Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:47, курсовая работа
Целью является сравнительный анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова.
В соответствии с целями курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
Уточнить общепринятое определение конкурентоспособности банка;
раскрыть особенности содержания понятия конкурентоспособности применительно к коммерческому банку;
изучить особенности банковской конкуренции;
Рассмотреть конкурентные преимущества и позиции банков на рынке банковских услуг Республики Молдова;
Выявить и классифицировать основные факторы, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность банка; определить показатели деятельности банка, наиболее полно отражающие состояние факторов;
ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОНКРЕТНУЮ СРЕДУ ПРИ ОКАЗАНИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ-------7
1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация-----------------7
1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов --------------------------------------------------------------------15
Глава 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ------------------------------------25
2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг---------------------------------------------------------25
2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере----29
2.3 Анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова на примере КБ «Moldindconbank» АО и КБ «Energbank» АО ----------------------------------------------------------------------34
2.4 Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг------------------------------------------------51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------55
БИБЛИОГРАФИЯ-------------------------------------------------------------------------57
В настоящее время ломбарды (иногда под названием залоговых или кредитно-залоговых компаний) создаются многими коммерческими компаниями в рамках диверсификации своей деятельности, пользуясь тем, что отечественные банки пока еще мало внимания уделяют потребительскому кредитованию. Однако если в сфере кредитования ломбарды могут составить конкуренцию банкам за счет большей мобильности, готовности иметь дело с мелкими заемщиками, то в степени надежности хранения залога они серьезно проигрывают. Многие из вновь создаваемых ломбардов, к сожалению, не имеют соответствующим образом оборудованных хранилищ для ценностей и надежной охраны. Положение о порядке организации и функционирования деятельности ломбардов устанавливает порядок и условия деятельности ломбардов, осуществляемой экономическими агентами, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы и объема оказанных услуг, в целях государственного регулирования этой деятельности. В своей деятельности ломбарды руководствуются Конституцией Республики Молдова, Гражданским кодексом.7
Что касается такой разновидности косвенного кредитования, то существуют лизинговые компании. В начале 50-х годов с США, а с 60-х годов в странах Западной Европы появился новый вид предпринимательской деятельности – лизинг. Лизинговые компании стали приобретать машины, оборудование, транспортные средства и предоставлять это имущество в аренду обычно на 5-8 и более лет фирме-арендатору, постепенно погашающей задолжность по мере использования имущества. К началу 80-х годов лизинг получил широкое распространение: по оценке западных экономистов, в развитых странах посредством лизинга покрывается от 6 до 20% ежегодных потребностей в средствах для инвестиций в основные фонды. Поскольку лизинг является по существу разновидностью косвенного кредитования, он попал в сферу пристального внимания банковских учреждений, и в настоящее время лизинговые операции осуществляются не только специализированными компаниями, но и коммерческими банками.
По данным на 2013 год на территории Республики Молдова находятся 15 лизинговых компаний. Наиболее распространенными из них являются BS-Leasing Grup S.A., MAIB Leasing S.A.8
Другой формой косвенного кредитования, практикуемой как банками, так и «околобанками», является факторинг, выражающийся в приобретении финансовым институтом у поставщиков права требования по поставкам товаров и оказанию услуг, принятии рисков исполнения таких требований и их последующих инкассаций. Первоначально (XVI-XXII вв.) факторинг возник как операция чисто товарного характера и предлагался специализированными посредниками – факторинговыми компаниями, и только с 60-х годов ХХ в. наиболее распространенным стал финансовый факторинг, который освоен и банками.9
Важнейшим звеном небанковских кредитных учреждений являются страховые компании. Основной функцией, которой является страхование, они принимают на себя обязательство возмещать страхователям убытки при наступлении страховых случаев. Страховая деятельность - деятельность, которая в основном включает представление предложений о заключении договоров страхования и перестрахования, ведение переговоров и заключение таких договоров, получение премий, урегулирование ущерба, осуществление действий по возмещению расходов и регрессную деятельность.10 Аккумулируя крупные финансовые средства, страховые компании инвестируют их в различные сферы экономики наряду с оказанием страховых услуг. К страховым компаниям относятся юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций страхования. Страховщиками могут выступать государственные страховые организации, акционерные страховые общества, ассоциации.
