Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:47, курсовая работа
Целью является сравнительный анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова.
В соответствии с целями курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
Уточнить общепринятое определение конкурентоспособности банка;
раскрыть особенности содержания понятия конкурентоспособности применительно к коммерческому банку;
изучить особенности банковской конкуренции;
Рассмотреть конкурентные преимущества и позиции банков на рынке банковских услуг Республики Молдова;
Выявить и классифицировать основные факторы, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность банка; определить показатели деятельности банка, наиболее полно отражающие состояние факторов;
ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОНКРЕТНУЮ СРЕДУ ПРИ ОКАЗАНИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ-------7
1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация-----------------7
1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов --------------------------------------------------------------------15
Глава 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ------------------------------------25
2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг---------------------------------------------------------25
2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере----29
2.3 Анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова на примере КБ «Moldindconbank» АО и КБ «Energbank» АО ----------------------------------------------------------------------34
2.4 Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг------------------------------------------------51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------55
БИБЛИОГРАФИЯ-------------------------------------------------------------------------57
Обе эти формы могут сосуществовать друг с другом, находясь в определенном сочетании. Их соотношение на каждом конкретном рынке определяется рыночной силой продавцов и покупателей.
На рынке продавца, где продавцы обладают значительной рыночной силой и возможностью в определенной степени диктовать покупателям свои условия (вследствие ненасыщенности рынка, его монополизации и т.д.), преобладает конкуренция покупателей. Напротив, на рынке покупателя, где покупатели обладают большей рыночной силой, чем продавца (из-за пересыщения рынка товарами, а также действием других факторов), основной формой является конкуренция продавцов.
Какова ситуация на банковском рынке? Является ли банковский рынок, рынком продавца или рынком покупателя? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку, с одной стороны, банковский рынок не является чем-то единым и неделимым, а складывается из множества частных рынков (банковских отраслей), с другой стороны, любой банк может выступать на них как в роли продавца, так и в роли покупателя.
Как известно, в условиях развитой рыночной экономики значение конкуренции покупателей не столь велико, поскольку обычное состояние рыночной экономики – рынок покупателя, когда между собой соревнуются продавцы товаров и услуг.
В зависимости от степени концентрации субъектов банковской конкуренции можно выделить: 1) индивидуальную конкуренцию и 2) групповую конкуренцию.16
Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные кредитные институты. При групповой банковской конкуренции друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающие в качестве «ассоциированных» конкурентов.
Групповая конкуренция является следствием индивидуальной. По мнению некоторых экономистов, групповая конкуренция имеет место, когда в той или иной отрасли часть предприятий объединяется, чтобы сообща действовать против остальных.
Следующей классификацией факторов является в зависимости от принадлежности субъектов конкуренции принято различать: 1) внутриотраслевую конкуренцию и 2) межотраслевую конкуренцию17
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между представителями одной отрасли, производящие аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различают по цене, качеству, ассортименту. Она может осуществляться в двух основных формах: предметная и видовая конкуренция.
Предметная конкуренция осуществляется между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству.
Источник: Составлено автором Коробовой Г.Г
Рис.1.1. Схема разновидностей отраслевой банковской конкуренции
Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида, но различаются каким-то существенно важным параметром.
Внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется в основном в форме видовой конкуренции. С точки зрения конкурентной стратегии это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида еще не обеспечивает конкурентного преимущества.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между представителями различных банковских отраслей. Она может осуществляться в формах: конкуренции посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.
Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности, или ее диверсификации. Перелив капитала используется для входа извне на банковский рынок, а также при попытке финансово-кредитных институтов завоевать себе место в новых для них отраслях. Однако, учитывая то, что значительная часть институтов банковского рынка действует одновременно в нескольких банковских отраслях, перелив капитала здесь чаще всего выступает в форме его перераспределения между отраслями.
Функциональная конкуренция в отличие от конкуренции посредством перелива капитала не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров.
В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.
Источник: Составлено автором Коробовой Г.Г
Рис.1.2. Схема используемых методов банковской конкуренции
Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты.
Ценовая конкуренция в экономике может быть: открытой и скрытой.
