Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:33, курсовая работа
Для успешной предпринимательской деятельности предприятий в рыночных условиях необходимо установить закономерности спроса и предложения, а также определить целевую установку: что производить, в каком количестве, с какими затратами и по каким ценам.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического вы-пуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах «минимальный – максимальный» объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить
Введение 3
1Теоретические аспекты методики выбора оптимального варианта организации производства и максимизации прибыли 5
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации 5
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства 10
2 Оптимизация объема производства на примере ООО «Росмебель» 20
2.1 Краткая характеристика организации 20
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО «Росмебель» 23
3 Пути повышения эффективности принятия решений по выбору оптимального варианта производства и максимизации прибыли 32
Заключение
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что за весь исследуемый период несколько неоднозначны показатели, характеризующие финансово - хозяйственную деятельность ООО «Росмебель»:
выручка от продаж мебели увеличилась в 2010 г. по сравнению с прошлым годом на 405 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 г. на 569 тыс. руб.;
себестоимость проданной продукции увеличилась за 2009-2010 гг. на 563 тыс. руб., в 2011 г. – на 585 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.
Однако темп роста выручки за весь период составил 106,99 и 109,18% соответственно, а темп роста себестоимости в 2010 г. - 110,98%, в 2011 г. - 110,28%, что характеризует неэффективное использования ресурсов в организации. Прибыль от продаж за 2009-2011 гг. снизилась на 158 тыс. руб., а в 2006 году наблюдается снижение прибыли по сравнению с предыдущим годом на 16 тыс. руб. или на 3,16%.
Рентабельность продаж за 2009-2010 гг. снизилась на 3,3%, а за 2011 г. по сравнению с прошлым периодом - на 0,93%, что является следствием того, что себестоимость в организации растет большими темпами, нежели выручка.
Положительным моментом деятельности организации является тот факт, что среднегодовая выработка одного работающего предприятия имеет тенденцию к росту, так как в 2010 г. по сравнению с 2009 г. ее рост составил 5,01 тыс. руб., или 1,64%, а в 2011 г. по отношению к 2010 г. - 12,34 тыс. руб., или 3,98%. Среднегодовая заработная плата одного работника также имеет тенденцию к росту, однако, темп роста заработной платы выше, чем темп роста производительности труда, что показывает понижение эффективности использования труда в ООО «Росмебель».
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО «Росмебель»
Для расчета безубыточности производства и определения оптимального объема продаж на первом этапе осуществим группировку затрат по экономическим элементам.
Таблица 2.2 ‒ Структура затрат на производство по экономическим элементам ООО «Росмебель» за 2009-2011 гг.
Статьи затрат | Уровень затрат, тыс. руб. | Абсолютное отклонение, тыс. руб. | Удельный вес в себестоимости, % | Абсолютное отклонение, % | ||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2009 | 2010 | 2011 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Оплата труда | 1748 | 2093 | 2545 | 345 | 452 | 34,09 | 36,78 | 40,56 | 2,69 | 3,78 |
Отчисления в ФСС | 368 | 482 | 620 | 114 | 138 | 7,18 | 8,47 | 9,88 | 1,29 | 1,41 |
Материальные затраты | 2820 | 2900 | 2945 | 80 | 45 | 55,00 | 50,96 | 46,93 | -4,04 | -4,03 |
Амортизация | 145 | 120 | 123 | -25 | 3 | 2,83 | 2,11 | 1,96 | -0,72 | -0,15 |
Прочие затраты | 46 | 95 | 42 | 49 | -53 | 0,90 | 1,68 | 0,67 | 0,78 | -1,01 |
Полная себестоимость | 5127 | 5690 | 6275 | 563 | 585 | 100,00 | 100,00 | 100,0 | 0,00 | 0,00 |
В том числе: |
3986 |
4287 |
4845 |
301 |
558 |
77,75 |
75,34 |
77,21 |
-2,41 |
1,87 |
Переменные затраты
| ||||||||||
Постоянные затраты | 1141 | 1403 | 1430 | 262 | 27 | 22,25 | 24,66 | 22,79 | 2,41 | -1,87 |
Итак, данные, представленные в таблице показывают, что общая сумма затрат в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 563 тыс. руб. На это изменение положительно повлияли все факторы: рост заработной платы и отчислений в государственные внебюджетные фонды, увеличение суммы материальных затрат, суммы прочих затрат.
Однако, несмотря рост абсолютной суммы затрат на материальные ресурсы, их удельный вес в себестоимости продукции снизился на 4,04%, при увеличении доли заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, в 2010 г. наблюдается снижение доли переменных расходов, и увеличение удельного веса постоянных, что обусловлено, в первую очередь, ростом заработной платы административно-
В 2011 г. общая сумма затрат по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 585 тыс. руб. В исследуемом году наблюдается аналогичная ситуация, что и в предыдущем периоде: снижение доли материальных затрат в их общей сумме, и, следовательно, рост удельного веса затрат на оплату труда. Расходы, связанные с амортизационными отчислениями, прочие расходы существенно не изменились. В 2011 г. увеличилась доля переменных затрат, что связано с резким скачком закупочных цен на материалы, в особенности на древесину. Доля постоянных затрат снизилась на 1,87%. Осуществим анализ безубыточности, который позволяет определить тот минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не терпит убытков. На следующем этапе работы рассчитаем безубыточный объем продаж, используя данные, представленные в таблице 2.3
Таблица 2.3 ‒ Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО «Росмебель» за 2009-2011 гг.
