Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:33, курсовая работа
Для успешной предпринимательской деятельности предприятий в рыночных условиях необходимо установить закономерности спроса и предложения, а также определить целевую установку: что производить, в каком количестве, с какими затратами и по каким ценам.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического вы-пуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах «минимальный – максимальный» объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить
Введение 3
1Теоретические аспекты методики выбора оптимального варианта организации производства и максимизации прибыли 5
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации 5
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства 10
2 Оптимизация объема производства на примере ООО «Росмебель» 20
2.1 Краткая характеристика организации 20
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО «Росмебель» 23
3 Пути повышения эффективности принятия решений по выбору оптимального варианта производства и максимизации прибыли 32
Заключение
Отметим три полезных момента:
1 Определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельности, вы получаете пороговое (критическое) значение объема производства (в штуках и т. п.). Ниже этого количества предприятию производить невыгодно: обойдется «себе дороже». Формулы обычно используются такие:
ПОРОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА |
‒
| ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДАННОГО ТОВАРА |
(1)
|
ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ |
или
ПОРОГОВОЕ КОЛИЧЕСТО ТОВАРА | = | ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ | (2) | ||
ЦЕНА ЕДИНИЦЫ ТОВАРА | ‒ | ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА ЕДИНИЦУ ТОВАРА |
Пороговое значение объема производства, рассчитанное по формуле (1), совпадете таковым значением, рассчитанным по формуле (2), только когда речь идет об одном единственном товаре, который «заставляют» своей выручкой от реализации покрывать все постоянные затраты предприятия, либо когда производят расчеты для одного изолированного проекта. Но если предполагается выпускать несколько товаров, то расчет объема производства, обеспечивающего безубыточность, например, товара №1, осуществляется чаще всего по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долю в постоянных затратах. Тогда вместо формулы (2) пользуются формулой (3):
(3) |
2 Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Естественно, наращивается и масса прибыли.
Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину валовой маржи, «сидящей» в каждой единице проданного товара:
МАССА ПРИБЫЛИ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОРОГА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ | = | КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, ПРОДАННОГО ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОРОГА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ | | ВАЛОВАЯ МАРЖА |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДАННОГО ТОВАРА |
3 Как уже отмечалось, сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается ‒ и так вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат.
Попробуем теперь, зная порог рентабельности, определить запас финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:
ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ | = | ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | ‒ | ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ |
При желании можно рассчитать запас финансовой прочности и в процентах к выручке от реализации, или в виде коэффициента к выручке.
Подведем некоторые итоги. Если у предприятия:
а) солидный (для большинства предприятий ‒ более 10%) запас финансовой прочности;
б) благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей их сумме;
в) высокий уровень экономической рентабельности активов, нормальное значение дифференциала и «спокойное» значение финансового рычага ‒ это предприятие весьма привлекательно для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других субъектов экономической жизни.
На практике задача максимизации массы прибыли сводится к определению такой комбинации затрат, при которой прибыль наивысшая из всех возможных вариантов.
Сила воздействия операционного рычага, как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков. Менеджмент оказывается «заблокированным», т.е. лишенным большей части вариантов выбора продуктивных решений.
В основе стандартного операционного анализа лежит линейный принцип. Это лимитирует данный вид анализа релевантным диапазоном. А что если выйти за эти пределы? Ведь в жизни, действительно, по мере наращивания выпуска и сбыта затраты на единицу продукции сперва уменьшаются до определенного уровня, а затем нарастают, и, кроме того, зачастую производитель вынужден снижать цену реализации. Так получается, во-первых, потому, что экономия на масштабе имеет свой предел, перейдя который она превращается в перерасход, и, во-вторых, потому, что трудно «впихнуть в рынок» все возрастающее количество товара без относительного снижения цены ‒ включаются ограничения со стороны платежеспособного спроса и конкуренции. Все это дает нам следующую картину:
Рисунок 1 ‒ Поведение суммарных затрат и выручки от реализации при выходе за пределы релевантных диапазонов
Фирма имеет прибыль лишь на отрезке [Х1,Х3], для которого кривая выручки оказывается выше кривой затрат. X1 и Х3 ‒ пороговые количества товаров. Как видим, неизбежно прохождение не одного, а по крайней мере, двух порогов рентабельности, если, конечно, не ограничиться производством количества товара Х2, для которого прибыль (т.е. разница между выручкой и себестоимостью) наибольшая. Именно для точки Х2 предельная выручка и предельные затраты максимально приближены друг к другу, в полном соответствии с маржиналистской теорией. Затем масса прибыли начинает убывать, пока не превращается в убыток. И вновь встает проблема окупаемости затрат.
Результаты маржинального анализа играют важную роль в определении структуры продаж (ассортимента производимой продукции) в условиях ограниченных ресурсов, что означает определение наиболее прибыльной комбинации продуктов или услуг в случае, когда организация производит несколько видов продукции. Для принятия решений в этих ситуациях успешно используется маржинальный подход. Завершив этот этап анализа, руководство должно изучить рынок по этому виду продукта, чтобы определить верхние пределы спрос на этот наиболее выгодный продукт, после чего принять окончательное управленческое решение [3, с. 187-189].
2 Оптимизация объема производства на примере ООО «Росмебель»
2.1 Краткая характеристика организации
ООО «Росмебель» создано согласно законодательству Российской Федерации 24 марта 2009 г., является коммерческой организацией и специализируется на производстве мягкой мебели для дома и офиса.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием. Предприятие является коммерческой организаций, в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом и действующим законодательством
Целевой функцией предприятия является удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности и получение прибыли.
Общество изготавливает следующие виды продукции:
диван;
софа;
набор мягкой мебели;
кровать.
Предприятие ООО «Росмебель» является коммерческой организацией, которая в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом и действующим законодательством РФ. Участники несут так называемую ограниченную ответственность за деятельность общества, т.е. не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами Общества являются Устав и Учредительный договор. Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой ‒ содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица.
Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников. Имущество общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Рынком сбыта товаров и услуг является Республика Башкортостан. Рассмотрим основные экономические показатели деятельности исследуемой организации за 2009-2011 гг.
Таблица 2.1 ‒ Технико-экономические показатели деятельности ООО «Росмебель» за 2009-2011 гг.
Показатель | Период анализа | Изменения, +,- | Темп роста,% | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 5792 | 6197 | 6766 | 405 | 569 | 106,99 | 109,18 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. | 5127 | 5690 | 6275 | 563 | 585 | 110,98 | 110,28 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 665 | 507 | 491 | -158 | -16 | 76,24 | 96,84 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 524 | 501 | 538 | -23 | 37 | 95,61 | 107,39 |
Среднегодовая численность работающих, чел. | 19 | 20 | 21 | 2 | 0 | 110,53 | 100,00 |
Среднегодовая производительность труда, тыс. Руб. | 304,84 | 309,85 | 322,19 | 5,01 | 12,34 | 101,64 | 103,98 |
Среднемесячная заработная плата одного работающего, тыс. руб. | 7,67 | 8,72 | 10,10 | 1,05 | 1,38 | 113,67 | 115,83 |
Фондоотдача, руб. | 11,05 | 12,36 | 12,58 | 1,31 | 0,22 | 111,86 | 101,78 |
Рентабельность продаж, % | 11,48 | 8,18 | 7,25 | -3,3 | -0,93 | 71,25 | 88,63 |