При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цена поднимают непропорционально мало. Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие четкой взаимосвязи потребительской стоимости товара и его цены.
Неценовая конкуренция базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами. Целью применения неценовых методов конкуренции является формирование устойчивых потребительских предпочтений.
К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (узнаваемость продукции), организация каналов реализации продукции, реклама, бренд, послепродажное обслуживание, новизна продукции.18
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают: совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами. Ее основными чертами являются:
Источник: Составлено автором Коробовой Г.Г.
Рис.1.3. Схема монополизации банковской конкуренции
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «век конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции.
Принято различать три разновидности рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющих близких субъектов.19
Согласно закону о финансовом учреждении, банки могут осуществлять финансовую деятельность в пределах полученной лицензии:
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЮЩИХ КРНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг
Конкурентоспособность — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность банка-производителя продукта (услуги) соотносятся между собой как часть и целое.
Возможность банка конкурировать
на определенном рынке непосредственно
зависит от конкурентоспособности продукта
и совокупности экономических методов
деятельности банка, оказывающих воздействие
на результаты конкурентной борьбы. Существует
подход к оценке конкурентоспособности.
Это — характеристика банковского продукта,
отражающая его отличие от продукта конкурента
как по степени соответствия конкретной
общественной потребности, так и по затратам
на ее удовлетворение.
Определяя
конкурентную позицию того или иного банка,
оценивая его надежность и эффективность
функционирования наиболее важными и
определяющими являются такие количественные
показатели, как прибыль и рентабельность
банка, размер уставного фонда и резерва,
структура активов и пассивов, доля на
рынке кредитов и депозитов, объем разрешенных
операций, величина процентных ставок
и т.п. Эти и другие показатели используются
не только для характеристики работы банка,
но и оценки его конкурентоспособности
и позиции в рейтинге.
Достижение
перечисленных целей напрямую связано
с эффективным управлением ликвидностью,
которая характеризует надежность, прибыльность,
устойчивость и отзывчивость банка.
Ликвидность банка проявляется в своевременном выполнении банком своих договорных обязательств.
Платежеспособность банка – это способность банка в надлежащие сроки и в полной сумме выполнять свои обязательства, то есть своевременно и полно производить платежи, бесперебойно выдавать деньги клиентам, возвращать ссуды другим банкам, выплачивать заработную плату своим работникам и др.
Ликвидность банка и его платежеспособность
являются ключевыми показателями, свидетельствующими
о его эффективности и надежности.
Для
определения степени надежности банка
используют индекс банковского риска.
Индекс банковского риска включает в себя
такие показатели как рентабельность
банковских активов, стандартное отклонение
рентабельности активов (как мера риска),
достаточность банковского капитала.
Показатель разработан для расчета той
величины потерь банка (снижение его прибыли),
в результате которой его стоимость станет
отрицательной величиной.
RI=[E(ROA)+CAP]/s
ROA– рентабельность активов;
E(ROA) – ожидаемая рентабельность активов;
CAP– отношение нормативного капитала к совокупному размеру активов;
s– стандартное отклонение рентабельности активов;
Следует отметить, что чем выше значение индекса, тем ниже степень риска для данного банка и выше степень его надежности.21
В современных условиях любой банк, который хочет быть конкурентоспособным, современным и успешным, должен быть клиентоориентированным, т. е. таким, в котором клиент на всех уровнях управления получает поддержку и реализацию своих требований и где качественно решаются задачи привлечения, удержания, развития клиентов.
Чтобы потребители банковских продуктов могли относиться к банкам с доверием, им нужен легко осуществимый и не требуемый больших издержек доступ к надежной информации, в особенности к данным о величине чистых активов и об изменчивости доходов. Модель доверия публики к банку можно представить в следующем виде:
Формула 2.2.
Доверие = ЧА + УД + КИ
ЧА – чистые активы;
УД – устойчивость доходов;
КИ – качество информации;
Все функциональные отношения здесь прямые, т.е. при возрастании объемов (за вычетом обязательств), при повышении устойчивости доходов и качества информации доверие к банку возрастает.22
Информация о работе Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг республики Молдова