через создание региональных союзов работодателей, способных к

эффективному взаимодействию с различными ветвями власти и профсоюзами на

местах. Правительство, профсоюзы, законодатели и союзы работодателей являются

основными элементами стратегического социального партнерства. Соответствующие

подразделения для работы с профсоюзами и законодательной властью уже

существуют.  Однако в России почти отсутствуют организации и союзы

работодателей, нет законодательных основ для их развития, не созданы

соответствующие предпосылки в системе распределения полномочий. Региональная

промышленная политика как форма проявления и реализации этих отношений должна

быть ориентирована на выявление сил, из которых впоследствии будут

кристаллизоваться полноценные союзы работодателей, новые профсоюзы,

институциональные и политические основы экономического возрождения России.

Итак, промышленная политика — это совокупность экономических, политических и

организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного

управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и

прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или

изъятии их из отраслей. Основными принципами промышленной политики являются:

принцип конструктивности, принцип корректировки, принцип равных

возможностей, принцип глобального реагирования. Эти принципы промышленной

политики тесно связаны между собой. Основным критерием успеха промышленной

политики являются темпы экономического роста в сравнении с темпами,

достигнутыми в условиях ее отсутствия. Региональная промышленная политика —

Информация о работе Методы управления развитием территорий