Рынок лекарственных средств республики Мордовия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:23, реферат

Краткое описание

Перед тем как рассмотреть непосредственно рынок лекарственных средств нашей республики, разрешите мне сказать несколько слов об аналогичном рынке, но в пределах России. Российский рынок лекарственных средств за последние годы стал одним из крупнейших в мире. Лидером роста на российском рынке лекарств сейчас является государственный сегмент рынка, что связано с увеличением государственного финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). В рамках этой программы осуществляется обеспечение льготных категорий граждан препаратами, включенными в соответствующий Перечень лекарственных средств. Объем этой части рынка в первом полугодии 2008 года составил 2,51 млрд. долларов, что на 43% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Файлы: 1 файл

Алямкина Кристина рынок лек средств РМ.doc

— 55.00 Кб (Скачать)
 

Алямкина  Кристина,

ГМУ,312

Рынок лекарственных средств республики Мордовия.

    Рынок лекарственных средств России является частью фармацевтического рынка.

    Перед тем как рассмотреть непосредственно  рынок лекарственных средств  нашей республики, разрешите мне  сказать несколько слов об аналогичном рынке, но в пределах России.  Российский рынок лекарственных средств за последние годы стал одним из крупнейших в мире. Лидером роста на российском рынке лекарств сейчас является государственный сегмент рынка, что связано с увеличением государственного финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). В рамках этой программы осуществляется обеспечение льготных категорий граждан препаратами, включенными в соответствующий Перечень лекарственных средств. Объем этой части рынка в первом полугодии 2008 года составил 2,51 млрд. долларов, что на 43% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

    Региональный  рынок лекарственных средств  представляет собой совокупность экономических  отношений, возникающих как в процессе производства лекарственных средств, так и в процессе их сбыта и доведения до конечного потребителя.

    Субъектами  рынка лекарственных средств  являются:

    - Производители ЛС,

    - аптечные учреждения,

    - сотрудники медицинских учреждений,

    - органы государственного и муниципального управления,

    - потребители ЛС.

    Отличие регионального рынка ЛС от других видов рынка заключается в  особенностях самого продукта продаж – ЛС.

    Особенности ЛС:

    1. Потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности.

    2. Емкость рынка ЛС велика (даже здоровые люди употребляют витамины, биодобавки и т. п.).

    3. Спрос на ЛС эластичен, зависит от уровня жизни людей и лимитируется финансовыми факторами (платежеспособностью населения).

    4. Потенциальный спрос на отдельные виды ЛС формируется в соответствии с профилями заболеваний конкретных территорий и подвержен сезонным колебаниям.

    5. Спрос на ЛС формируется не только потребителем, но и врачом.

    6. Для хранения отдельных видов ЛС (ядовитых, сильнодействующих, наркотических и т. п.) требуется специализированное помещение, обеспечивающее безопасность.

    7. Ассортимент ЛС быстро расширяется: появляются заменители, обновленные и совершенно новые ЛС.

    8. ЛС могут обладать побочным неблагоприятным действием, поэтому часто требуют сопутствующих ЛС.

    9. Регулирование рынка ЛС, также как и рынка медицинских услуг, осуществляется по различным направлениям и на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном.

    Государственные органы различного уровня задают генеральное  направление развития рынка, контролируют входные и выходные барьеры, осуществляют лицензирование, контроль над ценообразованием и качеством продукции, надзор за соблюдением правил торговли, определяют состав лиц, имеющих право на получение льгот и т. д.

    1. Полномочия Правительства РФ:

    - проведение единой государственной политики в области обеспечения населения РФ лекарственными средствами;

    - разработка и осуществление федеральной программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами, а также программы развития медицинской промышленности, в том числе и производства фармацевтических субстанций (ФС);

    - определение порядка социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами;

    - контроль качества, эффективности и безопасности новых и существующих лекарственных средств (ЛС), осуществление контроля над ценообразованием, аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения ЛС.

    2. Полномочия органов  исполнительной власти  Мордовии:

    -    разработка и осуществление региональных программ обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами (Правительство РМ);

    - экспертиза экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств на территории Мордовии

      - лицензирование фармацевтической деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. (Организация «Аптек Управление»)

    3. Полномочия органов  местного самоуправления:

    - финансирование закупок ЛС для льготных категорий граждан;

    - контроль за целевым использованием средств и закупаемых ЛС на средства, выделенные из городского бюджета;

    - контроль за адресным предоставлением льгот;

      - развитие широкой аптечной сети.

    Теперь  рассмотрим следующий субъект рынка лекарственных средств: предприятия Мордовии, производящие лекарственные средства.

    В нашей республике производством  лекарственных средств занимается только одно предприятие – БИОХИМИК, являющееся одним из ведущих промышленных предприятий Республики Мордовия и одним из важнейших производителей лекарственных средств в России, которое было основано в 1959 году.

          В настоящее время ОАО «Биохимик»  производит более ста наименований  лекарственных средств в инъекционных, таблетированных,  ампульных и   капсульных формах, мазях, гелях и суппозиториях.

    В 2009г. предприятие стало победителем  конкурса «Лучший российский экспортер 2008 года» в номинации «Самый динамично  развивающийся российский экспортер  отрасли - фармацевтическая промышленность».

