Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью является сравнительный анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова.
В соответствии с целями курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
 Уточнить общепринятое определение конкурентоспособности банка;
 раскрыть особенности содержания понятия конкурентоспособности применительно к коммерческому банку;
 изучить особенности банковской конкуренции;
 Рассмотреть конкурентные преимущества и позиции банков на рынке банковских услуг Республики Молдова;
 Выявить и классифицировать основные факторы, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность банка; определить показатели деятельности банка, наиболее полно отражающие состояние факторов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОНКРЕТНУЮ СРЕДУ ПРИ ОКАЗАНИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ-------7
1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация-----------------7
1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов --------------------------------------------------------------------15
Глава 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ------------------------------------25
2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг---------------------------------------------------------25
2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере----29
2.3 Анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова на примере КБ «Moldindconbank» АО и КБ «Energbank» АО ----------------------------------------------------------------------34
2.4 Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг------------------------------------------------51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------55
БИБЛИОГРАФИЯ-------------------------------------------------------------------------57

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 174.27 Кб (Скачать)

Миссия банка – быть уважаемыми успешным универсальным финансовым институтом, который занимает стабильные позиции на рынке, следуя мировым стандартам оказания банковских услуг и принципам корпоративной этики.

Основная цель, стоящая перед банком заключается в эффективном развитии и увеличении доли на финансовом рынке Молдовы.

Несмотря на сложности в деятельности банковской системы в 2012 году, КБ «ENERGBANK» АО сохранил рыночные позиции АО всем показателям, закончив год с прибылью 24,3 млн. лей. При этом некоторые показатели оказались выше средних по системе. Валюта баланса банка составила 1 847,75 млн. лей, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 15,54%.

Ситуация на международных финансовых рынках, политическая нестабильность в стране оказали влияние на показатели эффективности деятельности банка.

Для обеспечения высокоэффективной работы ресурсов, привлеченные средства размещались по доходным направлениям при минимальной иммобилизации активов. В среднем за год в структуре вложений банка 60 – 65% размещенных средств приходиться на доходные активы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Годовой отчет КБ «Energbank»

Рис.2.12.Структура активов по состоянию на 31.12.2012.

 

В течение 2012 года банк поддерживал требуемый Национальным Банком Молдовы размер совокупного нормативного капитала. Совокупный капитал банка на 31.12.2012 года составил 240,65 млн. лей. Уставной капитал банка на 31.12.2012 года составил 100 млн. леев.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Годовой отчет КБ «Energbank»

Рис.2.13.Структура пассивов по состоянию на 31.12.2012

 

Кредитный портфель на протяжении 12 месяцев 2012 года кредитование является одним из приоритетных направлений деятельности банка. В ходе работы учитывались возможные риски на рынке кредитных услуг. Акцент был поставлен на увеличение кредитного портфеля, одновременно работа велась над улучшением качества, были повышены требования по управлению рисками, в частности, по формированию резервов по активам, проведению мониторинга финансового состояния заемщиков и т.д.

Говоря о кредитной деятельности в целом, следует отметить, что кредитный портфель на 31.12.2012 года составил 980 543,30 тыс. лей и увеличился на 0,16% (1 518,50 тыс. лей) по отношению к аналогичному периоду 2011 года и на 38,81% (236 656,30 тыс. лей) по отношению к аналогичному периоду 2010 года соответственно.

 

 

 

период

31.12.2010

31.12.2011

31.12.2012

всего активы

1475194.8

1585089.1

1848337.1

портфель

734887

979024.8

980534.3

доля кредитов в структуре активов

50.34%

61.76%

53.05%

оборачиваемость

1

0.77

0.79

всего фонд риска

58414.8

67731.9

110652

фонд риска % от актива

3.96%

4.27%

5.99%


 

Источник: Годовой отчет КБ «Energbank»

Таблица 2.1.Динамика показателей оценки качества кредитного портфеля КБ «Energbank» с 2010-2012 года

 

Кредиты продолжают составлять существенную часть активов банка и являются ключевым фактором формирования прибыли. Доходы от кредитной деятельности составили 108 000,00 тыс. лей, увеличившись на 6 958,50 тыс. лей или на 6,89% по отношению к 2011 года.

Структура портфеля по срокам погашения претерпела некоторые изменения. В частности, на 6,0% снизилась доля долгосрочных кредитов, в то время как краткосрочные кредиты уменьшились незначительно по сравнению с тем же периодом 2011 года.

