Банковские услуги населению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:26, дипломная работа

Краткое описание

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация. Цель: рассмотреть операции по организации расчетов банка с населением.

Оглавление

Введение
Глава 1 Банковские услуги населению
1.1.Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг
1.2.Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка
1.3.Платные и бесплатные услуги
1.4. Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения
Глава 2 Экономический анализ деятельности ООО КБ «Мегаполис» г. Чебоксары
2.1.Общая характеристика банка
2.2.Анализ пассивных и активных операций на основе бухгалтерского баланса за 2007-2009 год
2.4.Управление доходами и расходами банка
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - копия.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

52

 

 

Оглавление

  стр.

Введение                                                                                                                             3

Глава 1 Банковские услуги населению

1.1.Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг                        5

1.2.Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка                     9

1.3.Платные и бесплатные услуги                                                                              22

1.4. Проблемы совершенствования банковского  обслуживания населения               26

Глава 2 Экономический анализ деятельности ООО КБ «Мегаполис» г. Чебоксары

2.1.Общая характеристика банка                                                                                  28

2.2.Анализ пассивных и активных операций на основе бухгалтерского баланса за 2007-2009 год                                                                                                                        29

2.4.Управление доходами и расходами банка                                                                        37

Заключение                                                                                                                             44

Литература                                                                                                                      46

Приложения                                                                                                                    49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация.

В последние годы идет бурный процесс формирования финансовых рынков - денежного рынка и рынка капиталов. Развитие последнего невозможно без совершенствования двуединого, взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Сбережения представляют собой разность между доходами и потреблением.

В связи с переходом России к рыночной модели экономики, началом функционирования двухуровневой банковской системы в нашей стране со всей остротой встает вопрос взаимоотношений, взаимодействия банковских учреждений. Развитие банковской системы как с точки зрения количественных (рост числа кредитных институтов, банков), так и качественных характеристик (расширение сферы функционирова­ния банков, универсализация их деятельности) предполагает замену административно-правовых взаимоотношений банков преимущественно экономическими. Особое значение в этой связи приобретает опыт ин­дустриально развитых стран Запада в области организации таких от­ношений, их формализации и непосредственного применения в банков­ском деле.

Актуальность заключается в недоверии банковскому сектору.

Цель: рассмотреть операции по организации расчетов банка с населением.

В качестве объекта выступает население, пользующиеся банковскими услугами. Предметом исследования является отношения между банком и населением, возникающие по поводу предоставления и пользования банковских услуг.

   Гипотеза: отношения между банком и населением будут успешными при условии:

     - доверительных отношений;

     - взаимовыгодных условий  пользования банковскими услугами.

Задачи: - рассмотреть источники литературы;

             - проанализировать положительные и отрицательные стороны.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы:

1) графическая обработка данных;

2) изучение и анализ теоретических, методических трудов  и разработок отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме.

В первой главе были рассмотрены характеристики банковских услуг ,основные их функции, свойства, платные и бесплатные услуги.

Цель и задачи дипломной работы обусловили ее структуру. Она состоит из двух глав, введения и заключения. Теоретическая часть основана на трудах российских и зарубежных авторов и специалистов в исследуемой работе, материалах Интернет-изданий.

Практическая часть данной работы включает анализ деятельности ООО КБ «Мегаполис» банка основанный на бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках за 2007-2009 год.


1. Банковские услуги населению

 

 

1.1.           Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг

 

 

Букато В.И., дал определение  коммерческим банкам как банки основной целью функционирования которых является получение максимальной прибыли.

По словам Ю.А. Бабичевой коммерческие банки - это негосударственное кредитное учреждение специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном обслуживании клиентов, занимающееся также посредническими операциями, осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде вкладов [1].

Д.А.Шевчук дал определение коммерческим банкам как экономическое учреждение, осуществляющее операции с денежными ресурсами, в том числе по привлечению сбережений населения во вклады и предоставлению в кредит свободных денежных средств [9].

В соответствии с российским законодательством Банк- это кредитная организация, имеющая право:

                  привлекать денежные средства физических и юридических лиц;

                  размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

                  осуществлять расчетные операции по поручению клиента.

