Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 03:58, дипломная работа
Цель исследования: повысить эффективность физической реабилитации людей пожилого возраста при шейном остеохондрозе позвоночника средствами лечебной физической культуры.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и современные методы физической реабилитации при шейном остеохондрозе позвоночника.
2. Исследовать физическое, функциональное состояние людей пожилого возраста.
3. Оценить эффективность разработанного комплекса упражнений при шейном остеохондрозе позвоночника с людьми пожилого возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
1.1 Возрастные особенности организма людей пожилого возраста
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности
1.1.2 Особенности психики
1.2 Определение, этиология, патогенез и классификация остеохондроза позвоночника
1.3 Периоды остеохондроза позвоночника
1.4 Клиническая картина остеохондроза шейного отдела позвоночника
1.5 Занятия лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе как средство физической реабилитации людей пожилого возраста
1.6 Задачи лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе позвоночника у людей пожилого возраста
1.7 Средства лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе у людей пожилого возраста
1.8 Гипотеза исследования
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ПРИ ШЕЙНОМ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ПОЗВОНОЧНИКА В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
3.1 Характеристика и структура экспериментального комплекса упражнений ЛФК при шейном остеохондрозе в физической реабилитации людей пожилого возраста
3.2 Содержание занятий лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе позвоночника в физической реабилитации людей пожилого возраста
3.3 Результаты исследования
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- занятия
по ЛФК проходят два раза
в неделю, поэтому больше возможностей
по улучшению физического
- все женщины
по состоянию здоровья могут
рассматриваться как лица с
умеренно выраженными
- все женщины имеют разный уровень физической подготовленности;
- среди них имеются женщины,
занимающиеся общественной
Для проведения эксперимента были сформированы две группы:
экспериментальная (15 человек) – это женщины, которые занимались по экспериментальному комплексу упражнений ЛФК при шейном остеохондрозе позвоночника.
контрольная (15 человек) – это женщины, занимающиеся по традиционной схеме занятий ЛФК по шейному остеохондрозу. (см. Приложение 1).
Работа по разработке занятий ЛФК при шейном остеохондрозе позвоночника у лиц пожилого возраста с разработанным комплексом упражнений проводилась на протяжении всех занятий в зале ЛФК на отделении реабилитации и длилась 4 месяца. Через четыре месяца были проведены повторные исследования с теми же тестами, в тех же условиях и затем произведено сравнение результатов.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ПРИ ШЕЙНОМ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ПОЗВОНОЧНИКА В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
3.1 Характеристика
и структура
Для того, чтобы рационально и грамотно обосновать предложенный комплекс упражнений ЛФК при остеохондрозе шейного отдела позвоночника, необходимо знать анатомическую и функциональную характеристики позвоночного столба и прилежащих к нему тканей, а также особенности их кровоснабжения. Разработанный комплекс упражнений представлен в приложении 5.
Также важно знать и учитывать противопоказания к проведению занятий лечебной физической культуры в пожилом возрасте. Такие как:
1. Острый период заболевания с резко выраженным болевым синдромом.
2. Нарастание сердечно-
3. Синусовая тахикардия (свыше 100 ударов в 1 минуту) и брадикардия (менее 50 ударов в 1 минуту).
4. Частые приступы
5. Экстрасистолия с частотой более чем 1:10.
6. Отрицательная динамика ЭКГ,
свидетельствующая об
7. Гипертония (АД свыше 220/120 мм.рт.ст.).
8. Частые гипертонические или гипотонические кризы.
9. Увеличение СОЭ более 20-25 мм час.
10. Выраженный лейкоцитоз.
Комплекс упражнений лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе строился с учетом симптоматики.
Использовался в основном принцип кифозирования – перенесения нагрузки с заднего отдела позвоночника на передний.
Задачи, которые решались во время занятий ЛФК при шейном остеохондрозе:
- улучшение кровообращения и
питания пораженного отдела
- создание мышечного корсета
и умеренной подвижности
- обучение расслаблению мышц плечевого пояса и других мышечных групп;
- снятие рефлекторных болевых ощущений, борьба со скованностью;
- разгрузка пораженного отдела позвоночника;
- тренировка вестибулярного
- улучшение состояния сердечно-
- улучшение общего состояния;
- увеличение подвижности
Как уже упоминалось ранее, главным средством любой физической культуры является физическое упражнение. В данном эксперименте мы подбирали такие физические упражнения, которые использовались с лечебной целью:
- упражнения на расслабление
мышц верхних конечностей,
- упражнения для мелких и средних мышечных групп, без усилия, свободные, чередующиеся с расслаблением.
- корригирующие упражнения, используются
для укрепления ослабленных и
растянутых мышц и
- дыхательные упражнения
- маховые упражнения дл рук
в саггитальной плоскости в
сочетании с дыхательными
- упражнения на сопротивление для мышц шеи (с помощью инструктора).
- упражнения для мышц и
- упражнения на координацию
движений, совершенствуют или
- общеукрепляющие упражнения, направлены на оздоровление и укрепление всего организма.
- упражнение в равновесии, используют
для совершенствования
- упражнения с отягощением в
виде гимнастических палок,
Важно учитывать, что любое занятие физической культурой, будь то урок в школе, либо занятие в зале лечебной физкультуры, в парке и т.д., строится из трех частей: вводная (подготовительная), основная и заключительная.
