Физическая реабилитация людей пожилого возраста при остеохондрозе шейного отдела позвоночника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 03:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: повысить эффективность физической реабилитации людей пожилого возраста при шейном остеохондрозе позвоночника средствами лечебной физической культуры.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и современные методы физической реабилитации при шейном остеохондрозе позвоночника.
2. Исследовать физическое, функциональное состояние людей пожилого возраста.
3. Оценить эффективность разработанного комплекса упражнений при шейном остеохондрозе позвоночника с людьми пожилого возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
1.1 Возрастные особенности организма людей пожилого возраста
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности
1.1.2 Особенности психики
1.2 Определение, этиология, патогенез и классификация остеохондроза позвоночника
1.3 Периоды остеохондроза позвоночника
1.4 Клиническая картина остеохондроза шейного отдела позвоночника
1.5 Занятия лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе как средство физической реабилитации людей пожилого возраста
1.6 Задачи лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе позвоночника у людей пожилого возраста
1.7 Средства лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе у людей пожилого возраста
1.8 Гипотеза исследования
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ПРИ ШЕЙНОМ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ПОЗВОНОЧНИКА В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
3.1 Характеристика и структура экспериментального комплекса упражнений ЛФК при шейном остеохондрозе в физической реабилитации людей пожилого возраста
3.2 Содержание занятий лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе позвоночника в физической реабилитации людей пожилого возраста
3.3 Результаты исследования
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

 

24. Ракитина, Р.И. Некоторые вопросы  методики занятий групп здоровья /Р.И. Ракитина// Физическая культура  и здоровье/ Под ред. Г.И.Красносельского.  – Киев: Здоровье, 1967. – с. 87 - 89.

 

25. Родионова, О.Н. Остеохондроз. Лучшие методы лечения / О.Н.  Родионова, Г.А. Никитина. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 49 с.

 

26. Семенова, М.А. Хорошее самочувствие /М.А. Семенова// Учитесь быть красивой/ Под ред. М.А.Харузиной. – М.: Мир, 1997. – с. 40 - 47.

 

27. Фокин, В.Н. Массаж и другие  методы лечения /В.Н. Фокин.  – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 672 с.

 

28. Фролькис, В.В. Старение и биологические  возможности организма /В.В. Фролькис. – М.: Наука, 1975. – 239 с.

 

29. Хайрова, Ю.А. Возрастные особенности организма и физические упражнения /Ю.А. Хайрова// Физкультура – труд – здоровье/ Под ред. Б.В.Самарина. – М.: Знание, 1979. – с. 14 – 20.

 

30. Чеботарев, Д.Ф. Биологический  возраст, наследственность и старение /Д.Ф. Чеботарев. - Киев: Здоровье, 1984. – 217 с.

 

 

Приложение 1

 

Характеристики обследуемых женщин.

 

Таблица 10

 

Характеристика обследуемых женщин контрольной группы№ возраст 

диагноз

 

основной 

диагноз

 

сопутствующий

1 72 ШОХ ГБ – II, ОИМ – 99г., ИБС.

2 72 ШОХ ГБ – II, ДОА плечевых суставов, РОХ.

3 83 ШОХ РОХ, остеопороз, ИБС, ГБ – II, атеросклероз.

4 60 ШОХ ОИМ – 2005г.,стенокардия, ВБ вен н/к.

5 69 ШОХ ГБ – II, ИБС, Церебросклероз.

6 66 ШОХ Посл. ОНМК от 2003г., ГБ – III, ДОА коленных суставов.

7 70 ШОХ РОХ, стенокардия, ИБС, остеопороз.

8 72 ШОХ ВБ вен н/к, РОХ, остеопороз, ИБС, ГБ – II.

9 66 ШОХ ГБ – II, ДОА плечевых суставов,ИБС.

10 64 ШОХ РОХ, стенокардия, ИБС, остеопороз.

11 79 ШОХ ДОА коленных суставов, ГБ – III.

12 65 ШОХ ГБ – II, ДОА плечевых суставов, РОХ, ВБ вен н/к.

13 67 ШОХ РОХ, стенокардия, ИБС, остеопороз.

14 72 ШОХ ГБ – II, ИБС, Церебросклероз, РОХ.

15 71 ШОХ ИБС, ГБ – II, атеросклероз, бронхиальная астма.