Коммерческий банк отличается от специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. Они выполняют лишь отдельные банковские операции.

Основные функции коммерческих банков:

1.                  аккумуляция, или привлечение денежных средств в депозиты;

2.                  их размещение- инвестиционная функция;

3.                  расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

В современной экономической литературе Коммерческий банк определяется также как коммерческое предприятие, обеспечивающее выгодное помещение кредитных ресурсов.

В мировой банковской практике в последние годы наметилось 2 тенденции: с одной стороны- универсализация; с другой- специализация.

Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Основные виды операций:

- ведение депозитных счетов из Гражданского кодекса Вкладные (депозитные) операции банков (кредитных организаций) и их отношения с вкладчиками в Гражданском кодексе РФ регулируются ст. 834—860, 395 и 809 [6]. При этом договоры об открытии и ведении банковского вкладного (депозитного) счета должны отвечать требованиям ст. 426 ГК. Указанные статьи содержат следующие существенные нормы:

1. Право банка привлекать деньги во вклады должно быть записано в его лицензии, выданной в законном порядке.

2. Договор банковского вклада (депозита) должен быть заключен в письменной форме.

- безналичный перевод денежных средств,

- прием сбережений,

- предоставление различных видов ссуд,

- трастовые операции представляют собой услугу для клиентов банка, которая вкладывает свои свободные денежные средства в банк с целью получения  наибольшей прибыли, т. е. эта особая форма распоряжения дающая право на имущество передаваемое  в управление банком, на распределение прибыли полученной в результате этого привлечения [5];

- операции с ценными бумагами  и др.

Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.

В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности” основные виды операций:

1.                  привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок;

2.                  предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

3.                  открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

4.                  осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

5.                  инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов;

6.                  управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

7.                  покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

8.                  осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

9.                  выдача банковских гарантий.

В законодательстве оговорено: небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением  операций, предусмотренных пунктами 1,2,3,9. Допустимое сочетание иных операций для небанковских кредитных институтов устанавливается Банком России.

Коммерческие банки вправе осуществлять следующие сделки [2]:

1. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2. приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;

3. оказание информационных и консультационных услуг;

4. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или сейфов, в них находящихся для хранения документов или ценностей;

5. лизинговые операции.

Кредитные операции вправе осуществлять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ.

Все операции проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ- в валюте.

     Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции).

   Под банковской услугой понимается одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.

Основные характеристики банковской услуги [3]:

1.                  носит нематериальный характер;

2.                  продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;

3.                  проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;

4.                  автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;

     Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономи­ки в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что об­мен продуктами труда производится не в форме обмена одного про­дукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт [4]. В рыночном хозяйстве для совер­шения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит вы­пуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потреб­ления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.

Второй составной частью продукта банка являются предостав­ляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом [15].

 

Таблица 1.1.

Классификация банковских услуг

Критерии классификации

Тип предоставляемых услуг

1

2

В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности

Специфические услуги

Неспецифические услуги

В зависимости от субъектов получения услуг

Юридические лица

Физические лица

В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка

Активные операции

Пассивные операции

В зависимости от оплаты за предоставление

Платные услуги

Бесплатные услуги

В зависимости от связи с движением материального продукта

Услуги, связанные с движением материального продукта

Чистые услуги

 

Таким образом, общая характеристика банковских услуг проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ- в валюте. Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции).

 

1.2. Традиционные и нетрадиционные услуги коммерческого банка

 

 

Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специ­фические и неспецифические услуги [16].  Специфическими  услугами  яв­ляется все то, что вытекает из специфики деятельности  банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся  три  вида .выполняемых ими операций:

1) депозитные операции - это операции банка по привлечению денежных средств во вклады и их размещение [17].

Депозиты до востребования наиболее ликвидные. Их владельцы могут в любой момент использовать деньги, находящиеся на счетах до востребования. К ним относятся:

•средства, хранящиеся на расчетных и текущих счетах государственных, акционерных предприятий, различных малых коммерческих структур;

•средства фондов различного назначения в период их расходования;

•средства в расчетах;

•средства местных бюджетов и на счетах местных бюджетов;

•депозиты до востребования.

