Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа
Характерной тенденцией современного экономического развития является формирование мировой экономической системы, основывающейся на международном производстве, международных рынках капитала и рабочей силы, международном научно-информационном пространстве. Данное явление связано с глобализацией – качественно новым этапом интернационализации производства и обмена. Этим явлением в настоящее время охвачены все сферы экономики, в том числе и банковская. В мире, где все большее число людей не ограничены в своих передвижениях по свету и нуждаются в современных и своевременных финансовых услугах, развитие международных банковских услуг идет быстрыми темпами. Во многих странах совершенствование деятельности банков, как на национальном, так и на международном уровне стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Поэтому возникает необходимость исследования основных тенденций развития рынка банковских услуг в условиях глобализации.
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3
Глава1 Международный рынок банковских услуг
§ 1.1 Понятие и виды банковских услуг______________________________5
§ 1.2 Банковские услуги в международной экономике__________________8
Глава 2 Современные тенденции международной торговли банковскими услугами________________________________________________________13
Глава 3 Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития_________________________________________________________18
Заключение______________________________________________________26
Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ______________________
Глава1 Международный рынок банковских услуг
§ 1.1 Понятие
и виды банковских услуг_________________________
§ 1.2 Банковские
услуги в международной экономике_____
Глава
2 Современные тенденции
Глава
3 Рынок банковских услуг в Республике
Беларусь и перспективы его развития____
Заключение____________________
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Характерной тенденцией современного экономического развития является формирование мировой экономической системы, основывающейся на международном производстве, международных рынках капитала и рабочей силы, международном научно-информационном пространстве. Данное явление связано с глобализацией – качественно новым этапом интернационализации производства и обмена. Этим явлением в настоящее время охвачены все сферы экономики, в том числе и банковская. В мире, где все большее число людей не ограничены в своих передвижениях по свету и нуждаются в современных и своевременных финансовых услугах, развитие международных банковских услуг идет быстрыми темпами. Во многих странах совершенствование деятельности банков, как на национальном, так и на международном уровне стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Поэтому возникает необходимость исследования основных тенденций развития рынка банковских услуг в условиях глобализации. Актуальность данной темы обусловлена также тем, что банковские услуги являются традиционной и наиболее прибыльной сферой банковского предпринимательства, направленного на удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития экономики.
Целью данной работы является
исследование основных
При
написании данной работы использовались
различные источники, в которых
рассматриваются теоретические
основы банковских услуг, современные
технологии и тенденции в этой
сфере, а также освещается зарубежный
опыт формирования и управления портфелем
банковских услуг и пути его использования
в деятельности белорусских банковских
учреждений.
Глава1 Международный рынок банковских услуг
§
1.1 Понятие и виды
банковских услуг
При исследовании международного рынка банковских услуг большое внимание уделяется определению основных терминов и понятий, используемых в зарубежной и отечественной банковской практике. Прежде всего к таким терминам относятся банковская услуга, банковская операция, банковский продукт и портфель банковских услуг. В настоящее время не существует единого подхода к разграничению понятий банковская услуга и банковская операция.
Банковские операции рассматривают как проявление банковских функций на практике, а банковские услуги – как одну или несколько банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиента и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату [4, с.23 ]. Однако последнее определение перекликается с недавно возникшим понятием банковского продукта, рассматриваемого как комплекс взаимосвязанных операций, направленных на удовлетворение потребностей клиента в отдельных видах банковской деятельности [12, с 19].
В связи с этим в последнее время в зарубежной и отечественной литературе банковскую операцию в общем смысле определяют как действия банка, тем или иным образом связанные с движением денежных средств, а под услугой подразумевается деятельность, способствующая оптимальному выполнению операции. В соответствии с этим можно предложить следующие определения понятий «банковская операция» и «банковская услуга». Банковская операция – это комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи. Банковская услуга, таким образом, представляет собой предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций [12, с.19].
Банковские услуги можно классифицировать по нескольким критериям, характеризующим особенности их предоставления клиентам. В их числе:
Предоставляемые банком услуги можно условно разделить также на четыре типа:
Банковская деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг, организации торговли и сбыта их конечному потребителю, т.е. нуждается в рынке банковских услуг. Рынок банковских услуг – это специфичная сфера рыночных отношений, обеспечивающая спрос и предложение на услуги банков, направленная на стимулирование банковских операций в целях удовлетворения потребностей клиентов. Основными составляющими инфраструктуры рынка банковских услуг являются в настоящее время не только центральные и коммерческие банки, но и торговые компании, инвестиционные фонды, консалтинговые компании, оффшорные зоны и т.д. [12, с. 20]. В общем другими субъектами рынка банковских услуг являются небанковские кредитно-финансовые институты и нефинансовые предприятия [3, с.57]. Первые формально не являются банками, но основная деятельность их связана с оказанием финансовых услуг, во многом аналогичных банковским (консалтинговые фирмы, инвестиционные фонды, факторинговые и форфейтинговые компании). Ко второй группе относятся, прежде всего, торговые компании и финансовые конгломераты.