 

 

Таблица 11

 

Характеристика обследуемых женщин экспериментальной группы№ возраст 

диагноз

 

основной 

диагноз

 

сопутствующий

1 75 ШОХ ГБ – II, остеопороз, РОХ.

2 81 ШОХ ГБ – I, ДОА коленных и т/б суставов, РОХ.

3 67 ШОХ ДОА плечевых суставов, ИБС, ГБ -II, атеросклероз.

4 77 ШОХ ОИМ –1997г., атеросклероз, ИБС.

5 69 ШОХ ИБС, Церебросклероз.

6 80 ШОХ ГБ – II, ДОА коленных суставов.

7 78 ШОХ РОХ, стенокардия, ИБС, остеопороз.

8 65 ШОХ ИБС, ГБ – II, атеросклероз.

9 76 ШОХ ДОА коленных и т/б суставов, РОХ.

10 80 ШОХ ОИМ – 2005г.,стенокардия, ВБ вен н/к.

11 78 ШОХ РОХ, остеопороз, ИБС, ГБ – II, атеросклероз.

12 63 ШОХ ДОА плечевых суставов, ИБС, ГБ –II.

13 71 ШОХ ИБС, ГБ – II.

14 74 ШОХ РОХ, стенокардия, ИБС, ВБ вен н/к.

15 77 ШОХ ДОА плечевых суставов,ИБС.

 

 

* Примечание:

 

ШОХ - шейный остеохондроз.

 

ВБ вен н/к – варикозная болезнь  вен нижних конечностей.

 

ГБ – гипертоническая болезнь.

 

ИБС – ишемическая болезнь сердца.

 

ДОА – деформирующий остеоартроз.

 

ОНМК – острое нарушение мозгового  кровообращения.

 

РОХ – распространенный остеохондроз позвоночника.

 

 

Приложение 2

 

Таблица 12

 

Условные оценки внешних проявлений эмоций в мимике, скованности движений, треморе, вазомоторных реакциях (по В.Л.Марищук, 1990) Характер эмоциональных проявлений Баллы

Мимика 

1.Спокоен. Мимика уверенности.  Мышцы лица расслаблены.

 

2.Слегка взволнован. Немного нахмурен  лоб, приподняты брови, губы слегка сжаты, уголки губ слегка приподняты.

 

З.Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, уголки губ могут  быть опущены, может наблюдаться  асимметрия мимики.

 

4.Сильно взволнован, зубы сжаты,  желваки на щеках, рот неестественно открыт, иногда с оскалом зубов, заметная асимметрия мимики.

 

5.Очень напряжен. Оскал зубов.  Губы вытянуты вперед трубочкой,  или отмечаются сосательные движения (причмокивание).  

8-9

 

6-7

 

4-5

 

3-4

 

1-2

 

Скован-

 

ность движений 

1.Координированные, легкие, плавные движения, тремора нет.

 

2.Координированные движения, но  с легкими заметными усилиями, небольшой тремор пальцев.

 

3.Движения заметно напряженные,  плечи слегка приподняты, отдельные  движения иногда сопровождаются  всем телом, некоторая неуклюжесть, заметный тремор рук.

 

4.Заметная скованность движений, движения с несоразмерными усилиями, отдельные движения сопровождаются  всем телом, явная раскоординированность,  тремор рук и ног.

 

5.Очень сильная раскоординированность  движений, “пьяная походка”, тремор рук, ног, мышц лица. 

8-9

 

6-7

 

4-5

 

3-2

 

1

 

Вазомо-

 

торные реакции 

1.Обычная окраска лица. Дыхание  ровное, спокойное.

 

2.Легкое покраснение (побледнение)  кожных покровов лица, дыхание  учащенное, но ритмичное.

 

З.Заметное покраснение (побледнение) лица, дыхание учащенное и неритмичное.

 

4.Кожа лица и шеи покраснела  пятнами, Резкое учащение дыхания  с сокращением фазы выдоха.

 

5.Кожные покровы резко гиперемированы (“красный как рак”), или очень  бледные (“белый как мел”), покрыты  испариной. 