Преимуществом депозитных счетов до востребования для их владельцев является их высокая ликвидность. Деньги на такие счета зачисляются и снимаются по мере осуществления хозяйственных и других операций, отражаемых в денежном выражении на этих счетах. Основной недостаток - отсутствие уплаты процентов по счету или очень невысокий процент. Таким образом, особенности депозитного счета до востребования можно охарактеризовать следующим образом:

взнос и изъятие денег осуществляются в любое время без каких-либо ограничений;

владелец счета уплачивает банку комиссию за пользование счетом в виде твердой месячной ставки или в процентах к дебетовому обороту по счету;

банк за хранение денежных средств на счетах до востребования уплачивает невысокие процентные ставки либо вообще не платит (средства в расчетах) [18];

Депозиты до востребования предназначены для текущих расчетов. Инициатива открытия такого счета исходит от самих клиентов в связи с потребностью производить расчеты, совершать платежи и получать денежные средства в свое распоряжение при посредничестве банков. Движение средств по этим счетам (поступление и списание) может оформляться наличными деньгами, чеком, переводом, иными расчетными документами.

Счет по вкладам до востребования может быть открыт вкладчиком или вносителем путем внесения наличных денег либо путем зачисления сумм. Минимальный размер взноса – 10 рублей, процентная ставка установлена в размере 1 % годовых.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

Для открытия расчетного счета обществу с ограниченной ответственностью в банк представляются следующие документы:

Для открытия расчетного счета акционерному обществу в банк представляются [20]:

- копия Свидетельства о государственной регистрации, удостоверенная нотариально, (ОГРН), со всеми изменениями;

- копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, удостоверенная нотариально (ИНН; не НДС).

- копия Устава предприятия, удостоверенная нотариально;

чредительный договор  участников предприятия (копия с оригинала), прошитый, пронумерованный, скрепленный подписями участников и печатью предприятия, либо удостоверенный нотариально;

- сведения об учредителях: копии паспортов всех учредителей (все заполненные страницы),

- копии свидетельств о гос. регистрации юр. лиц (ОГРН) учредителей, свидетельств о постановке на учет в НО (ИНН; не НДС), выписки из ЕГРЮЛ учредителей; реестр акционеров заверенный реестродержателем для АО, список пайщиков и т.д.;

- копия Решения (протокол общего собрания, приказ, распоряжение) о создании предприятия, заверенная предприятием (и оригинал для сличения).

- копия Выписки из Единого государственного реестра (действительна в течении 3х месяцев если не было изменений) (и оригинал для сличения);

опия Уведомления Федеральной Службы Государственной Статистики о присвоении кода ОКПО  (и оригинал для сличения);

- копия Протокола (решения, распоряжения, приказа) об избрании Руководителя (и оригинал для сличения) и копия приказа о назначении Главного бухгалтера предприятия, а также иных, указанных в карточке, лиц с обязательным наделением их (приказом) правом первой / второй подписи на расчетно-кассовых документах, заверенные предприятием. В случае отсутствия главного бухгалтера - приказ о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета на руководителя;

- копии паспортов:  руководителя предприятия (предпринимателя или гражданина) (все заполненные страницы) и его оригинал (для сличения);  главного бухгалтера и всех иных уполномоченных лиц (имеющих право первой/второй подписи);

- документы подтверждающие местонахождение лица по адресу регистрации (например: договор аренды, свидетельство о праве собственности, квитанции об оплате коммунальных услуг по помещению и др.; для физических лиц штамп о регистрации в паспорте).

- копии всех выданных лицензий, заверенные предприятием;

- две карточки с образцами подписей и оттиска печати, одна – удостоверенная нотариально или банком;

- заявление на открытие расчетного счета (по типовой форме банка);

- двухсторонний договор на расчетно-кассовое обслуживание (по типовой форме банка);

- расчет лимита остатка кассы (по типовой форме банка);

- письмо с сообщением даты получения заработной платы (по типовой форме банка);

- доверенность на получение выписок со счета в произвольной форме (в двух экземплярах);

- заявление на получение постоянного пропуска в банк в произвольной форме (указать фамилию, имя, отчество, место регистрации, паспортные данные);

Для открытия временного счета при регистрации юридического лица [13]:

- заявление на открытие временного счета (по типовой форме банка), подписанное одним из учредителей;

- Протокол (решение) о создании предприятия, подписанный учредителем(-ями).

