Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:07, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы управления расчетов с дебиторами и кредиторами в настоящее время определила выбор темы дипломной работы «Управление дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Альдера».
Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и плательщиками потребность ООО «Альдера» в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности, а так же предложить меры по оздоровлению экономической ситуации. Т.е. позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и плательщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.
Цель данной дипломной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности на ООО «Альдера» и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.Теоритические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженности…………………………………………………..8
1.1. Сущность и содержание дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………8
1.2. Безналичные расчеты, как основной фактор возникновения
дебиторской и кредиторской задолженности………..….……………12
1.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия и методика управления дебиторской задолженностью…...32
ГЛАВА 2.Анализ состояния расчетов дебиторского и кредиторского характера на примере ООО «Альдера»……………………………………36
2.1. Организационная характеристика ООО «Альдера»………...36
2.2. Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………….…………66
2.3. Анализ деловой активности предприятия и движения денежных средств…………………………………………….………………..71
ГЛАВА 3. Проблемы и пути решения, связанные с возникновением дебиторской и кредиторской задолженности……………………………….86
3.1. Проблемы и пути решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………….86
3.2 Совершенствование политики управления дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………….92
Заключение……………………………………………………………….95

Файлы: 1 файл

диплом кирилла.docx

— 175.94 Кб (Скачать)
 

 

     ГЛАВА 3. Проблемы и пути решения, связанные с возникновением дебиторской и кредиторской задолженности

 

     3.1. Проблемы и пути  решения, связанные  с возникновением  дебиторской и  кредиторской задолженности

 
 

     Существующая  нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному  увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с  отсрочкой платежа (получение предоплаты как формы платежа на региональных рынках используется в ограниченных размерах).

     Имеющаяся низкая платежеспособность предприятий  вызывает рост достаточных объемов  дебиторской задолженности на балансах производителей.

     Как объект учета дебиторская задолженность  по сроку платежа классифицируется на:

  • отсроченную (срок исполнения обязательств, по которой еще не наступил);
  • просроченную (срок исполнения обязательств, по которой уже наступил).

     Образование дебиторской задолженности экономически объяснимо недостатком оборотных  средств.

     Согласно  исследований Всемирного банка, причиной возникновения неплатежей в России явилось несоответствие требований макро- и микроэкономической политики государства.

     Они явились следствием противоречивой экономической политики (имеющей  в своей основе мягкие бюджетные  ограничения для предприятий  и быструю дезинфляцию, при неадекватности фискальных реформ). [18, c. 19]

     Основными макроэкономическими факторами  появления дебиторской задолженности, по мнению Государственной академии инноваций являются:

  • определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;
  • неудовлетворительная работа банковской системы;
  • низкая развитость или неразвитость финансового рынка;
  • игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;
  • не сокращающийся разрыв хозяйственных связей бывшего постсоветского пространства.

     Вместе  с тем, необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской  деятельности.

     Дебиторская задолженность в своей сути имеет  два существенных признака:

  • с одной стороны для дебитора - она источник бесплатных средств;
  • с другой стороны для кредитора - это возможность увеличения ареала распространения его продукции, увеличение рынка распространения работ и услуг.

     Третий  аспект, который обычно не афишируется - это способ отсрочки налоговых  платежей по схеме "взаимных долгов".

     При выработке политики платежей предприятие-кредитор исходит из сравнения прибыли, дополнительно  получаемой при смягчении условий  платежей и, следовательно, росте объемов  продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности. [21, c. 258]

     Отсутствие  оплаты отгруженных товаров свидетельствует  о нарушениях договорной, расчетно-кассовой дисциплины и крайне невыгодно предприятию, поскольку длительное отвлечение средств  из оборота требует перегруппировки финансовых ресурсов, перераспределения оборотных средств, привлечения дополнительных денежных ресурсов в виде кредитов.

     Все это влечет за собой напряженность  финансового состояния предприятия, снижение его платежеспособности.

     Дебиторская задолженность отвлекает средства предприятия из оборота и возникает  в результате переплаты налогов  и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса, несвоевременного возврата средств подотчетными лицами, появления  сомнительной задолженности по истечении  сроков оплаты, спорных долгов при  нарушении договорных обязательств и т.п.