КБ «ENERGBANK» АО является участником системы гарантирования вкладов. Все размещенные в банке депозиты физических лиц гарантированы в порядке, размере и на условия, установленных Законом о гарантировании депозитов физических лиц в банковской системе от 26 декабря 2003 года.

Банк на протяжении всех лет деятельности проводил активную работу по совершенствованию услуг, предоставляемых на рынке вкладов, повышению качества индивидуального обслуживания клиентов банка, постоянно расширяя спектр депозитных продуктов и ориентируясь на максимальную заботу о клиентах.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Годовой отчет КБ «Energbank»

Рис.2.14. Отраслевая структура кредитного портфеля на 31.12.2012

 

Увеличение доходов от валютных операции, а именно, доходы от покупки продажи валюты и комиссионные доходы является одним из приоритетов развития бизнеса банка.

Доходы по системам денежных переводов увеличились за 2012 год на 3,4% по сравнению с 2011 годом. По системам быстрых денежных переводов можно отметить, что лидируют системы: Унистрим, Вестерн Юнион, Контакт, VMT Лидер, Мигом, Быстрая Почта. Анализируя обороты за 2012 год, отмечается рост на 7,5% по сравнению с предыдущим годом.

В целом количество операций за год по переводам увеличилось на 26,7%. По валютам наблюдается значительное увеличение оборотов в российских рублях на 91%, в долларах США и в евро обороты уменьшились на 9,7% и 7,1% соответственно. Такая динамика наблюдается в целом по системе исходя из данных Национального Банка Молдовы.

Эквайринговая сеть КБ «ENERGBANK» АО на 31.12.2012 года состояла  из 23 банкомата и 77 POS-терминалов. За анализируемый период наблюдался стабильность общего объема операций. Общая эмиссия банка на 31.12.2012 год составила 8.7 тыс. карт.

В 2012 году банком была предоставлена новая услуга SMS-info, по оперативному информированию держателей карт, об операциях, осуществляемых посредством карт, на мобильный телефон.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Годовой отчет КБ «Energbank»

Рис.2.15.Структура доходов по состоянию на 31.12.2012.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Годовой отчет КБ «Energbank»

Рис.2.16. Структура расходов по состоянию на 31.12.2012.

 

Проанализировав экономическую деятельность КБ «Moldindconbank»АО, можно прийти к выводу, что банк имеет достаточно ликвидные средства, которые возрастают из года в год, а также возрастают ликвидные активы. В КБ «ENERGBANK» АО уровень ликвидных средств тоже увеличиваются. Как один, так и другой банк размещают свои активы в кредиты. Но, как известно, кредитные операции - это высоко рисковые операции. Поэтому если банки и в будущем будут уделять большое внимание операциям по выдачи кредитов, они связывают свою деятельность с большими рисками. Коэффициент использования привлечённых средств показывает, какая часть всех привлечённых средств идёт на выдачу кредитов.

 

2.4. Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг

 

Если компания выходит на новый рынок, начинает новый проект, расширяет масштабы своей деятельности или, напротив, испытывает трудности и проблемы, снижающие эффективность ее работы – это значит, что компания нуждается в сборе и анализе маркетинговой информации.

Основным приемом банковского маркетинга является общение с клиентурой, обеспечение рентабельной деятельности и достаточного размера дивидендов по акциям банка, предоставление клиентам преимуществ и уникального сервиса по сравнению с другими кредитно-финансовыми организациями, материальная заинтересованность служащих банка в его успешной деятельности. При достижении этих целей можно выделить активный и пассивный маркетинг.

Активный маркетинг включает систему следующих мероприятий:

  • организацию активной рекламы при помощи почтовой и телефонной связи, а также телевидения
  • проведение разовых мероприятий, в частности презентаций и конференций, на которых происходит процесс непосредственного изучения потребительских оценок качества и полноты продуктового ряда;
  • анализ потребностей потенциальных клиентов в процессе личного общения;
  • организация дискуссий для обсуждения актуальных проблем банковской деятельности; проведение анкетирования среди клиентов и опроса населения.
  • К пассивному маркетингу относятся публикация в прессе информации о банковских услугах и экономических показателях, разработка эмблемы и «девиза» коммерческого банка и т.д.