8-9

 

6-7

 

4-5

 

3-4

 

1-2

 

 

 

Приложение 3

 

Опросник «Нарушение жизнедеятельности  в связи с болью в шеи». (по Р.У. Хабриеву, 1992)

 

РАЗДЕЛ 1 – ИНТЕНСИВНОСТЬ БОЛИ

 

- Боли меня не беспокоят;

 

- Боли незначительные, но я до  сих пор принимаю болеутоляющие  лекарства;

 

- Я могу переносить боль без приема болеутоляющих лекарств;

 

- Боль сильная, но я справляюсь  с ней без болеутоляющих лекарств;

 

- Болеутоляющие лекарства полностью  избавляют меня от боли;

 

- Болеутоляющие лекарства не  действуют на боль, и я не  принимаю их;

 

РАЗДЕЛ 2 – САМООБСЛУЖИВАНИЕ (УМЫВАНИЕ, ОДЕВАНИЕ И ПР.)

 

- Самообслуживание не нарушено  и не вызывает дополнительной  боли;

 

- Самообслуживание не нарушено, но вызывает дополнительную боль;

 

- При самообслуживании из-за  усиливающейся боли я действую  замедленно;

 

- При самообслуживании я нуждаюсь  в некоторой помощи, однако

 

большинство действий выполняю самостоятельно;

 

- Я нуждаюсь в помощи при  выполнении большинства действий  по самообслуживанию;

 

- Я не могу одеться, умываюсь  с большим трудом и остаюсь  в постели.

 

РАЗДЕЛ 3 - ПОДНИМАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

 

- Я могу поднимать тяжелые  предметы без появления дополнительной  боли;

 

- Я могу поднимать тяжелые  предметы, но это усиливает боль;

 

- Боль мешает мне поднимать  тяжелые предметы, но я могу  поднять их, если они удобно расположены, например, на столе;

 

- Боль мешает мне поднимать  тяжелые предметы, но я могу  поднимать предметы средней тяжести,  если они удобно расположены;

 

- Я могу поднимать только  очень легкие предметы;

 

- Я не могу поднимать или  удерживать никакие предметы.

 

РАЗДЕЛ 4 – ХОДЬБА

 

- Боль не мешает мне проходить  любые расстояния;

 

- Боль мешает мне пройти более  1 километра;

 

- Боль мешает мне пройти более  1/2 километра;

 

- Боль мешает мне пройти более  1/4 километра;

 

- Я могу ходить только при  помощи палки или костылей;

 

- В основном я лежу в постели  и с трудом добираюсь до  туалета.

 

РАЗДЕЛ 5 – СОН

 

- Сон у меня хороший и боль  не нарушает его;

 

- Крепко спать я могу только  с помощью таблеток;

 

- Даже приняв таблетки, я сплю  менее 6 часов ночью;

 

- Даже приняв таблетки, я сплю менее 4 часов ночью;

 

- Даже приняв таблетки, я сплю  менее 2 часов ночью;

 

- Из-за боли я совсем не  сплю.

 

РАЗДЕЛ 6 – ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

 

- Моя общественная жизнь нормальна  и не вызывает усиления болей;

 

- Моя общественная жизнь нормальна, но вызывает усиление болей;

 

- Боль существенно не нарушает  мою общественную жизнь, но

 

ограничивает некоторые ее виды (например, танцы);

 

- Боль ограничивает мою общественную  жизнь, из-за боли я часто  не могу выйти из дома;

 

- Боль ограничила мою общественную жизнь только областью моего дома;

 

- Из-за боли я совсем не  участвую в общественной жизни.

 

РАЗДЕЛ 7 – ПОЕЗДКИ

 

- Я могу ездить куда угодно  без усиления болей;

 

- Я могу ездить куда угодно, но это вызывает усиление болей;

 

- Боль сильная, но я в состоянии ездить в течение 2 часов;

 

- Боль мешает мне совершать  поездки более 1 часа;

 

- Из-за боли я могу совершать  лишь самые необходимые поездки  длительностью не более 30 минут;

 

- Боль мешает всем моим поездкам, кроме визитов к врачу.

 

 

Приложение 4.

 

Протокол

 

полного педагогического наблюдения, проведенного 20 декабря 2009 года на отделении  реабилитации городского Гериатрического  Центра.

 

Фамилия проводившего урок Зубкова  М.Н.

 

Фамилия наблюдавшего урок Коновалова С.А.

 

Задачи урока:

 

1.  Укреплять мышцы шеи и плечевого пояса.

 

2.  Обучить расслаблению мышц  плечевого пояса и верхних  конечностей.

 

3.  Способствовать снятию рефлекторных  болевых ощущений.

 

4.  Улучшить общее состояние  занимающихся..

 

Изложение и анализ фактов.

 

Конспект занятия подготовлен и проверен своевременно. Основные задачи урока отражают главные стороны содержания и могут быть охарактеризованы как достаточно конкретные для данного этапа. Содержание занятия согласуется с планом работы отделения реабилитации. При его разработке учтены условия проведения занятий и возрастные особенности занимающихся. Основные задачи раскрыты достаточно конкретными частными. Правильно подобраны приемы дозировки, всесторонне продуманы методические приемы воспитания, обучения и организации.

 

Перед занятием был подготовлен зал ЛФК и необходимый инвентарь. Для комплекса упражнений с предметами были подготовлены гимнастические палки, расположенные в удобном месте.

 

В целом подготовка к занятию  осуществлена на необходимом уровне.

 

Занятие началось и закончилось своевременно. Инструктор встречала занимающихся в зале ЛФК, куда пригласила их заранее, чтобы занимающиеся переоделись. В вводной части занятия занимающиеся выполняли все упражнения инструктора четко и быстро. После предварительных указаний относительно предстоящих действий с гимнастической палкой инструктор быстро, на хорошем эмоциональном и рабочем фоне всем раздала гимнастические палки.

 

В целом упражнения с гимнастическими  палками были хорошо организованы, занимающиеся выполняли их старательно, внимательно наблюдали идеальный показ инструктора, слушали замечания. Все упражнения с гимнастическими палками инструктор сначала показывала, попутно обращала внимание на главное и на то, каких ошибок нужно избегать, от чего они зависят. По ходу выполнения упражнений высказывались оценочные суждения, делались замечания. Ценным являлось и то, что не все упражнения инструктор проводила под счет. Часть из них предлагалось выполнять самостоятельно. В это время инструктор подходила к занимающимся, помогала выполнять упражнение.

 

В основной части урока использованы такие методы слова, как описание, общие и индивидуальные указания, оценочные суждения, иногда объяснение. Личный показ сопровождался описанием  и объяснением. Соответственно решаемым задачам применялись методы обучения в целом и по частям. Воспитательные воздействия в основной части урока сводились лишь к замечаниям. Гигиеническая эффективность основной части урока в целом была на хорошем уровне. Заключительная часть занятия проведена в доброжелательной и спокойной обстановке. Все упражнения подобраны правильно, преследуя цель восстановления общего состояния пожилых людей. Занятие закончено во время.

 

Речевая подготовленность инструктора  оказалась на достаточно высоком  уровне. Доброжелательный, приветливый  и, вместе с тем, достаточно требовательный тон импонирует людям данного возраста. Держится инструктор перед группой уверенно и свободно, достаточно требовательна, вызывает доброжелательное отношение пожилых людей к себе.

 

Заключение.

 

Отлично проведенное занятие и эффективная, в связи с этим, деятельность занимающихся свидетельствуют о больших потенциальных возможностях инструктора.

 

 

Приложение 5.

 

Комплекс упражнений при шейном остеохондрозе позвоночника для  людей пожилого возраста (по восстановительному режиму)

 

Вводная часть.

 

1.  и.п. стоя. Ходьба в течение  2-2,5 мин., руки на поясе.

 

2.  и.п. тоже. Ходьба на носках, руки на поясе (1 мин.)

 

3.  и.п. тоже. Обычная ходьба  со свободным падением отведенных  до угла 45 рук (1 мин.)

 

4.  и.п. тоже. Ходьба на пятках, руки к плечам (1 мин.)

 

5.  и.п. сидя на стуле, руки  на бедрах. Произвольное дыхание  (30-40 сек.)

 

6.  и.п. тоже. Ладони на бёдрах, стопы на ширине плеч. На счёт 1 – супинировать правое предплечье, одновременно разогнуть левую  ногу в коленном суставе,  скользя стопой по опоре; на счёт 2 – вернуться в исходное положение. То же левым предплечьем и правой ногой. (4 раза)

Информация о работе Физическая реабилитация людей пожилого возраста при остеохондрозе шейного отдела позвоночника