     Систематический контроль за состоянием просроченной задолженности, за оборачиваемостью средств  в расчетах — серьезный резерв ускорения оборачиваемости ненормируемых  оборотных средств и снижения потребности в них.

     Экономное и рациональное использование денежных средств, их выгодное вложение, обеспечивающее рост собственного капитала, положительно влияют на платежеспособность предприятия, на своевременное проведение им различных  расчетов.

     Поэтому снижение дебиторской задолженности  играет важную роль в эффективном  использовании оборотных средств, в оздоровлении финансового положения  предприятия.

     В настоящее время широкое распространение  в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий  продаж) получили коэффициенты инкассации.

       Коэффициенты инкассации - доля поступлений  от задолженности определенного  срока по отношению к объему  реализации периода возникновения  задолженности. 

     Коэффициенты  инкассации на каждую дату рассчитываются по отдельным группам задолженности. Например, коэффициенты инкассации в  июне включают коэффициент инкассации текущей (июньской) задолженности, коэффициент инкассации задолженности по продукции, отгруженной в мае и т.д.

     Суммарный коэффициент инкассации равен отношению  погашения дебиторской задолженности  за все периоды к объемам поставок за последний период.

     Если  К > 1, то за июнь дебиторская задолженность  снизилась, если К < 1, то дебиторская  задолженность и вероятность  формирования безнадежной задолженности  растут.

     Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита  приводят к снижению коэффициентов  инкассации.

     Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

     Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики  преобладающей формой расчетов становится предоплата.

     Оплата  за наличный расчет может быть выполнена  рублями, с помощью кредитной  карточки либо дебитной карточки.

     Кредитная карточка представляет собой пластиковую  карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи  и срока действия карточки.

     Владелец  карточки может совершать покупки  в пределах некоторой суммы, оговоренной  при выдаче карточки, даже в том  случае, если в момент покупки она  превышает остаток на его счете.

     В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки  при отсутствии средств на счете  покупателя. В России некоторые крупные  отечественные банки уже начали выпуск кредитных карточек.

     Безналичные расчеты выполняются с помощью  платежных поручений (поручение  хозяйствующего субъекта своему банку  о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

     Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды  инфляции, когда подобная иммобилизация  собственных оборотных средств  становится особенно невыгодной.

     Некоторые методы управления задолженностью в  инфляционной среде будут рассмотрены  ниже.

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.

     Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается  как положительная тенденция.

     Большое значение имеют отбор потенциальных  покупателей и определение условий  оплаты товаров, предусматриваемых  в контрактах.

     Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

     Необходимая для анализа информация может  быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

     Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная ЗО», означающая, что:

     а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с  момента получения товара);

     б) покупатель оплачивает полную стоимость  товара, если оплата совершается в  период с одиннадцатого по тридцатый  день кредитного периода;

     в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно  оплатить штраф, величина которого может  варьировать в зависимости от момента оплаты.

     Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация  предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120.

     Возможны  и иные группировки. Кроме того, необходим  контроль безнадежных долгов с целью  образования необходимого резерва.

     Анализ  и контроль уровня дебиторской задолженности  можно проводить с помощью  абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике.

     В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения  задолженности дебиторами.

       Для этого, в дополнение к  показателям наличия просроченной  дебиторской задолженности приводимым  в форме Ф-5 «Приложение к бухгалтерскому  балансу», можно использовать коэффициент  погашаемости дебиторской задолженности. 

     Коэффициент рассчитывается как отношение средней  дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты  по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к  выручке от реализации.

     Значение  этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой  договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента  отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26.

     Если  расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие  имеет проблемы со своими дебиторами.

 
 

     3.2 Совершенствование  политики управления  дебиторской и  кредиторской задолженности

 
 

     Политика  управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

     Таким образом, состояние дебиторской  и кредиторской задолженности, их размеры  и качество оказывают сильное  влияние на финансовое состояние  организации.

     Для улучшения финансового положения  организации необходимо:

     1) следить за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности.  Значительное превышение дебиторской  задолженности создает угрозу  финансовой устойчивости организации  и делает необходимым привлечение  дополнительных источников финансирования;

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью