Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:33, курсовая работа
Для успешной предпринимательской деятельности предприятий в рыночных условиях необходимо установить закономерности спроса и предложения, а также определить целевую установку: что производить, в каком количестве, с какими затратами и по каким ценам.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического вы-пуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах «минимальный – максимальный» объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить
Введение 3
1Теоретические аспекты методики выбора оптимального варианта организации производства и максимизации прибыли 5
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации 5
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства 10
2 Оптимизация объема производства на примере ООО «Росмебель» 20
2.1 Краткая характеристика организации 20
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО «Росмебель» 23
3 Пути повышения эффективности принятия решений по выбору оптимального варианта производства и максимизации прибыли 32
Заключение
Постоянные затраты за год для первого варианта (2011 г.) составляют 1430 тыс. руб. При изменении структуры продукции постоянные затраты, по расчетам экономиста ООО «Росмебель», увеличатся на 97 тыс. руб. и составят 1527 тыс. руб. Выручка в 2011 г. составила 6766 тыс. руб. При изменении структуры продаж в 2012 г. выручка составит 7515,2 тыс. руб.
Расчет выручки при изменении структуры продаж, но при неизменных ценах:
Диван ‒ 33% от объема продаж по цене 8,24 тыс. руб. за единицу продукции: 651 ед. * 0,33*8,24 = 1770, 2 тыс. руб.
Софа ‒ 7% от объема продаж по цене 9,24 тыс. руб.
651 ед. * 0,07* 9,24 = 421,1 тыс. руб.
Набор мягкой мебели 30% в объеме продаж по цене 19,17 тыс. руб.
651 ед. * 0,3*19,17 = 3743,9 тыс. руб.
Кровать 30% в объеме продаж по цене 8,09 тыс. руб.
651 ед. *0,30*8,09 = 1580 тыс. руб.
Проанализируем данную ситуацию, используя маржинальный доход.
Первый вариант (2011 г.) | Второй вариант (2012 г.) |
(8,24 ‒ 4,76) /8,24*0,21 = 0,089 | (8,24 ‒ 4,76) /8,24*0,33 = 0,139 |
(9,24 ‒ 6,62) /9,24*0,118= 0,033 | (9,24 ‒ 6,62) /9,24*0,07= 0,020 |
(19,17 ‒ 14) /19,17*0,351 = 0,095 | (19,17 ‒ 14) /19,17*0,3 = 0,081 |
(8,09 ‒ 6,38) /8,09*0,321=0,068 | (8,09 ‒ 6,38) /8,09*0,3=0,063 |
Итого 0,285 | Итого 0,303 |
Прибыль исчислим по следующей формуле:
Прибыль | = | Выручка | * | Удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж | ‒ | Постоянные затраты |
2011 год: Прибыль = 6766*0,285 ‒ 1430=498 тыс. руб.
2012 год: Прибыль = 7515,2 *0,303 ‒ 1527 = 750 тыс. руб.
Таким образом, второй вариант позволяет увеличить абсолютную сумму прибыли на 252 тыс. руб., следовательно, ему необходимо отдать предпочтение.
С помощью маржинального подхода можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат. Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается по формуле:
Н = В*Ду,
где В ‒ выручка от продаж;
Ду ‒ удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции.
Так как на исследуемом предприятии наблюдается систематический рост постоянных расходов, то такой расчет необходим в связи с тем, что если постоянные расходы превысят допустимый уровень, то деятельность предприятия будет убыточной.
Таблица 3.1 ‒ Расчет критической суммы постоянных расходов за 2009-2011 гг. ООО «Росмебель»
Показатель | Период анализа | Изменения, +,- | Темп роста,% | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 5792 | 6197 | 6766 | 405 | 569 | 106,99 | 109,18 |
Валовая маржа, тыс. руб. | 1809 | 1910 | 1921 | 101 | 11 | 105,58 | 100,58 |
Удельный вес валовой маржи в выручке | 0,31 | 0,31 | 0,28 | 0,00 | -0,03 | 100 | 90,32 |
Сумма постоянных расходов, тыс. руб. | 1141 | 1403 | 1430 | 262 | 27 | 122,96 | 101,92 |
Критическая сумма постоянных расходов, тыс. руб. | 1796 | 1921 | 1894 | 125 | -27 | 106,96 | 98,59 |
Таким образом, расчеты, представленные в таблице, показывают, что в 2009 г. критическая сумма постоянных расходов на 665 тыс. руб. выше фактической суммы; в 2010 г. ‒ на 518 тыс. руб., а в 2011 г. ‒ только на 464 тыс. руб. Следовательно, в связи с тем, что из года в год снижается разрыв между фактической и критической суммой постоянных расходов, исследуемому предприятию необходимо либо наращивать объем производства и продаж, либо снижать долю постоянных расходов. Иначе сумма постоянных издержек может оказаться выше критического размера, что приведет к убыткам.
Рассмотрим процесс принятия управленческих решений о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции. Так как, у исследуемой организации за последний год появилось несколько конкурентов по производству мебели, кроме того, повысилась доля привозной мебели из соседних регионов, то необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумеет сформировать портфель, а его производственная мощность используется недостаточно полно.
Несмотря на то, что в 2011 году объем реализации по продукции «набор мягкой мебели» вырос, однако такая ситуация может возникнуть по отношению именно к этому виду продукции, так как в в бизнес-плане на 2012 г. запланирован выпуск всего в размере 110 единиц данного вида продукции, т.е. 88% объема предшествующего года в связи со снижением спроса на мягкую мебель.
Чтобы избежать убытков и не снимать с производства этот вид продукции, организация должна искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько другой технологии (другие размеры, модель и т.д.), то администрация организации может принять такой заказ даже по ценам ниже себестоимости.