Банковская реклама выделяется из всей массы рекламных сообщений в первую очередь из-за особенностей банковских услуг как объекта продвижения. Она является одним из способов воздействия банка на потенциальных клиентов, важным элементом коммуникативного комплекса, ориентированного на продвижение услуг. Рекламная кампания должна быть направлена на создание и поддержание банковского имиджа, на пропаганду новых видов услуг, на объяснение широкой публике преимуществ данного банка по сравнению с другими банками. Эта кампания организуется в общенациональном масштабе с использованием телевидения, газет и других средств массовых коммуникаций. Имидж банка создает внешний вид сотрудников, культура поведения, профессиональный уровень работников, внешнее и внутреннее оформление, ее фирменный знак, который соблюдается везде: на зданиях, всех видах рекламы, на бланках деловой переписки, конвертах. Чем выше уровень обслуживания, те больше спрос. Однако повышение уровня обслуживания и его мотивация требуют увеличение затрат. Поэтому руководство должно найти оптимальное соотношение между уровнем обслуживания и экономическими факторами, связанными с обслуживанием. Критерием качества необходимо считать отсутствие жалоб со стороны клиентов.

Что касается способов проведения маркетинговой кампании, то банк должен всегда учитывать соотношение между стоимостью рекламы и количеством людей, которые ее воспримут. Для привлечения клиентов в банк можно применить следующие виды реклам:

  • Телевидение – имеет самую широкую аудиторию, а, следовательно, привлечет новых клиентов и заинтересует старых. Но, реклама должна быть качественной, хотя плата за это очень высокая.
  • Газетная реклама – дешевле, но круг читающей публики узок и, кроме того, сведения этим путем распространяются медленнее и чаще остаются без внимания.
  • Сувенирная реклама (значки, брелоки, шариковые ручки, пепельницы, зажигалки, записные книжки… с фирменной символикой банка). Они распространяются бесплатно среди клиентов и служат напоминанием о банке, услугами которого он пользовался.
  • Средства прямой рекламы – рекламные письма и открытки, вкладыши в конверты, листовки, проспекты, брошюры, каталоги. Этот способ даст возможность направить свои рекламные материалы непосредственно к тем людям или организациям, к которым банк хотел обратиться.
  • Транспортная реклама – автобусные и троллейбусные плакаты, объявления в такси.
  • Средства изобразительной рекламы – уличная и придорожная реклама, афиши, рекламные щиты. Текст должен быть сжатым и доступным, так как люди обычно читают такие рекламы второпях или проезжают мимо.

В целом банковская деятельность считается успешной, если извлекается максимум прибыли и учреждения банка и клиенты также достигают своих целей. В этой связи маркетинговая работа банков неразрывно связана с работой клиентов. От состава операций с клиентами зависит также решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе кредитно – расчетного обслуживания взаимозависимых сделок между хозяйствующими субъектами. Известно, что в коммерческих учреждениях банка наибольшая часть прибыли формируется за счет процентной политики по активным операциям и именно за счет процентов, которые взимаются с предоставляемых кредитов физическим и юридическим лицам.

По этой причине важно постоянно совершенствовать данный участок работы и в результате вполне реально заранее проводить маркетинговые исследования на предмет определения эффективности предоставляемых услуг клиентам.

Для того чтобы постоянно проводить работу не только по увеличению размеров кредитных операций, но и по повышению эффективности процесса кредитования необходимо организовать деловую группу специалистов банка для проведения предварительных маркетинговых исследований.

Требуется также улучшить консультационную работу среди клиентов. В результате можно установить график проведения таких консультаций по направлениям на платной основе и тем самым повысить уровень деловой квалификации работников банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов. В настоящий момент нет определенного набора показателей для оценки конкурентоспособности банка. Однако мнение аналитиков оценке конкурентоспособности сводится к тому, что основой конкурентоспособности банка является его рейтинг.

Наличие высокого рейтинга банка дает ему ряд известных конкурентоспособных преимуществ снижения стоимости привлечения ресурсов и установления ставок в зависимости от рейтинга;  повышение доверия со стороны клиентов, рост привлекательности в качестве заемщика, а значит, привлечение новых клиентов и их ресурсов.

 Сила банка в обдуманной стратегии: он должен быть не большим, универсальным, надежным, и самое главное - рентабельным. Для этого, по-моему, необходимо диверсифицировать услуги, предлагаемые банком, искать своего клиента и тщательно изучать его потребности - ведь зачастую секрет успеха кроется как раз в нетрадиционной подаче самых обычных услуг: в культуре общения, заботе о клиенте, предоставлении ему необходимых и своевременных консультаций, рекомендаций.

Информация о работе Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг республики Молдова