Физическая реабилитация людей пожилого возраста при остеохондрозе шейного отдела позвоночника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 03:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: повысить эффективность физической реабилитации людей пожилого возраста при шейном остеохондрозе позвоночника средствами лечебной физической культуры.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и современные методы физической реабилитации при шейном остеохондрозе позвоночника.
2. Исследовать физическое, функциональное состояние людей пожилого возраста.
3. Оценить эффективность разработанного комплекса упражнений при шейном остеохондрозе позвоночника с людьми пожилого возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
1.1 Возрастные особенности организма людей пожилого возраста
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности
1.1.2 Особенности психики
1.2 Определение, этиология, патогенез и классификация остеохондроза позвоночника
1.3 Периоды остеохондроза позвоночника
1.4 Клиническая картина остеохондроза шейного отдела позвоночника
1.5 Занятия лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе как средство физической реабилитации людей пожилого возраста
1.6 Задачи лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе позвоночника у людей пожилого возраста
1.7 Средства лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе у людей пожилого возраста
1.8 Гипотеза исследования
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ПРИ ШЕЙНОМ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ПОЗВОНОЧНИКА В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
3.1 Характеристика и структура экспериментального комплекса упражнений ЛФК при шейном остеохондрозе в физической реабилитации людей пожилого возраста
3.2 Содержание занятий лечебной физической культуры при шейном остеохондрозе позвоночника в физической реабилитации людей пожилого возраста
3.3 Результаты исследования
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

 

Задачи ЛФК во втором периоде:

 

-  укрепление мышц шеи и  плечевого пояса;

 

-  содействие рубцеванию фиброзного  кольца;

 

-  восстановление подвижности  шейного отдела позвоночника;

 

-  адаптация больного к бытовым  и трудовым нагрузкам. (Попов С.Н., 2006).

 

1.7 Средства лечебной физической  культуры при шейном остеохондрозе  у людей пожилого возраста

 

К средствам ЛФК относятся физические упражнения, природные и гигиенические  факторы.

 

Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

 

Физические упражнения, являясь  осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями, развивают интересы, побуждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека, т.е. влияют одновременно на организм и личность (Мошков В.Н.,1977).

 

Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов:

 

во-первых, особенностями самих  упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки;

 

во-вторых, индивидуальными особенностями  занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующих заболеваний и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью;

 

в-третьих, внешними условиями –  психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарём, создающими личный комфорт занимающихся.

 

В занятия ЛФК при шейном остеохондрозе  включают:

 

- физические упражнения для  мелких и средних мышечных групп и суставов;

 

- упражнения на расслабление  мышц плечевого пояса и верхних  конечностей;

 

- маховые движения верхней конечностью;

 

- упражнения на сопротивление  для мышц шейного отдела позвоночника (исключая наклон головы назад  – воизбежание ущемления корешков);

 

- упражнения с отягощением в  виде гимнастических палок, мячей.

 

Все упражнения выполняются из исходных положений лежа и сидя на стуле.

 

По мере стихания болевого синдрома в занятия вводят упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (статического и динамического характера), которые чередуют с дыхательными и упражнениями на расслабление мышечных групп. Добавляют упражнения на координацию движений, на выработку пространственного представления, на равновесие (Осна А.И., 1973).

 

1.8 Гипотеза исследования

 

Гипотеза - Предполагалось, что использование  средств физической реабилитации будет  способствовать улучшению функционального  состояния людей пожилого возраста при остеохондрозе шейного отдела позвоночника.

 

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1 Цель и задачи исследования

 

пожилой возраст шейный остеохондроз

 

Цель исследования: повысить эффективность  физической реабилитации людей пожилого возраста при шейном остеохондрозе  позвоночника средствами лечебной физической культуры.

 

Исходя из цели, были поставлены следующие  задачи:

 

1. Проанализировать научно-методическую  литературу и современные методы  физической реабилитации при  шейном остеохондрозе позвоночника.

 

2. Исследовать физическое, функциональное состояние людей пожилого возраста.

 

3. Оценить эффективность разработанного  комплекса упражнений при шейном  остеохондрозе позвоночника с  людьми пожилого возраста.

 

2.2 Методы исследования

 

В настоящей работе были использованы следующие методы исследования:

 

1) анализ литературных источников;

 

2) анализ выписки медицинских  карт амбулаторных больных;

 

3) тестирование:

 

- биологических функций:

 

исследование сердечно-сосудистой системы

 

исследование дыхательной системы;

 

- физических способностей:

 

исследование подвижности межпозвонковых суставов в шейном отделе позвоночника

 

исследование силы и выносливости мышц шеи;

 

- координационных способностей:

 

исследование устойчивости, равновесия;

 

- психических функций.