Подготовительная часть носит характер разминки и имеет целью подготовку занимающихся к выполнению специальных упражнений на фоне повышенного уровня жизнедеятельности организма, достигнутого в результате выполнения нескольких общеразвивающихся упражнений с постепенно нарастающей нагрузкой и последовательно охвативших все мышцы. По длительности он занимает от 20 до 10% общего времени.
Задачи, решаемые в данной части занятия:
- организация внимания;
- нахождение контакта с
- достижение оптимального
- умеренная активизация ССС и дыхательной систем;
- создание положительного
Основная часть занимает 60-80% всего времени, отводимого на занятие, и состоит из специальных упражнений, способных оказать положительное влияние на восстановление и совершенствование нарушенных функций, а при их утрате - выработку компенсаторных механизмов и навыков. Специальные упражнения должны чередоваться с упражнениями общеразвивающими. Их соотношение определяется степенью выраженности заболевания и режимом движений, обусловливающим допустимые физические нагрузки. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наибольшей.
Заключительная часть по времени занимает 10-20% общего времени и выполняет задачу постепенного снижения нагрузки, путём проведения дыхательных упражнений и движений, охватывающих мелкие, средние мышечные группы и суставы.
Задачи, решаемые в данной части:
- обеспечить наилучшее действие
занятия путем постепенного
- снять эмоциональное
- подготовить к следующим
Длительность занятий для
Занятия рекомендовалось посещать два раза в неделю. При проведении занятий учитывалось «железное правило»: чем человек старше, тем больше степень риска получить травму при неправильном или неосторожном выполнении движений, при неправильном определении нагрузки.
Поэтому всем женщинам пожилого возраста следует помнить «железное правило»: чем старше человек, тем опаснее для него предельные нагрузки.
3.2 Содержание занятий ЛФК при
шейном остеохондрозе
Для проведения занятий ЛФК у людей пожилого возраста с шейным остеохондрозом был применен ряд специальных упражнений, а также общеразвивающие упражнения и упражнения на координацию.
Продолжительность занятия ЛФК 50 минут. Каждое занятие состояло из трех частей: вводная (подготовительная), основная и заключительная. В каждой части ставились задачи, подбирались средства для решения поставленных задач, и указывались методические указания.
При составлении комплекса
Обязательно на каждом занятии проводился контроль за самочувствием занимающихся.
При значительно выраженных болях упражнения проводились в медленном темпе, а наиболее болезненные — в темпе, приемлемом для больного. По мере стихания болей упражнения давались ритмично в среднем темпе; каждое упражнение повторялось 6-8 раз, а наиболее болезненные движения — 3-4 раза.
Амплитуда движений давалась такой, чтобы не вызывала усиления болей. Амплитуда увеличивалась постепенно, а все движения всегда проводились только «до боли».
Все упражнения выполнялись свободно, плавно без усилий и резких движений. Сначала проводились движения всегда со здоровой конечности, в мелких и средних суставах, а потом и в крупных.
Во время занятий учитывалось правило чередования мышечных групп, вовлекаемых в работу, «рассеивая» нагрузку по всей мускулатуре.
С целью уменьшения болевых ощущений, специальные упражнения чередовались с отвлекающими и дыхательными.
При усилении болей во время выполнения упражнения пациент не выполнял его и вновь пробовал сделать спустя несколько занятий, после стихания болей.
По окончанию эксперимента, т.е. на последнем занятии, в заключительной его части было проведено ещё раз тестирование, для сравнения с первичными результатами.
Таблица 1
Схема занятий ЛФК при шейном остеохондрозе позвоночника у людей пожилого возраста задачи ЛФК средства методические указания
и.п. темп
Вводная часть – 10 мин.
1.Подготовка пациента к
2.Усиление функций сердечно-
3.Организация внимания
4.Обучение расслаблению мышц
шеи, плечевого пояса и
Упражнения на внимание.
Дыхательные упражнения
Упражнения на расслабление мышц верхних и нижних конечностей.
Упражнения для мелких и средних мышечных групп, свободные, без усилия, чередующиеся с расслаблением. Ходьба, стоя, сидя на стуле. Ходьба – темп средний, Стоя, сидя – темп от медленного к среднему.
Основная часть – 35 мин.
1.Усиление кровоснабжения
2.Расслабление мышц плечевого пояса и верхних конечностей.
3.Предупреждение развития
4.Улучшение трофики тканей области шеи.
5.Улучшение функции дыхания.
6.Укрепление мышц шеи,
7.Способствовать улучшению
8.Способствовать увеличению
9.Способствовать стимуляции
10.Повышение толерантности
11.Восстановление амплитуды
Маховые упражнения для рук в сагиттальной плоскости в сочетании с дыхательными упражнениями.
Сгибание и разгибание, наружная ротация, отведение и приведение, выполняемое с укороченным рычагом действия.
Упражнения для туловища: наклоны, повороты, легкая ротация в сочетании с дыхательными упражнениями на расслабление мышц.
Упражнения на сопротивление мышц шеи (с помощью инструктора).
Упражнения для мышц и суставов конечностей: изотонические и статические.
Общеразвивающие упражнения для средних и крупных мышечных групп.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Упражнения в равновесии.
Дыхытельные упражнения статического и динамического характера. Стоя, сидя на стуле, лежа на спине, на боку.
Средний,
от среднего к медленному.
Заключительная часть – 5 мин.
1.Способствовать снижению
2.Расслабление мышц шеи,
3.Восстановление показателей
Дыхательные упражнения статического и динамического характера.
Упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и верхних конечностей.
Упражнения на внимание.
Упражнения на координацию. Стоя, Сидя на стуле. От среднего к медленному.