Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:47, курсовая работа
Целью является сравнительный анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова.
В соответствии с целями курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
Уточнить общепринятое определение конкурентоспособности банка;
раскрыть особенности содержания понятия конкурентоспособности применительно к коммерческому банку;
изучить особенности банковской конкуренции;
Рассмотреть конкурентные преимущества и позиции банков на рынке банковских услуг Республики Молдова;
Выявить и классифицировать основные факторы, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность банка; определить показатели деятельности банка, наиболее полно отражающие состояние факторов;
ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОНКРЕТНУЮ СРЕДУ ПРИ ОКАЗАНИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ-------7
1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация-----------------7
1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов --------------------------------------------------------------------15
Глава 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ------------------------------------25
2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг---------------------------------------------------------25
2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере----29
2.3 Анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова на примере КБ «Moldindconbank» АО и КБ «Energbank» АО ----------------------------------------------------------------------34
2.4 Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг------------------------------------------------51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------55
БИБЛИОГРАФИЯ-------------------------------------------------------------------------57
Модель удобства для клиента можно представить в следующей форме:23
Удобство
= ГР+СП+И+К
ГР – география рынка;
СП – спектр продуктов (услуг);
И – издержки;
К – качество;
С расширением территории, повышением
качества и расширением спектра предоставляемых
услуг привлекательность банка для клиента
растет.
Причинами успеха или неудач появления
на рынке конкретного продукта могут быть
и другие факторы: рекламная деятельность
банка, его имидж, предлагаемый уровень
обслуживания и т.д. Однако, как ни важны
указанные аспекты деятельности банка
по обеспечению конкурентоспособности,
основой являются качество и цена банковских
продуктов. Следовательно, формула конкурентоспособности
имеет вид:24
Формула 2.4.
Конкурентоспособность =К+Ц+УО
К – качество;
Ц – цена;
УО – уровень обслуживания;
Управление конкурентоспособностью банковских продуктов тесно связано с управлением его жизненным циклом.
Жизненный цикл банковского продукта – это разработка конкретно банковского товара, его выход на рынок и до момента своевременного устранения с рынка. Управление жизненным циклом банковских товаров означает способность банка обеспечивать конкурентоспособную номенклатуру, а, следовательно, преимущества в конкурентной борьбе и устойчивое положение на рынке.
Для оценки конкурентоспособности банка необходимо сопоставить его положение с положением основных конкурентов на изучаемом рынке. Рейтинг банков комплексно отражает эффективность деятельности банка в сравнении с другими банками, а также позволяет в целом выявить основных конкурентов на рынке банковских продуктов. Укреплению позиции банка на рынке банковских продуктов способствует не только положение банка на первых строчках рейтинга банков внутри страны, но и присвоение банку международных рейтингов.
Кредитные рейтинги Fitch представляют собой мнение об относительной способности банка выполнять свои финансовые обязательства. Fitch Ratings — международная корпорация, известная в основном как рейтинговое агентство.
Главная задача — предоставление мировым кредитным рынкам независимых и ориентированных на перспективу оценок кредитоспособности, аналитических исследований и данных.25
Рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") представляют собой относительную оценку вероятности дефолта. Дефолт — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Краткосрочные кредитные рейтинги отражают вероятность своевременного выполнения обязательств. Индивидуальные рейтинги присваиваются только банкам. Цель данных рейтингов – дать оценку позициям банка без учета потенциальной внешней поддержки.
К основным факторам, которые агентство анализирует при оценке банков и определении уровня индивидуального рейтинга, относятся прибыльность, прозрачность и устойчивость баланса (включая капитализацию), клиентская база и менеджмент, экономическая среда и перспективы развития. Важными факторами являются последовательность политики и размер банка (объем собственных средств), а также диверсификация (деятельность в различных отраслях экономики и географическая экспансия).
Рейтинги поддержки дают представление о вероятности и характере внешней поддержки финансовой организации в случае возникновения у нее финансовых трудностей. При присвоении рейтингов учитываются количественные позитивные и негативные характеристики банков, включая целостность баланса, прибыльность и управление рисками.
2.2. Факторы, влияющие
на конкурентную среду в
Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка – те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, который стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке.
На практике, конкурентные преимущества банка могут иметь разнообразные формы:
Основные направления достижения конкурентных преимуществ – это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых банковских услуг и снижение величины затрат.
В современной экономической ситуации не всякому банку под силу обслуживать все категории клиентов, зачастую это и малоэффективно. Многие банки осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т.е. реализовать стратегию дифференциации.
Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента ощущения уникальности оказываемой ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а рассматриваются как уникальные.
За рубежом широко применяется дифференциация качества однотипных услуг, в основе которой лежат разные факторы:
Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками проблему определения критериев качества банковского продукта. В принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения банков. С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами. Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих процессов, уровень затрат на исправление допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение. Работа с клиентами требует от банковского специалиста не только отличной экономической подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умение вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить главный измеритель качества услуг – квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать. Для банков важна также защита своих конкурентных преимуществ – это, прежде всего обеспечение режима контроля входной и выходной информации и секретности информации о внутренней деятельности.