 

4) опросник;

 

5) педагогический эксперимент;

 

6) педагогическое наблюдение;

 

7) методы математической статистики.

 

В качестве метода исследования было использовано тестирование и опрос, как объективный показатель результата.

 

Характеристика методов исследования

 

Анализ литературных источников

 

В работе использовалось 30 литературных источников, отражающих физическое состояние  человека и процессы старения, особенности  физического и психического развития людей пожилого возраста. Изучалось  такое заболевание, как шейный остеохондроз позвоночника, его этиология, патогенез, периоды развития, клиническая картина. Изучение изменений, происходящих в позвоночнике и в организме в целом при шейном остеохондрозе. Изучались средства, методы и организация занятий лечебной физической культуры с людьми пожилого возраста при остеохондрозе позвоночника, особенности применения физических упражнений у лиц пожилого возраста, их влияние на лечение и восстановление функции шейного отдела при остеохондрозе позвоночника.

 

Анализ выписки медицинских  карт амбулаторных больных

 

 Изучались выписки медицинских  карт исследуемых, которые хранились  в кабинете лечебной физкультуры  отделения реабилитации Городского  Гериатрического центра. Результаты  исследования медицинских карт  представлены в приложении 1.

 

Тестирование

 

Тест №1: исследование сердечно-сосудистой системы.

 

Измерение систолического и диастолического  артериального давления (САД, ДАД) по методу Короткова, основанного на выслушивании (аускультации) фонендоскопом звуков (сосудистых тонов), возникающих при  определенном давлении в плечевой артерии ниже места ее сдавления. Расчет пульсового давления (ПД) как разность между САД и ДАД. В пожилом возрасте норма АД у каждого человека индивидуальна.

 

Определение частоты сердечных  сокращений (ЧСС) путем подсчета ударов на лучевой артерии за 1 мин. В норме показатели ЧСС у человека, находящегося в состоянии физического и эмоционального покоя колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту.

 

Тест №2: исследование дыхательной  системы.

 

Определение частоты дыхательных  движений (ЧДД) путем подсчета движения грудной клетки при дыхании. Вдох и выдох принимается за одно дыхание. ЧДД в покое колеблется в пределах 12-18 раз в минуту, после нагрузки увеличивается до 20-30 раз в минуту.

 

Тест №3: исследование подвижности  межпозвонковых суставов в шейном отделе позвоночника (тест Шепельмана).

 

Расслабив мышцы шеи, поворачивать голову в сторону.

 

Критерии оценки: (в баллах).

 

3 – поворот головы на 90 градусов  в каждую сторону.

 

2 – поворот головы на 45 градусов  в каждую сторону.

 

1 – поворот головы на 30 градусов в каждую сторону.

 

0 – поворот головы меньше 30 градусов  в каждую сторону.

 

Тест №4: исследование силы и выносливости мышц шеи (компрессионный тест).

 

В положении «сидя, ладони на лбу, локти  в стороны» оказывать статическое  сопротивление – попытка надавить головой на ладони в течение 60 секунд.

 

Критерии оценки: (в баллах).

 

3 – оказание сопротивления в  течение 60 секунд.

 

2 – оказание сопротивления в  течение 45 секунд.

 

1 – оказание сопротивления в  течение 30 секунд.

 

0 – оказание сопротивления меньше 30 секунд.

 

Тест №5: исследование способности  сохранять устойчивость, равновесие (проба Ромберга).

 

В положении стоя фиксировать продолжительность  удержания равновесия при опоре  на обе ноги, расположенных по одной  линии вплотную «пятка – носок» в течение 60 секунд. При этом руки подняты вперед, глаза закрыты.

 

Критерии оценки: (в баллах).

 

3 – удержание положения в  течение 60 секунд.

 

2 – удержание положения в  течение 45 секунд.

 

1 – удержание положения в  течение 30 секунд.

 

0 – удержание положения меньше 30 секунд.

 

Тесты были направлены:

 

- на изучение изменения способности  к статическому равновесию, поскольку  в условиях двигательной деятельности  у пожилых людей важно два  проявления равновесия – устойчивость  статической позы и сохранение её в динамических упражнениях;

 

- на изучение изменения силовой  выносливости мышц шеи;

 

- на изучение изменения подвижности  межпозвонковых суставов в шейном  отделе позвоночника;

 

- на изучение изменения показателей  сердечно-сосудистой и дыхательной  систем у лиц пожилого возраста;

 

- на изучение изменения интенсивности  болей в шейном отделе позвоночника.