Показатель
| Диван (А) | Софа (Б) | Набор мягкой мебели (В) | Кровать (Г) | Всего |
I | II | III | IV | V | VI |
2009 год | |||||
1. Объем реализации, шт. | 169 | 154 | 98 | 178 | - |
2. Цена за 1 шт., тыс. руб. | 7,3 | 8,7 | 18,76 | 7,75 | - |
3. Выручка от реализации, тыс. руб. | 1233,7 | 1339,8 | 1838,5 | 1379,5 | 5792 |
4. Переменные расходы на 1 шт., тыс. руб. | 3,87 | 6,14 | 14,36 | 5,5 | - |
5. Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб. | 654 | 945,6 | 1407,3 | 979 | 3986 |
Продолжение таблицы 2.3 ‒ Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО «Росмебель» за 2009-2011 гг.
Показатель
| Диван (А) | Софа (Б) | Набор мягкой мебели (В) | Кровать (Г) | Всего |
I | II | III | IV | V | VI |
6. Валовая маржа, тыс. руб. | 579,7 | 394,2 | 431,2 | 400,5 | 1806 |
7. Удельный вес валовой маржи в выручке | 0,47 | 0,29 | 0,23 | 0,29 | - |
8. Удельный вес товара в выручке | 0,21 | 0,23 | 0,32 | 0,24 | 1 |
9. Постоянные расходы, тыс. руб. | 240 | 262 | 365 | 274 | 1141 |
10. Чистая прибыль, тыс. руб. | 339,7 | 132,2 | 66,2 | 126,5 | 665 |
11. Порог рентабельности, тыс. руб. | 511 | 903 | 1587 | 945 | 3946 |
12. Безубыточный объем продаж, шт. | 70 | 104 | 85 | 122 | - |
2010 год | |||||
1. Объем реализации, шт. | 194 | 103 | 112 | 205 | - |
2. Цена за 1 шт., тыс. руб. | 7,67 | 8,72 | 18,89 | 8,27 | - |
3. Выручка от реализации, тыс. руб. | 1488 | 898 | 2115,68 | 1695,35 | 6197 |
4. Переменные расходы на 1 шт., тыс. руб. | 4,13 | 6,57 | 14,12 | 5,99 | - |
5. Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб. | 801,22 | 676,71 | 1581,44 | 1227,95 | 4287 |
6. Валовая маржа, тыс. руб. | 686,78 | 221,29 | 534,24 | 467,4 | 1910 |
7. Удельный вес валовой маржи в выручке | 0,46 | 0,25 | 0,25 | 0,28 | - |
8. Удельный вес товара в выручке | 0,24 | 0,14 | 0,34 | 0,28 | 1 |
9. Постоянные расходы, тыс. руб. | 337 | 196 | 477 | 393 | 1403 |
10. Чистая прибыль, тыс. руб. | 349,78 | 25,29 | 57,24 | 74,4 | 507 |
11. Порог рентабельности, тыс. руб. | 733 | 784 | 1908 | 1404 | 4829 |
12. Безубыточный объем продаж, шт. | 96 | 90 | 101 | 170 | - |
Продолжение таблицы 2.3 ‒ Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО «Росмебель» за 2009-2011 гг.
Показатель
| Диван (А) | Софа (Б) | Набор мягкой мебели (В) | Кровать (Г) | Всего |
I | II | III | IV | V | VI |
2011 год | |||||
1. Объем реализации, шт. | 172 | 87 | 124 | 268 | - |
2. Цена за 1 шт., тыс. руб. | 8,24 | 9,24 | 19,17 | 8,09 | - |
3. Выручка от реализации, тыс. руб. | 1417,28 | 803,88 | 2377,08 | 2168,12 | 6766 |
4. Переменные расходы на 1 шт., тыс. руб. | 4,76 | 6,67 | 14 | 6,38 | - |
5. Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб. | 818,72 | 580,29 | 1736 | 1709,84 | 4845 |
6. Валовая маржа, тыс. руб. | 598,56 | 223,59 | 641,08 | 458,28 | 1921 |
7. Удельный вес валовой маржи в выручке | 0,42 | 0,28 | 0,27 | 0,21 | - |
8. Удельный вес товара в выручке | 0,21 | 0,12 | 0,35 | 0,32 | 1 |
9. Постоянные расходы, тыс. руб. | 300 | 172 | 501 | 456 | 1430 |
10. Чистая прибыль, тыс. руб. | 298,56 | 51,59 | 141,08 | 0,28 | 491 |
11. Порог рентабельности, тыс. руб. | 638 | 614 | 1852 | 2176 | 5280 |
12. Безубыточный объем продаж, шт. | 78 | 67 | 97 | 268 | - |
В данной таблице для расчета показателей были использованы следующие формулы:
(3) = (1)*(2);
(5) = (1)*(4);
(6) = (3) ‒ (5);
(7) = (6):(3);
(10) = (6) ‒ (9);
(11) = (9):(7);
(12) = (11):(2).
Сравнивая полученный результат в 2010 г. с предыдущим годом, отметим, что критическая точка повысилась по продукции «диван» на 26 изделий; по продукции «софа» снизилась на 14 шт. изделий; по продукции «набор мягкой мебели» повысилась на 16 изделий; по продукции «кровать» безубыточный объем продаж в натуральном выражении повысился на 48 шт. изделий.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом безубыточный объем продаж по продукции «диван» снизился на 18 единиц; по продукции «софа» также произошло снижение безубыточного объема продаж на 23 изделия; по продукции «набор мягкой мебели» также видим снижение на 4 изделия; по продукции «кровать» безубыточный объем продаж повысился на 98 единиц.
Далее, рассчитаем запас финансовой прочности и силу операционного рычага, для чего используем следующие формулы:
ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ | = | ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | ‒ | ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ |
Или в процентах к выручке от реализации:
ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ | = | ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | ‒ | ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ | x 100% |
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |
СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА | = | ВАЛОВАЯ МАРЖА |
ПРИБЫЛЬ |