- Устав (пронумерованный, прошнурованный), подписанный учредителем(-ями).

- Учредительный договор (если учредителей больше одного) пронумерованный, прошнурованный, подписанный учредителями.

- копии паспортов всех учредителей (все заполненные страницы).

Структурной единице юридического лица, состоящей на отдельном балансе, открывается текущий счет, а по ходатайству юридического лица ей может быть открыт расчетный счет.

В тех случаях, когда структурной единице юридического лица открыт текущий счет, юридическому лицу может быть открыт расчетный субсчет для производства расчетов по месту нахождения этой единицы.

Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса юридического лица.

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно – кассовом обслуживании.

В соответствии с этим договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно – кассовому обслуживанию (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг, оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т.п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность и другие документы, необходимые для организации расчетно- кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы [14].

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банком на платной основе, то в договоре предусматривается  специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них.

В договоре предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств; порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия.

В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое нарушение как с одной стороны, так и с другой стороны.

Срочные депозитные счета имеют четко установленный срок, по ним уплачивается владельцам фиксированный процент и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию вкладов. Различают срочные вклады и срочные вклады с предварительным уведомлением.

Срочные вклады подразумевают передачу средств в полное распоряжение банка на срок и  на условиях по договору, а по истечении этого срока срочный вклад может быть изъят владельцем в любой момент. Размер вознаграждения, выплачиваемый клиенту по срочному вкладу, зависит от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора.

Вклады с предварительным уведомлением об изъятии средств означают, что об изъятии вклада клиент должен заранее оповестить банк в определенный по договору срок. В зависимости от срока уведомления определяется и процентная ставка по вкладам.

Счет по срочным вкладам может быть открыт вкладчиком или вносителем путем внесения наличных денег либо путем зачисления сумм, поступивших на счета до востребования.

2) кредитные операции - это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по представлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности [26].

Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).

В современной российской практике кредиты классифициру­ют по способу выдачи и сроку кредитования [25]. В соответствии с требованиями Банка России предоставление кредита осуще­ствляется:

   в разовом порядке;

   многоразово в меру потребности, в пределах открыва­емой заемщику линии и срока кредитования, установ­ленного в кредитном соглашении;

   посредством оплаты разрыва в платежном обороте орга­низации в виде дебетового сальдо на его расчетном (те­кущем, корреспондентском) счете;

   на базе объединения кредитного потенциала ряда бан­ков (консорциального кредита);

   другими способами.

В современной системе кредитования различаются креди­ты, предоставляемые:

1)     юридическим лицам;

2)     физическим лицам.

К категории кредитов, выдаваемых юридическим лицам. относятся кредиты:

   по контокорренту;

   по овердрафту;

   по укрупненному объекту в пределах кредитной линии:

   синдицированные;

   межбанковские;

   целевые.

К кредитам, предоставляемым физическим лицам, мож­но отнести:

   потребительские кредиты;

   ипотечный кредит.

По субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и за­емщика) различают:

   банковские потребительские ссуды;

   ссуды торговых организаций населению;

   потребительские ссуды кредитных учреждений небан­ковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаи­мопомощи, кредитные кооперативы, строительные об­щества, пенсионные фонды и т.д.);

   личные или частные потребительские ссуды, предо­ставляемые частными лицами;

   потребительские ссуды заемщикам от организаций, в которых они работают.

По срокам кредитования потребительские ссуды подраз­деляют так:

   краткосрочные (сроком от одного дня до одного года);

   среднесрочные (сроком от года до 3—5 лет);

   долгосрочные (сроком свыше 3—5 лет).

По способу предоставления потребительские ссуды делят на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и т.д.).

По обеспечению различают ссуды необеспеченные (блан­ковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительства­ми, страхованием).