В промышленно развитых странах страховые компании выступают в четырех формах.
Первая форма – акционерная, означающая, что страховые компании выпускают акции и являются акционерными обществами.
Вторая форма называется на «взаимной основе». Суть ее заключается в том, что каждый полисодержатель является акционером компании, но на базе не акции, а страхового полиса, поскольку данная страховая компания акции не выпускает.
Третья форма – взаимный обмен, когда компания действует от лица отдельных лиц, создавших ее, или от своего имени. Через центральную контору компании ее участники обмениваются страховыми рисками, страхую самих себя, и не продают страховые полисы на сторону.
Четвертая форма – система Ллойда, состоящая из синдикатов, в которые, как правило, входят на паях страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску распределяется между членами синдиката или между всеми участниками Ллойда. Система Ллойда возглавляется специальным комитетом, который контролирует деятельность синдикатов и принимает новых членов.11
На территории Республики Молдова насчитывается около 40 страховых компаний.12
Ресурсы страховых компаний формируются в основном за счет страховых премий, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, акционерного капитала, резервного капитала.
В Республики Молдова пенсионные фонды, как и страховые компании, они располагают большими финансовыми ресурсами. В отличие от организационной структуры других небанковских учреждений организационная структура пенсионных фондов характеризуется тем, что не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой форм собственности. Создаются пенсионные фонды в основном в частных корпорациях, являющихся их владельцами. Такие пенсионные фонды называются незастрахованными. Если корпорация заключили со страховой организацией соглашение, согласно которому последние получают пенсионные взносы и осуществляют выплату пенсий, такие пенсионные фонды называются застрахованными, поскольку созданы в рамках страховой компании.
Ресурсы частных пенсионных фондов состоят из средств, поступающих от корпораций, предприятий, а также взносов рабочих и служащих.
Государственные пенсионные фонды, как правило, создаются центральным правительством и местными органами власти. Источниками этих фондов являются средства бюджетов различных правительственных уровней и взносы населения.
Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая
организация, осуществляющая сбор и учет денежных взносов, внесенных
добровольно физическими или юридическими лицами либо от их имени,
обеспечивающая приращение этих средств для выплаты дополнительной пенсии.13
Инвестиционные компании большое развитие получили в США после второй мировой войны. Путем выпуска собственных акций и их продажи они привлекают большие денежные средства, которые вкладывают в ценные бумаги корпораций. Различают инвестиционные компании открытого и закрытого типа. Для первых характерны, во-первых, выпуск акций сразу в определенном количестве, а во-вторых – покупка их только у прежних держателей по рыночной цене. Вторые, называемые взаимными фондами, производят эмиссию своих акций постепенно, определенными порциями, и продают их в основном новым покупателям. Такие акции можно передавать и перепродавать.
Преобладают компании открытого типа благодаря их преимуществам: постоянная эмиссия акций позволяет им постоянно увеличивать свой капитали инвестиции в ценные бумаги корпораций.
Еще одна разновидность учреждений – это финансовые компании, действуют в сфере потребительского кредита, организационными формами их являются акционерная и кооперативная. Они возникли в 60-е годы XIXв. в Великобритании и назывались финансовыми домами. Возникновение этих финансовых учреждении было связано с хроническими трудностями реализации товаров.
Финансовые компании бывают двух видов. Первые занимаются продажей в кредит товаров длительного пользовании, выдачей ссуд мелким предпринимателям, финансированием розничных торговцев. Вторые специализируются на выдаче ссуд в основном потребителям. Кроме того, они иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании.
Так же к небанковским учреждениям относятся благотворительные фонды. Благотворительные фонды создаются крупными собственниками и корпорациями для финансирования образования, научно – исследовательских учреждений, центром искусств, церкви, различных общественных организаций. Средства в благотворительные фонды передаются в виде крупных денежных поступлений или пакетов акций.