Для выявления и анализа конкурентных преимуществ полезно систематизировать информацию, в которой такие факторы как: величина капитала, менеджмент, банковские технологии, качество информации, финансовые инновации, корреспондентская сеть, культура обслуживания, рекламная кампания, репутация банка, качество услуги - сравниваются с аналогичными показателями других банков. Такой анализ необходим для позицирования - определения позиций банка на рынке и его конкурентоспособности. Прежде чем рассматривать дифференцировать коммерческие банки по их основным показателям рассмотрим всю банковскую систему Республики Молдова.
Совокупные активы
банковской системы Молдовы, на
июнь 2013 года оцениваются свыше 4.8
млрд. долларов. Кроме того, Молдова
входит в число мировых
При этом следует отметить достаточно высокий уровень доверия населения банкам страны – на вклады населения приходится более 41.7% пассивов банковской системы, что является очень высоким показателем. Больше половины вкладов размещается в национальной валюте, что характерно для стран с развитой национальной финансовой системой. Таким образом, в Молдове налаженный канал преобразования доходов, в том числе денежных переводов населения, в сбережения.26
Несмотря на то, что Молдова – аутсайдер среди стран СНГ по сумме гарантированного депозита, которая составляет около 500 долларов, население демонстрирует относительно высокий уровень доверия к банковской системе.
В то же время в основном население предпочитает размещать денежные средства в краткосрочные и среднесрочные депозиты, «длинных» денег банковская система представляет экономике немного.
Концентрация в банковском секторе Молдовы относительно высока – на долю самого крупного банка – «Moldova Agroindbank», приходит около 19% активов банковского сектора (1.01 млрд. долларов на 31.10.2013), а на 5 крупнейших – 68.28%. Всего банковская система Молдовы представлена 15 кредитными организациями. В последнее время концентрация активов в банковской системе Молдовы постепенно увеличивается. Увеличение концентрации может позитивно сказываться на развитии финансового сектора, что обусловлено ростом финансовой мощи банков за счет небольшого сокращения уровня конкуренции.
2.3. Анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова на примере КБ «Moldindconbank» АО и КБ «Energbank» АО
Коммерческий Банк "Moldindconbank" A.O. является одним из старейших и наиболее крупных банков Молдовы. Свою деятельность банк начал 1 июля 1959 года в качестве молдавского отделения Стройбанка СССР, основными задачами которого являлось финансирование строительства промышленных объектов энергетического комплекса, транспортных магистралей.
25 октября 1991 года решением
учредительного собрания
Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии Национального Банка Республики Молдова № 004470. Сегодня является одной из крупнейших кредитных организаций на территории Молдовы, имеет лицензию типа С, которая разрешает банкам осуществлять все типы внутренних и международных банковских операций, включая обмен иностранных валют и заниматься инвестиционной деятельностью. Банк широко представлен в сегменте кредитования МСБ, а также в рознице.28
Являясь одним из первых коммерческих банков, созданных в нашей стране, Банк имеет длительный опыт работы на финансовых рынках республики и за ее пределами. История его деятельности свидетельствует о том, что ОА «Moldinconbank» является одним из стабильных, финансово устойчивых банковских учреждений в Республики Молдова.
Банк обладает достаточно развитой сетью продаж, состоящей из 48 филиалов (20 из которых находятся в Кишиневе) и 46 агентств (допофисов) на территории РМ. Банкоматная сеть насчитывает 86 собственных ATM. По общему количеству точек продаж на начало 2012 года Moldindconbank занимает четвертое место по стране. Moldindconbank входит в первую группу банков (с активами свыше 3,5 млрд лей) и на 01.01.2012 по данному показателю занимает 3 место среди 14 кредитных организаций, зарегистрированных в РМ (после Молдова Агроиндбанк и Викториабанк соответственно).
В новой истории Банка особенно стоит отметить последние 2011 и 2012 годы. Этот период можно назвать самым продуктивным и успешным для КБ "Moldindconbank" A.O., у которого появилась четко очерченная стратегия развития, сформировалась профессиональная команда менеджеров и, что самое ценное, активно росли и развивались преданные Банку клиенты. Внутренняя стратегия Банка была направлена на повышение эффективности за счет поиска дополнительных резервов и самосовершенствования, в то время как внешняя предполагала расширение клиентской базы, гаммы услуг и постоянный рост присутствия на рынке. В этот период КБ "Moldindconbank" A.O. назывался "Лучшим налогоплательщиком года в Молдове" за 2003, 2004, 2006 и 2007 годы (правительство РМ), а также "Самым активным банком в Молдове" за 2003 и 2004 года в рамках программы содействия развитию торговли - Trade Facilitation Programm (Европейский банк реконструкции и развития), "Лучшим банком в Молдове 2005 года" (The Banker, Великобритания), "Лучшим банком в Молдове в категории "Лучшие банки развивающихся рынков - Центральная и Восточная Европа" (Global Finance, США, май 2006 года).
Информация о работе Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг республики Молдова