    Данную  информацию я взяла с официального сайта Биохимика, и судя по ней, на данном предприятии дела идут как  нельзя лучше, однако, я из первых уст  слышала от теперь уже бывших работников Биохимика, что производство в настоящее время постоянно сокращается, происходят периодические сокращения численности работников, поэтому нельзя однозначно сказать, что же там происходит на самом деле. 

    Теперь  следует немного рассказать об аптечных учреждениях, так как розничная торговля лекарственными средствами осуществляется только аптечными учреждениями. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации. В нашей республике существует достаточно большое число аптечных сетей и единичных аптечных учреждений. Особо хочется отметить Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия "Фармация" – это   крупнейшее аптечное предприятие Республики Мордовия, которое состоит из 115 аптек и аптечных пунктов предприятия.

    Все аптечные учреждения делятся на:

    - аптеки,

    - аптечные пункты,

    - аптечные магазины и

    - аптечные киоски.

    Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту  врача, подлежат продаже только через  аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.

    Виды  аптечных учреждений, правила и порядок  отпуска лекарственных средств  определяются и утверждаются федеральным  органом исполнительной власти в  сфере здравоохранения.

    Решение об открытии нового аптечного учреждения принимается органом местного самоуправления.

    Аптечные  учреждения обязаны продавать лекарственные  средства только в готовом для  употребления виде и количествах, необходимых  для выполнения врачебных назначений, а также обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Что касается цен на лекарственные средства, то каждое аптечное учреждение устанавливает свои цены на лекарства, однако, есть нормативный документ, утвержденный Минздрав и соц. развития, в котором установлены предельные отпускные цены на самые необходимые лекарственные средства, завышение которых является правонарушением и грозит аптечному учреждению штрафом и лишением лицензии.

    Минимальное количество жителей, обслуживаемых  одной аптекой в городской  местности – 9,5 тыс. человек, в сельской местности – 6,5 тыс. человек.

    Минимальное расстояние между аптеками в городской местности – 500м.

    Внешнее оформление аптеки должно содержать:

    - вывеску с названием “Аптека” на национальном и русском языках и ее наименованием (номером, названием);

    - указание о часах работы, номер телефона;

    - адреса и телефоны дежурных и близлежащих аптек, лечебно – профилактических учреждений и частнопрактикующих врачей;

    - информацию о дополнительных услугах, оказываемых аптекой населению;

    - информацию об оказании первой доврачебной помощи населению.

    Для функционирования аптека обязана иметь:

    - разрешение органов государственного санитарного надзора;

    - заключение органов государственного пожарного надзора;

    - рекомендации органов здравоохранения о желаемом профиле деятельности аптеки;

    - сертификат аккредитационной комиссии;

    - лицензию.

    На  рынке ЛС выступает 3 основных потребителя: население, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и местный бюджет, обеспечивающий закупку ЛС для льготных категорий граждан. Между продавцами ЛС и перечисленными потребителями складываются различные виды рыночных отношений. В соответствии с категориями потребителей предлагается разбить рынок ЛС на 3 сегмента: I сегмент, где потребителем выступает население, II сегмент, где потребителями выступают ЛПУ и III сегмент, где потребителем является местный бюджет. Рассмотрим характерные черты рынка ЛС на каждом из сегментов.

    Характерные черты I сегмента рынка  ЛС, где потребителем является население:

      -наличие очень большого количества продавцов и покупателей ЛС;

    - относительно низкие входные барьеры;

    - имеются некоторые ограничения экономической информации;

    - частичный контроль над ценами.

    Таким образом, структура данного сегмента рынка ЛС близка к совершенной  конкуренции.

    Характерные черты II сегмента рынка  ЛС, где потребителем выступают ЛПУ:

    - небольшое количество продавцов и покупателей;

    - довольно высокие входные барьеры;

    - некоторые ограничения экономической информации;

    - значительный контроль над ценами.

    Характерные черты III сегмента рынка  ЛС, где потребителем выступает местный бюджет (закупка ЛС для льготных категорий граждан):

    - в качестве продавцов здесь выступают государственные и муниципальные аптечные учреждения, которые фактически объединены в одну организацию под эгидой городского отдела здравоохранения (легальный картель);

    - в качестве покупателя – местный орган самоуправления (местный бюджет);

    - непреодолимые входные барьеры;

    - жесткая ограниченность экономической информации для потребителя;

    - полный контроль над ценами со стороны продавца.

    Приведенная характеристика отражает монополистическую  структуру данного сегмента.

    В нашей республике преобладает импортная  продукция. Это как лекарственные  средства, произведенные в других регионах РФ, так и продукция зарубежных производителей.  Такая ситуация сформировалась на рынке под действием благоприятного имиджа зарубежных фармацевтических компаний, а также большой привлекательности продаж аптечными учреждениями не отечественной, а более дорогой зарубежной продукции.

    Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что рынок лекарственных  средств республики Мордовия является развитым и емким. Однако, это не значит, что не нужно работать над его совершенствованием. Он отличается от других видов региональных рынков. На нем преобладает импортная продукция. Можно сказать, что данный рынок более подвержен государственному контролю, нежели другие виды рынка непродовольственных товаров, из-за того, что на этом рынке происходит оборот товаров, которые являются жизненно необходимыми для людей.  
 
 

Информация о работе Рынок лекарственных средств республики Мордовия