Допустим, оптовый заказчик согласится купить в текущем году 15 наборов по цене 18 тыс. руб., которая ниже ее плановой себестоимости. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на технологическое переоборудовании линии для производства этой партии 35 тыс. руб. Осуществим технико-экономическое обоснование решения дополнительного заказа на таких условиях и ответим на вопрос, выгодно ли это исследуемому предприятию.
Таблица 3.3 ‒ Обоснование дополнительного заказа продукции «набор мягкой мебели» по более низкой цене реализации
ПОКАЗАТЕЛЬ | 1 вариант (100% пакета заказов) | 2 вариант (88% пакета заказов) | 3 вариант | ||
88% пакета заказов | дополнит. заказ 15 ед. | Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объем реализации, шт. | 124 | 110 | 110 | 15 | 125 |
Цена за единицу, руб. | 19,17 | 19,17 | 19,17 | 18 | - |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 2377 | 2109 | 2109 | 270 | 2379 |
Переменные затраты на единицу продукции, руб. | 14 | 14 | 14 | 14 | - |
Сумма переменных затрат на весь объем, тыс. руб. | 1736 | 1540 | 1540 | 210 | 1750 |
Сумма постоянных затрат на весь объем, тыс. руб. | 501 | 501 | 501 | 35 | 536 |
Себестоимость всего выпуска, тыс. руб. | 2237 | 2041 | - | - | 2286 |
Себестоимость единицы продукции, руб. | 18,04 | 18,55 | - | - | 18,29 |
Прибыль (убыток), тыс. руб. | 140,1 | 68,2 | - | - | 93 |
Итак, выручка от реализации дополнительной партии заказа составит 270 тыс. руб., переменные затраты увеличатся на 210 тыс. руб., а постоянные ‒ на 35 тыс. руб.
Следовательно, дополнительная выручка покрывает все переменные затраты, технологические затраты по изменению формы продукции и часть постоянных затрат в сумме 25 тыс. руб. (270 ‒ 210 ‒ 35). В результате предприятие получит прибыль не в размере 68,2 тыс. руб., а в размере 93 тыс. руб.
Это доказывает, что даже при таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.
И на последнем этапе анализа, рассмотрим обоснование варианта на новую продукцию, так как важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень цен на продукцию.
В феврале 2012 г. исследуемое предприятие освоило выпуск новой продукции ‒ детского дивана. Цена конкурентов на аналогичное изделие составляет 5 тыс. руб. Чтобы завоевать рынок сбыта, предприятию нужно обеспечить либо высокое качество дивана, либо продавать этот вид продукции по более низкой цене. Постоянные затраты, связанные с производством и реализацией этого вида продукции составляют 48 тыс. руб. Переменные затраты - 3,8 тыс. руб. Если улучшить качество продукции (например, использовать более качественный материал для обивки), то диван можно продать за 5,5 тыс. руб., но при этом увеличатся постоянные затраты на 20% и переменные затраты также возрастут на 20% и составят 4,56 тыс. руб. Для анализа данной ситуации проведем расчет прибыли и точки безубыточности производства и продажи детского дивана по двум вариантам.
Таблица 3.4 ‒ Обоснование отпускной цены на новый вид продукции «детский диван»
Показатель | Первый вариант | Второй вариант |
1. Цена реализации, тыс. руб. | 5,5 | 5,0 |
2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. | 4,56 | 3,8 |
3. Постоянные затраты, тыс. руб. | 55,2 | 48 |
4. Валовая маржа на единицу продукции, тыс. руб. (стр.1-стр.2) | 0,94 | 1,2 |
5. Критический объем продаж, шт. (стр.3/стр.4) | 59 | 40 |
6. Мощность предприятия, шт. | 80 | 80 |
7. Сумма прибыли, тыс. руб. (стр.4*стр.6-стр.3) | 20 | 48 |
Как видно из таблицы, более выгоден для предприятия второй вариант, т.е. продажа дивана по более низкой цене, так как он обеспечивает более высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности.
Таким образом, результаты проведенного анализа в данной главе позволяют сделать вывод о том, что посредством операционного анализа предприятие сможет:
планировать безубыточный объем производства и продаж;
определять критическую сумму постоянных расходов и критический уровень цены реализации;
аналитически оценивать решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции;
обосновывать структуру продукции и вариант цены на новое изделие.
Заключение
Одним из мощных инструментов решения большого класса управленческих задач является расчет точки безубыточности производства. Посредством такого расчета можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственные планы.
Знание уровней безубыточности позволяет определять минимальные объемы продаж по каждому виду продукции и формировать портфель заказов так, чтобы производство было всегда рентабельным.
Целью курсовой работы явилось исследование процесса определения оптимального объема производства и реализации.
Объектом исследования выступила производственная деятельность ООО «Росмебель». Предметом исследования явился расчет оптимального объема производства и разработка управленческих решений на базе анализа «затраты - объем - прибыль».
Результаты расчетов позволили установить следующее.
В 2010 г. доля переменных расходов в общей сумме затрат снизилась, и выросла доля постоянных затрат, что объясняется увеличением суммы заработной платы административно-
В 2011 г. увеличился удельный вес переменных затрат, в связи с ростом цен на материалы, используемы в производстве. Соответственно доля постоянных затрат уменьшилась.
Были рассчитаны безубыточный объем продаж в натуральном выражении для всех видов продукции, а также точка безубыточности в стоимостном выражении в 2009 г. она составила 3946 тыс. руб., а в 2010 г. ‒ 4829 тыс. руб., в 2011 г. ‒ 5280 тыс. руб.
Следовательно, в результате проведенных расчетов было выявлено, что в ООО «Росмебель» фактический объем производства выше критической точки, т.е. точки безубыточности и предприятие получило прибыль за весь исследуемый период.