По методу погашения различают ссуды, погашаемые еди­новременно, и ссуды с рассрочкой платежа.

По методу взимания процентов выделяют ссуды [30] :

   с удержанием процентов в момент ее предоставления;

   с уплатой процентов в момент погашения кредита;

   с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, раз в полуго­дие или по специально оговоренному графику).

По характеру кругооборота средств ссуды делят на разо­вые и возобновляемые (револьверные). Револь­верные кредиты — это кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или кредиты по единым активно-пассив­ным счетам в форме овердрафта. Менее распространенные кре­дитные линии по счетам до востребования частных лиц ис­пользуются аналогично кредитам по кредитным картам. Выписывая чеки на суммы, превышающие остаток средств на счете (чековый кредит), клиенты уплачивают проценты банку за пользование овердрафтом [27].

Кредиты, выдаваемые физическим лицам.

Потребительскими кредитами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяется целью (объектом кредитования) предоставления ссуды. В России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и другие [28].

По направлениям использования (объектам кредитования) в России потребительские ссуды подразделяются на кредиты на: неотложные нужды; под залог ценных бумаг; строительство и приобретение жилья; капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопровода и канализации. Гражданам, проживающим в сельской местности, кроме того, выдаются ссуды на строительство надворных построек для содержания скота и птицы и приобретение средств малой механизации для выполнения работ в личном подсобном хозяйстве. Членам садоводческих кооперативов и товариществ предоставляются долгосрочные ссуды на приобретение или строительство садовых домиков и на благоустройство садовых участков. Банки выдают также долгосрочные ссуды на приобретение автомобилей, других товаров длительного пользования.

Оформление выдачи ссуды производится кредитным работником, ведение лицевых счетов ссудозаемщиков – работниками бухгалтерии, а операции непосредственно по выдаче денежных средств – работниками операционного отдела банка. При использовании полученной ссуды заемщик должен соблюдать установленные сроки освоения кредита. Индивидуальные заемщики предоставляют в банк документы, подтверждающие расходы и целевое использование ссуды. После выплаты клиенту предусмотренной условиями кредитного договора суммы наступает этап погашения долга и уплаты процентов за пользование ссудой. В случае невозможности погашения заемщиком ссуды в срок ее сумма взыскивается с поручителя.

Кредитование юридических лиц.

   Предоставление коммерческими банками кредита юридическим лицам осуществляется на основе кредитного договора, который иначе называют договором банковской ссуды. Правила предоставления кредита, порядок, этапы и условия заключения кредитных договоров коммерческие банки разрабатывают самостоятельно с учетом рекомендаций и указаний ЦБ РФ [29].

   Для решения вопроса о целесообразности предоставления кредита тому или иному заемщику последний обязан представить в коммерческий банк определенный набор документов.

     заявку на получение кредита;

     копии учредительных документов заемщика, заверенные нотариально (свидетельство о регистрации, устав, учредительный договор);

     баланс на последнюю отчетную дату, заверенный налоговой инспекцией;

     технико-экономическое обоснование окупаемости проекта;

     копии договоров (контрактов) в подтверждение сделки;

     заверенную нотариусом банковскую карточку с образцами подписей руководителя организации, главного бухгалтера и оттиском печати;

     документы, подтверждающие наличие обеспечения кредита (договор залога, договор поручительства, банковская гарантия и т.д.).

   В зависимости от финансового состояния заемщика и иных обстоятельств указанный перечень может быть, значительно расширен.

   В результате анализа предоставленных документов, а также, возможно, проведения исследований и оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, его деловой репутации, платежеспособности (особенно, когда рассматривается вопрос о предоставлении достаточно крупных сумм на значительный срок) принимается решение о выдаче кредита. Оформление кредитной сделки производится путем заключения договора. Классификацию кредита традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам, к важнейшим из которых следует отнести категории кредитора и заемщика, а также форму, в которой предоставляется конкретная ссуда.

3) расчетные операции - могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк [33].

Рассмотренные три типа банковских операций называют тради­ционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протя­жении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выпол­няют и современные большие и малые банки.

Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные опе­рации приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприя­тия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физически­ми лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, ко­торые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, напри­мер, что кредиты могут предоставляться также торговыми организа­циями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохра­няют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.

       Данные операции в своей совокупности образуют то, что назы­вается банком. Юридически банк - это такое предприятие, которое осуществляет все три рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться бан­ком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе "О банках и банковской деятельности" они получили название "дру­гих кредитных учреждений").

     К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включе­ны в состав базовых операций, из которых складывается банк, одна­ко по своему назначению они отражают суть банковской деятельнос­ти.

     Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав вхо­дят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

     В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе [19]:

посреднические услуги;             

услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услу­ги и т. п.);

предоставление гарантий и поручительств;

доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента);

бухгалтерская помощь предприятиям;

представление клиентских интересов в судебных органах;

услуги по предоставлению сейфов;

туристские услуги и др.

Следовательно, депозитные, кредитные и расчетные операции называют традиционными банковскими услугами, а в состав нетрадиционных входят все другие услуги, их достаточно много. Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав вхо­дят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

 

 

1.3.  Платные и бесплатные услуги

 

 

В зависимости от платы за предоставление  банковские  услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не  оз­начает, что какой-то определенный тип  услуг  полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид­ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду  соображе­ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и  депозит­ных могут осуществляться бесплатно [5].

      По отношению к плате за услуги и, следовательно,  к  доходам банка могут быть применены и другие,  более  детальные  признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большин­ство активных операций позволяет банку получить доход, в то  вре­мя как его пассивные операции предполагают выплату  процентов  по определенным видам вкладов. Некоторые банковские  услуги  требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже.

Прочие (дополнительные) услуги банка

Основными направле­ниями консультационной деятельности банков могут быть следующие [4]:

- информационно посреднические услуги, которые предполагают подбор учредителей, участников научно-технической разработки, участников обменных операций продавцов и покупателей, контрагентов иных типов сделок, подбор кадров и т. п.;

- образование банков данных по материалам, ресурсам, оборудованию, по возможным представлениям их в лизинг, аренду и другие формы обмена товароматериальными ценностями;

- информационно-аналитические и маркетинговые услуги, пред­полагающие анализ хозяйственной деятельности и отдельных ее сторон, осуществления научно-технической и экономической экспертизы проектов и решений, прогнозирование результатов деятельности при               переходе на новые формы хозяйствования, контрольные обмеры и проверку достоверности отчетных данных, проверку платежных докумен­тов, правильности установления цен, экономический анализ контрак­тов;

  - проведение маркетинговых исследований рынка по заказу               клиента;

- информационно-справочные услуги: предоставление копий документов (расчетных и других), выявление сумм клиентов, помощь в розыске сумм, наведение справок в архиве банка и прочие. Предоставление справочных сведений об уставных данных юридических лиц,               включая не конфиденциальные сведения о финансовом состоянии и платежеспособности, а также иной деловой справочной информации, необходимой клиентам банка;

- консультационно-правовые услуги, в том числе по вопросам применения хозяйственного законодательства, кредитно-расчетных отношений, организации и ведения бухгалтерского учета и финансово-экономической работы на предприятии. Проведение семинаров, школ и других форм группового консультирования и обучения;

- патентные услуги;

- рекламно-издательские и выставочные услуги, организация               научно-технических семинаров, совещаний, конференций и т. д.;

- услуги по оформлению и регистрации сделок и документов, в том числе по международным расчетам и другим внешнеэкономическим операциям;

- услуги по внедрению бухгалтерского отчета, кассового и фи­нансового хозяйства предприятий и кредитных организационных струк­тур (концернов, объединений и других), по ведению расчетно-кассовых операций клиентов в соответствии с заключенными договорами, по выполнению проверок обеспечения по долговым обязательствам, проведению ревизий на основании договоров с вышестоящими органа­ми клиентов;

- услуги по кассовому обслуживанию клиентов (предварительная подготовка и доставка клиентам наличных денег              для выплаты заработной платы и других платежей);

- страхование кредитных и депозитных рисков, заложенных в российских и иностранных банках имущества организаций и граждан; выполнение других страховых операций:

- подготовка кадров для других коммерческих банков, созда­ние банковских школ, центров подготовки и переподготовки кадров и т.п.;

- другие услуги и операции, не запрещенные законода­тельством, на осуществление которых банками отсутствуют ограничения в банковском законодательстве [34].

