Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:33, курсовая работа
Для успешной предпринимательской деятельности предприятий в рыночных условиях необходимо установить закономерности спроса и предложения, а также определить целевую установку: что производить, в каком количестве, с какими затратами и по каким ценам.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического вы-пуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах «минимальный – максимальный» объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить
Введение 3
1Теоретические аспекты методики выбора оптимального варианта организации производства и максимизации прибыли 5
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации 5
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства 10
2 Оптимизация объема производства на примере ООО «Росмебель» 20
2.1 Краткая характеристика организации 20
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО «Росмебель» 23
3 Пути повышения эффективности принятия решений по выбору оптимального варианта производства и максимизации прибыли 32
Заключение
Существует три основных метода дифференциации издержек:
метод максимальной и минимальной точки;
графический (статистический) метод;
метод наименьших квадратов.
Например, дифференциация издержек методом максимальной и минимальной точки заключается в следующем:
1 Из всей совокупности данных выбираются два периода с наибольшим и наименьшим объемом производства;
2 Определяется так называемая ставка переменных издержек – это средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции:
где – максимальный объем производства, тыс. шт.;
, % – минимальный объем производства в процентах к максимальному.
3 Определяется общая сумма постоянных издержек:
Таким образом, в основу методики определения оптимального объема производства и реализации положено деление всех затрат на постоянные и переменные.
Переменные ‒ это затраты, размер которых зависит от уровня (объема) производственной деятельности, постоянные ‒ затраты, величина которых не зависит от изменения объема выпуска продукции. На практике, в дополнение к рассмотренным, затраты делят на условно-постоянные и условно-переменные [3, с.182-187].
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
Даже располагая хорошей производственной базой и производя высококачественную продукцию, предприятие может получать не получать желаемую величину прибыли из-за недостаточно эффективной организации работы коммерческой и финансовой служб. И действительно, неумение создать своего потребителя, найти высокоэффективные каналы сбыта приводит предприятие к недополучению прибыли.
Исходной посылкой в решении этих задач является определение условий безубыточности работы, после создания которых, можно говорить о получении прибыли. Иными словами, это есть ничто иное, как определение стоимости объема продаж продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытка.
Проблема снижения затрат делает насущным более частое обращение к широко известным под разными названиями в зарубежной практике методам исследования различных аспектов зависимости «издержки-объем-прибыль» («cost-volume-profit - «cvp»), или «управление прямыми затратами» («direct costing»), или анализ безубыточной работы предприятий (маржинальный анализ), или операционный анализ.
Операционный анализ ‒ один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Цель операционного анализа ‒ установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Эта информация имеет весьма существенное значение для руководства, так как одной из наиболее важных переменных, влияющих на совокупный доход от продаж, совокупные издержки и прибыль, является выход продукции или объем производства. По этой причине выходу продукции уделяется особое внимание, поскольку знание этой зависимости позволяет определить критические уровни выпуска, например, при котором не будет ни прибыли, ни убытков (то есть точку безубыточности).
Ключевыми элементами такого анализа являются: точка безубыточности, операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия. Операционный анализ ‒ неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается тоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА | = | ВАЛОВАЯ МАРЖА |
ПРИБЫЛЬ |
Если трактовать силу воздействия операционного рычага как процентное изменение валовой маржи (или, в зависимости от целей анализа ‒ нетто-результата эксплуатации инвестиций) при данном процентном изменении физического объема продаж, то наша формула может быть представлена в таком виде:
СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА | = | ΔВАЛОВАЯ МАРЖА / ПРИБЫЛЬ |
ΔК / К |
(К обозначает физический объем реализации).
Формула силы воздействия операционного рычага поможет нам теперь ответить на вопрос, насколько чувствительна валовая маржа, либо нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменению физического объема сбыта продукции. А дальнейшие последовательные преобразования этой формулы дадут способ расчета силы воздействия операционного рычага с использованием цены единицы товара, переменных затрат на единицу товара и общей суммы постоянных затрат:
Раскроем скобки.
Итак, мы имеем уже не один, а несколько способов расчета силы операционного рычага ‒ по любому из промежуточных звеньев в цепи наших формул. Заметим также, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации ‒ изменяется и сила воздействия операционного рычага. Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты ‒ это, как говорится, объективный фактор.
Вместе с тем, эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.
Это легко показать преобразованием формулы силы воздействия операционного рычага:
ВАЛОВАЯ МАРЖА | = | ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ + ПРИБЫЛЬ |
ПРИБЫЛЬ | ПРИБЫЛЬ |
Более того, чем выше доля постоянных затрат в валовой марже, тем выше сила операционного рычага. Этот остроумный, но несложный «трюк» также получается из исходной формулы, стоит только сконструировать величину, обратную СИЛЕ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА:
Отсюда
что и требовалось доказать.
Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.
При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Все это оказывается чрезвычайно полезным для:
планирования платежей по налогу на прибыль, в частности, авансовых;
выработки деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Вместе с тем, если вы уверены в долгосрочной перспективе повышения спроса на ваши товары (услуги), то можно себе позволить отказаться от режима жесткой экономии на постоянных затратах, ибо предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.
При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятие «увязает» в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).
Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия выливается в умноженные потери прибыли. Остается утешаться тем, что если выручка наращивается все-таки достаточными темпами, то при сильном операционном рычаге предприятие, хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиденды и обеспечивать финансирование развития.
Все это говорит о том, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Переходим теперь к определению запаса финансовой прочности (кромки безопасности, предела безопасности) предприятия. Для этого необходимо сначала овладеть понятием порога рентабельности (критической точки, «мертвой точки», точки самоокупаемости, точки перелома, точки разрыва и т.д.).
Порог рентабельности ‒ это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
ПРИБЫЛЬ | = | ВАЛОВАЯ МАРЖА | ‒ | ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ | = 0 |
или, что то же:
ПРИБЫЛЬ = | ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ | Х | ВАЛОВАЯ МАРЖА В ОТНОСИТЕЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ К ВЫРУЧКЕ | ‒ | ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ | = 0 |
Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
ПОРОГ РЕНТБЕЛЬНОСТИ | = | ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ | ‒ | ВАЛОВАЯ МАРЖА В ОТНОСИТЕЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ К ВЫРУЧКЕ |