Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью является сравнительный анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова.
В соответствии с целями курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
 Уточнить общепринятое определение конкурентоспособности банка;
 раскрыть особенности содержания понятия конкурентоспособности применительно к коммерческому банку;
 изучить особенности банковской конкуренции;
 Рассмотреть конкурентные преимущества и позиции банков на рынке банковских услуг Республики Молдова;
 Выявить и классифицировать основные факторы, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность банка; определить показатели деятельности банка, наиболее полно отражающие состояние факторов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОНКРЕТНУЮ СРЕДУ ПРИ ОКАЗАНИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ-------7
1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация-----------------7
1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов --------------------------------------------------------------------15
Глава 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ------------------------------------25
2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг---------------------------------------------------------25
2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере----29
2.3 Анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова на примере КБ «Moldindconbank» АО и КБ «Energbank» АО ----------------------------------------------------------------------34
2.4 Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг------------------------------------------------51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------55
БИБЛИОГРАФИЯ-------------------------------------------------------------------------57

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 174.27 Кб (Скачать)

Обе эти формы могут сосуществовать друг с другом, находясь в определенном сочетании. Их соотношение на каждом конкретном рынке определяется рыночной силой продавцов и покупателей.

На рынке продавца, где продавцы обладают значительной рыночной силой и возможностью в определенной степени диктовать покупателям свои условия (вследствие ненасыщенности рынка, его монополизации и т.д.), преобладает конкуренция покупателей. Напротив, на рынке покупателя, где покупатели обладают большей рыночной силой, чем продавца (из-за пересыщения рынка товарами, а также действием других факторов), основной формой является конкуренция продавцов.

Какова ситуация на банковском рынке? Является ли банковский рынок, рынком продавца или рынком покупателя? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку, с одной стороны, банковский рынок не является чем-то единым и неделимым, а складывается из множества частных рынков (банковских отраслей), с другой стороны, любой банк может выступать на них как в роли продавца, так и в роли покупателя.

Как известно, в условиях развитой рыночной экономики значение конкуренции покупателей не столь велико, поскольку обычное состояние рыночной экономики – рынок покупателя, когда между собой соревнуются продавцы товаров и услуг.

В зависимости от степени концентрации субъектов банковской конкуренции можно выделить: 1) индивидуальную конкуренцию и 2) групповую конкуренцию.16

Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные кредитные институты. При групповой банковской конкуренции друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающие в качестве «ассоциированных» конкурентов.

Групповая конкуренция является следствием индивидуальной. По мнению некоторых экономистов, групповая конкуренция имеет место, когда в той или иной отрасли часть предприятий объединяется, чтобы сообща действовать против остальных.

Следующей классификацией факторов является в зависимости от принадлежности субъектов конкуренции принято различать: 1) внутриотраслевую конкуренцию и 2) межотраслевую конкуренцию17

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между представителями одной отрасли, производящие аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различают по цене, качеству, ассортименту. Она может осуществляться в двух основных формах: предметная и видовая конкуренция.

Предметная конкуренция осуществляется между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству.

 

 






 

 

 

Источник: Составлено автором Коробовой Г.Г

Рис.1.1. Схема разновидностей отраслевой банковской конкуренции

 

Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида, но различаются каким-то существенно важным параметром.

Внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется в основном в форме видовой конкуренции. С точки зрения конкурентной стратегии это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида еще не обеспечивает конкурентного преимущества.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между представителями различных банковских отраслей. Она может осуществляться в формах: конкуренции посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.

Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности, или ее диверсификации. Перелив капитала используется для входа извне на банковский рынок, а также при попытке финансово-кредитных институтов завоевать себе место в новых для них отраслях. Однако, учитывая то, что значительная часть институтов банковского рынка действует одновременно в нескольких банковских отраслях, перелив капитала здесь чаще всего выступает в форме его перераспределения между отраслями.

Функциональная конкуренция в отличие от конкуренции посредством перелива капитала не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров.

В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Составлено автором Коробовой Г.Г

Рис.1.2. Схема используемых методов банковской конкуренции

 

Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты.

Ценовая конкуренция в экономике может быть: открытой и скрытой.

При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цена поднимают непропорционально мало. Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие четкой взаимосвязи потребительской стоимости товара и его цены.

Неценовая конкуренция базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами. Целью применения неценовых методов конкуренции является формирование устойчивых потребительских предпочтений.

К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (узнаваемость продукции), организация каналов реализации продукции, реклама, бренд, послепродажное обслуживание, новизна продукции.18

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей  от этого свободы конкуренции различают: совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами. Ее основными чертами являются:

    1. Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов; отсутствие ценовой дискриминации; производители и продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична);
    2. Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее;
    3. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность производителей и потребителей;
    4. Свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д.