Передовые банки активно расширяют спектр выполняемых ими услуг, повышают качество обслуживания клиентов. Банки предлагают своим клиентам:

1)     открытие и ведение срочных счетов;

2)     открытие и ведение текущих счетов;

3)     банковский вексель эмиссионного синдиката;

4)     приобретение сберегательных сертификатов;

5)     приобретение обыкновенных именных акций:

6)  предоставление необходимой информации;

7) индивидуальное обслуживание клиентов.

Свойства услуг коммерческих банков

Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым пред­приятиям и организациям на развитие своей производственной и фи­нансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.

Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.

Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охваты­вают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депо­зитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существен­ные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат [31].

Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только бан­ка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Можно поэтому также заметить, что банки, бу­дучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанков­ские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.

Такое положение связано с тем, что на рынке банковских ус­луг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкурен­ция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торго­вые организации, финансово-промышленные компании,   различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наи­более прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источни­ки доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы ста­ли развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги.

Таким образом, нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги.  Так,  большин­ство активных операций позволяет банку получить доход, в то  вре­мя как его пассивные операции предполагают выплату  процентов  по определенным видам вкладов. Некоторые банковские  услуги  требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже.

 

 

1.4. Проблемы совершенствования банковского  обслуживания населения

 

 

Коммерческие банки самостоятельно стали устанавливать процентные ставки по привлекаемым средствам и кредитам, работать рентабельно. Коммерциализация банковской системы резко снижает опасность ее бюрократизации, содействует оперативному ре­шению вопросов. Коммерческие банки в своей деятельности ориенти­руются на необходимость получения максимально возможного дохода. Основной доход банки получают от ссудных операций [9].

         При переходе к рынку работа банков должна строится на осно­ве принципов денежного рынка, одним из которых является работа банков в пределах реально привлеченных ресурсов. Важной пробле­мой в настоящее время является дефицит кредитных ресурсов. Значи­тельная часть пассивов коммерческих банков (в среднем около 20 процентов) формируется за счет займов, полученных в порядке меж­банковского кредитования.

         Один из путей решения проблемы дефицитности кредитных ресур­сов - это более широкое привлечение денежных средств населения во вклады в коммерческие банки. В настоящее время децентрализуется лишь часть ссудного фонда страны. Это остатки средств на счетах предприятий, организаций и учреждений. Что же касается вкладов частных лиц, то в каждом коммерческом банке их размер, как уста­новлено действующим банковским законодательством, не должен пре­вышать суммы собственных средств, то есть 5-8 процентов банка.

Рост доходности работы банков на современном этапе развития могут дать услуги, которые обеспечивают улучшение комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведение операций с ценными бумагами, развития операций с наличной иностранной валю­той, страховые, аудиторские и лизинговые услуги. Важным резервом в экономии затрат банка является осуществление мероприятий по компьютеризации банковских операций.

Особое значение для банка имеет правильное определение стои­мости банковских услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на банковские операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг.

         Таким образом, перечисленные выше услуги банка - лишь небольшая часть спектра банковских операций и услуг по обслуживанию частных клиентов. Современные банки стремятся всемерно расширять число и повышать качество выполняемых ими операций с тем, чтобы привлечь больше клиентов и повысить свою доходную базу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Экономический анализ деятельности ООО КБ «Мегаполис»

г.Чебоксары

 

 

2.1. Краткая характеристика банка

 

 

Цель: ознакомление  с деятельностью кредитно-финансового учреждения для изучения операций по предоставлению банковских услуг населению.

Задачи: рассмотреть специфику работы банка.

3 января 1996 года Общим собранием учредителей было принято решение о переименовании коммерческого банка «Чебоксары» в коммерческий банк «Мегаполис» и получена лицензия на осуществление банковских операций № 3265 от 16.09.96 г.