Рынок банковских услуг состоит из следующих секторов:
Таким
образом, при исследовании международного
рынка банковских услуг прежде всего
необходимо определить основные понятия,
разграничить термины «банковская операция»
и «банковская услуга». Банковскую операцию
в общем смысле определяют как действия
банка, тем или иным образом связанные
с движением денежных средств, а под услугой
подразумевается деятельность, способствующая
оптимальному выполнению операции. Банковские
услуги классифицируют по степени сложности,
по направленности на удовлетворение
потребностей клиента, по типам обслуживаемых
операций и т.д. С целью максимизации прибыли
от банковской деятельности необходимо
формирование портфеля банковских услуг,
который, в свою очередь нуждается в рынке
банковских услуг. Данный рынок состоит
из определенных секторов, а основными
его субъектами являются центральные
и коммерческие банки, а также небанковские
кредитно-финансовые институты и нефинансовые
предприятия. В настоящее время рынок
банковских услуг занимает особое место
в мировой экономике и международных экономических
отношениях.
§
1.2 Банковские услуги
в международной
экономике
Рынок банковских услуг занимает значительное место в мировой торговле. По подсчетам Международного Валютного Фонда, они составляют 7,5 % от общего объема мировой торговли услугами [18, с.107]. Типовой портфель международных банковских услуг в настоящее время включает услуги в сфере корреспондентских отношений, управления рисками, внешнеэкономической деятельности клиентов, а также глобальные инвестиционные услуги.
Корреспондентские отношения представляют собой совокупность различных форм сотрудничества между двумя или несколькими кредитными учреждениями при осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого [1, с. 101]. Лидерами в предоставлении банковских услуг в области корреспондентских отношений являются универсальные банки с развитой сетью филиалов и банков-корреспондентов, обладающих гибкой системой управления счетами и кредитными рисками, оперативностью принятия решений и конкурентоспособной тарифной политикой. В их числе: Ситибэнк, Бэнк оф Нью-Йорк, Дойче банк, Дрезднер банк и др. [18, с. 111]. Широкая корреспондентская сеть, крупный объем активов, солидная клиентская база позволяет им завоевывать новые рынки сбыта банковских продуктов и увеличить доходы от комплексного предоставления банковских услуг.
Корреспондентские
услуги, с одной стороны, являются самостоятельным
направлением банковской деятельности,
а с другой стороны, - важным элементом
сопровождения внешнеэкономического
бизнеса. В целом портфель банковских
операций и услуг при обслуживании внешнеэкономической
деятельности клиентов можно представить
в следующей таблице.
Таблица 1
Банковские операции и услуги по обслуживанию внешнеэкономической деятельности [12, с. 64]
Основные банковские операции | Банковские услуги |
Кредитование
внешнеэкономической |
Консультационные услуги по организации торговых сделок клиентов |
Валютные операции | Организация международных
корреспондентских отношений с
иностранными банками для кредитно- |
Международные расчеты | Проведение переговоров о получении от иностранных банков кратко- и среднесрочных кредитных линий для обслуживания торговых и документарных операций клиента |
Форфейтинговые операции | Участие в банковских синдикатах и консорциумах в целях привлечения ресурсов других банков и кредитно-финансовых институтов для проектного финансирования и кредитования торговых сделок клиентов |
Факторинговые операции | Управление
страновыми, кредитными, платежными и
прочими рисками при |
Лизинговые операции | Развитие отношений с экспортно-импортными банками и организация сделок в рамках полученных кредитных линий |
Перечисленные услуги в сфере международных отношений обычно предусматривают комиссионное вознаграждение и играют значительную роль в получении прибыли банками.
Основной проблемой при разработке стратегии банковского обслуживания внешнеэкономических сделок клиентов остается необходимость унификации правил, подходов к управлению рисками. Это вызвано увеличением объемов международной торговли и сделок на мировых валютных, кредитных и финансовых рынках. С позиции предоставления банками услуг корпоративным клиентам в управлении рисками в области внешнеэкономической деятельности понятие риска можно определить как возможность частичного или полного неисполнения контрагентом своих платежных, кредитных и контрактных обязательств, вследствие воздействия различных факторов на проведение сделки, финансовое и экономическое состояние клиента [12, с. 68]. Банковские услуги по управлению рисками включают в себя анализ различных факторов риска, консультирование клиентов, хеджирование этих рисков.