Пассивные операции благотворительных фондов состоят из благотворительных поступлений в виде денежных средств и ценных бумаг, а активные – из вложений в различные ценные бумаги и недвижимость.
Кредитные союзы появились в Европе во второй половине XIXв., а в США – в начале XX в. они организуются, главным образом, на кооперативных началах и предназначены в основном для обслуживания физических лиц, объединенных по профессиональному и религиозному признаку.14
Пассивы кредитных союзов формируются за счет паевых взносов в форме покупки особых акций и кредитов банков. По паевым взносам выплачиваются проценты. За счет имеющихся ресурсов кредитные союзы предоставляют краткосрочные ссуды на покупку автомобилей, ремонт жилья (до 90% всех активов), покупают различные ценные бумаги, могут выдавать ссуду под залог недвижимости.
В настоящее время кредитные союзы расширили свою деятельность за счет выпуска кредитных карточек, оказания брокерских услуг, открытия индивидуальных пенсионных счетов, использование банковских автоматов.
Термин «конкуренция» восход к латинскому «concurrentia», что означает столкновение, состязание, поэтому в самом общем смысле любую конкуренцию можно определить следующим образом.
Конкуренция – это соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего соперника. Элементы конкуренции можно найти едва ли не во всех сферах окружающего мира: в природе, спорте, политике, духовной сфере. В экономике конкурентная борьба выступает в форме экономической, или рыночной конкуренции.
Содержание рыночной конкуренции, как и любой другой конкуренции, заключается в соперничестве, или состязании ее субъектов. При этом характер и интенсивность соперничества определяется структурой рынка (числом конкурентов).
Банковская конкуренция является одной из разновидностей рыночной конкуренции. Ее специфика определяется многими моментами, но основных - два: во-первых, участвующие в банковской конкуренции субъекты, во-вторых, среда, в которой осуществляется банковская конкуренция.
Кто является субъектами банковской конкуренции? Если следовать буквальному значению определенного понятия, под банковской конкуренцией следовало бы понимать отношение, складывающиеся исключительно между коммерческими банками. Но, как мы уже убедились, это было бы неправильно: каждый отдельно взятый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов банковских услуг, одной из групп которых являются коммерческие банки. Так, американский коммерческий банк в процессе привлечения свободных денежных средств и выдачи кредитов испытывает значительное давление со стороны ссудо-сберегательных ассоциаций и кредитных союзов, формально банками не являющихся, но по существу предлагающих на рынке такие же услуги. Аналогично этому молдавские коммерческие банки на современном этапе в борьбе за средства населения встречают серьезную конкуренцию в лице многочисленных инвестиционных институтов и т.д.
Таким образом, субъектами банковской конкуренции являются не только сами банки, но и все другие финансовые и нефинансовые учреждения – участники банковского рынка. Исходя из этого, банковскую конкуренцию можно определить как совершающийся в динамике процесс соперничества субъектов банковского рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на этом рынке. Особенности банковской конкуренции как экономического явления определяются также ее формой.
Классификация форм банковской конкуренции:
В зависимости от участвующих в банковской конкуренции рыночных субъектов:
В зависимости от степени концентрации субъектов банковской конкуренции:
В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции:
В зависимости от используемых методов конкуренции различают:
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают:
По определению конкуренции, соперничающие субъекты должны быть одновременно заинтересованы в достижении одной и той же цели. Иными словами, непосредственные конкуренты всегда находятся по одну сторону прилавка – это либо продавцы, либо покупатели. Таким образом, в зависимости от участвующих в банковской конкуренции рыночных субъектов можно выделить: 1) конкуренцию продавцов банковских услуг и 2) конкуренцию покупателей банковских услуг.15
Конкуренция продавцов – это тип взаимоотношений между продавцами по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, проявляющийся в их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае – банковские услуги) и получении на этой основе максимальной прибыли.
Конкуренция покупателей – это тип взаимоотношений покупателей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, проявляющийся в соревновании между ними за доступ к необходимым товарам и наиболее выгодные условия покупки.
Информация о работе Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг республики Молдова