 

Тестирование психических функций

 

Метод оценки внешних проявлений эмоций.

 

Был использован тест оценки внешних  проявлений эмоций (Марищук В.Л., 1990). Данный тест позволял определить условные оценки внешних проявлений эмоций в мимике, скованности движений, треморе, вазомоторных реакциях. Методика состоит из трех разделов, описывающих характер эмоциональных проявлений: «Мимика», «Скованность движений», «Вазомоторные реакции» (см. Приложение 2). В каждом из разделов представлено 5 пунктов, по возрастающей описывающих указанные проявления нервно – эмоционального напряжения. Полное отсутствие реакций по каждому разделу соответствует 9 баллам, максимальное развитие - 0 баллам. Каждому испытуемому во время проведения тестирования по методике ОСУ выставлялись экспертные оценки по каждому из трех разделов, после чего вычислялась средняя бальная оценка «внешних эмоциональных проявлений».

 

Опросник

 

Опросник проводился с целью выявления у испытуемых болевых ощущений в шейном отделе позвоночника до и после проведения комплексов упражнений лечебной физической культуры.

 

Опросник «Нарушение жизнедеятельности  в связи с болью в шеи».

 

(по Р.У. Хабриеву, 1992)

 

Инструкция. Опросник включает семь секций, описывающих различные сферы жизнедеятельности больного. В каждой секции приведены по шесть описаний возможного состояния больного, из них каждое первое оценивается в 0 баллов, каждое шестое – в 5 баллов (о системе оценки больной не должен знать).

 

Тотальная оценка производится путем  деления суммы полученных баллов по всем секциям на максимально возможную  сумму баллов (35); в том случае, если больной по каким-то соображениям не дает ответа по одной из секций, полученная сумма баллов делится на максимально возможную сумму баллов по тем секциям, на которые пациент ответил (см. Приложение 3).

 

Педагогический эксперимент

 

Педагогический эксперимент предполагал  проведение занятий с экспериментальной  и контрольной группами для проверки эффективности разработанного комплекса упражнений лечебной физической культуры в реабилитации лиц пожилого возраста с остеохондрозом шейного отдела позвоночника.

 

Педагогическое наблюдение

 

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. По осведомленности занимающихся наблюдение было открытым.

 

Объектами педагогических наблюдений явились:

 

- организация, структура, содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста с остеохондрозом шейного отдела позвоночника;

 

- соответствие поставленных задач  возрастным особенностям и возможностям  занимающихся;

 

- разнообразие и оригинальность средств физической реабилитации;

 

- нормирование и контроль нагрузок  в процессе физкультурно-оздоровительных  занятий с людьми пожилого  возраста с остеохондрозом шейного  отдела позвоночника.

 

Протокол педагогического наблюдения представлен в приложении 4.

 

Методы математической статистически

 

В конце педагогического эксперимента полученные данные были подвергнуты  статистической обработке.

 

Первым этапом расчетов является нахождение средних величин, позволяющих получить обобщенную характеристику явлений по какому-либо количественному признаку.

 

1.  среднее арифметическое значение () вычисляется по формуле:

 

 

 

где - знак суммирования,

 

Хi – варианты (отдельное значение изучаемого признака),

 

n – число вариант в совокупности.

 

2. стандартное  отклонение - :

 

 

 

3. стандартная  ошибка среднего арифметического  значения – m,

 

,

 

где n –  число вариант в выборке.

 

Вторым  этапом расчетов являетcя нахождение критерия Стьюдента (t). Вычисляем среднюю  ошибку разности:

 

 

 

2.3 Организация  исследования

 

Эксперимент по разработке комплекса упражнений ЛФК при шейном остеохондрозе проводился в Городском Гериатрическом Медико-социальном Центре на отделении реабилитации совместно с инструктором-методистом ЛФК Коноваловой С.А. и длился с 6 июля по 1 ноября 2009 года. Экспериментальные занятия начались сразу после первично проведённых исследований.

 

В качестве испытуемых были взяты амбулаторные пациенты (женщины в возрасте 60-85 лет, имеющие в анамназе заболевание  шейного отдела позвоночника). Данные пациенты были выбраны по следующим причинам:

Информация о работе Физическая реабилитация людей пожилого возраста при остеохондрозе шейного отдела позвоночника