 

 

 

Источник: Составлено автором Коробовой Г.Г.

Рис.1.3. Схема монополизации банковской конкуренции

 

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «век конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции.

Принято различать три разновидности рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама   определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющих близких субъектов.19

Согласно закону о финансовом учреждении, банки могут осуществлять финансовую деятельность в пределах полученной лицензии:

    • Прием процентных и беспроцентных депозитов (на предъявителя, срочных и т.д.);
    • Предоставление кредитов (потребительских и ипотечных, факторинг с правом регресса или без него, финансирование коммерческих сделок и т.п.);
    • Заем средств, купля-продажа за счет банка или за счет клиентов;
    • Расчетно-кассовое обслуживание;
    • Выпуск и управление платежными инструментами (кредитными и платежными картами, дорожными чеками и т.д.);
    • Купля-продажа денежных средств;
    • Финансовый лизинг;
    • Оказание услуг в отношении кредитования;
    • Оказание услуг в качестве финансового агента или консультанта;
    • Операции в иностранной валюте;
    • Оказание торговых услуг;
    • Оказание услуг по управлению портфелем инвестиций;
    • Иные виды деятельности или услуги при условии, что они относятся к финансовой сфере и разрешены Национальным банком;20

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЮЩИХ КРНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

 

2.1.  Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг

 

Конкурентоспособность — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность банка-производителя продукта (услуги) соотносятся между собой как часть и целое.

Возможность банка конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности продукта и совокупности экономических методов деятельности банка, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Существует подход к оценке конкурентоспособности. Это — характеристика банковского продукта, отражающая его отличие от продукта конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. 
          Определяя конкурентную позицию того или иного банка, оценивая его надежность и эффективность функционирования наиболее важными и определяющими являются такие количественные показатели, как прибыль и рентабельность банка, размер уставного фонда и резерва, структура активов и пассивов, доля на рынке кредитов и депозитов, объем разрешенных операций, величина процентных ставок и т.п. Эти и другие показатели используются не только для характеристики работы банка, но и оценки его конкурентоспособности и позиции в рейтинге. 
          Достижение перечисленных целей напрямую связано с эффективным управлением ликвидностью, которая характеризует надежность, прибыльность, устойчивость и отзывчивость банка.

Ликвидность банка проявляется в своевременном выполнении банком своих договорных обязательств. 

Платежеспособность банка – это способность банка в надлежащие сроки и в полной сумме выполнять свои обязательства, то есть своевременно и полно производить платежи, бесперебойно выдавать деньги клиентам, возвращать ссуды другим банкам, выплачивать заработную плату своим работникам и др. 

Ликвидность банка и его платежеспособность являются ключевыми показателями, свидетельствующими о его эффективности и надежности. 
           Для определения степени надежности банка используют индекс банковского риска. Индекс банковского риска включает в себя такие показатели как рентабельность банковских активов, стандартное отклонение рентабельности активов (как мера риска), достаточность банковского капитала. Показатель разработан для расчета той величины потерь банка (снижение его прибыли), в результате которой его стоимость станет отрицательной величиной.

                                                                                                           Формула 2.1. 
RI=[E(ROA)+CAP]/s

 
          ROA– рентабельность активов;

         E(ROA) – ожидаемая рентабельность активов;

CAP– отношение нормативного капитала к совокупному размеру    активов;

 s– стандартное отклонение рентабельности активов;

Следует отметить, что чем выше значение индекса, тем ниже степень риска для данного банка и выше степень его надежности.21

В современных условиях любой банк, который хочет быть конкурентоспособным, современным и успешным, должен быть клиентоориентированным, т. е. таким, в котором клиент на всех уровнях управления получает поддержку и реализацию своих требований и где качественно решаются задачи привлечения, удержания, развития клиентов.

Чтобы потребители банковских продуктов могли относиться к банкам с доверием, им нужен легко осуществимый и не требуемый больших издержек доступ к надежной информации, в особенности к данным о величине чистых активов и об изменчивости доходов. Модель доверия публики к банку можно представить в следующем виде:

Формула 2.2.

Доверие = ЧА + УД + КИ

 

ЧА – чистые активы;

УД – устойчивость доходов;

КИ – качество информации;

Все функциональные отношения здесь прямые, т.е. при возрастании объемов (за вычетом обязательств), при повышении устойчивости доходов и качества информации доверие к банку возрастает.22

Информация о работе Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг республики Молдова