Коммерческий банк «Мегаполис», именуемый в дальнейшем «Банк», является кредитной организацией, созданной по решению его участников в форме общества с ограниченной ответственностью (протокол № 1 от 30 мая 1994 года), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Банка: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Карла Маркса, д.22.

Полное наименование Банка: Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Мегаполис» (в дальнейшем – Банк или ООО КБ «Мегаполис»).

ООО КБ «Мегаполис» в своей деятельности руководствуется Законом «О банках и банковской деятельности», изданными в соответствии с ним другими законами, нормативными документами ЦБ России, носящими обязательный характер для коммерческих банков, а также уставом банка. ООО КБ «Мегаполис» имеет лицензию Банка России № 3265 от 04 марта 1999 года.

Цель создания Банка - предоставление физическим и юридическим лицам банковских услуг и извлечение прибыли.

Банк является кредитной организацией,  которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Эти операции предусмотрены действующим законодательством РФ: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Пайщиками ООО КБ «Мегаполис» являются физические лица и ряд муниципальных предприятий.

Общие собрания проводятся не реже одного раза в год для рассмотрения и утверждения годового отчета и баланса Банка.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляется ревизионной комиссией, избираемой общим собранием участников Банка сроком на 5 лет.

Организационную структуру ООО КБ «Мегаполис» составляют три департамента:

- Департамент финансового учета и клиентских отношений;

- Департамент финансового рынка;

- Административный департамент.

ООО КБ «Мегаполис» так же имеет свой утвержденный общим собранием.

 

 

2.2. Анализ пассивных и активных операций на основе бухгалтерского баланса за 2007-2009 год

 

Цель: проанализировать актив и пассив банка.

Задачи: произвести анализ пассива и актива банка.

Основным источником для анализа обязательств банка, как и его капитала, является публикуемая форма бухгалтерского баланса. Обязательства банка определенная часть его собственных средств составляют ресурсную базу кредитной организации. Как правило, обязательства представляют собой наибольшую (и не принадлежащую банку) долю ресурсов, используемую на определенных условиях в качестве финансового источника.

Проведем анализ структуры обязательств ООО КБ «Мегаполис»  за 2007-2009гг. в таблице 2.1.

                                                                                                                  Таблица 2..1

Анализ структуры обязательств ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

(тыс.руб.)

Виды обязательств

 

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

1. Кредиты ЦБ РФ

0

0

0

0

0

0

2.Средства кред. организаций

0

0

0

0

0

0

3.Средства клиентов

791552

455710

652565

97,91

97,5

98,08

4. Вклады физ.лиц

216153

158321

178240

26,73

33,87

26.79

5.Выпущенные долговые обязательства

508

368

368

0,06

0,07

0,05

6..Прочие обязательства

16112

10939

11838

1.99

2,34

1,77

8.Резервы на возможные потери

252

339

511

0,03

0,07

0,07

Всего обязательств

808424

467356

665282

100

100

100

 

Согласно данным таблице 2.1. в структуре обязательств банка наибольший удельный вес занимают средства клиентов 97,91% в 2007г. или 791552 тыс. руб.; 97,5% в 2008г. или 455710 тыс. руб.; 98,08% в 2009г. или 652565 тыс. руб., среди которых вклады физических лиц. Исходя из этого основным источником ресурсов банка являются средства клиентов. Это говорит о том, что ООО КБ «Мегаполис» формирует свою ресурсную базу преимущественно за счет привлеченных средств. Общий объем обязательств банка в 2009г. составил 665282 тыс. руб.. Наиболее привлекательными с точки зрения стабильности стоимости 2007г. является выпуск собственных долговых обязательств банка. Их стоимость в 2007г. составила 508 тыс. руб., далее происходит снижение данного показателя.

При этом ООО КБ «Мегаполис» не привлекает кредиты ЦБ РФ и средства кредитных организаций.

Диаграмма 1. Структура обязательств ООО КБ «Мегаполис» за 2007 – 2009 гг.

    Рассчитаем состав и динамику обязательств ООО КБ «Мегаполис»  за 2007-2009гг. в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Анализ состава и динамики обязательств ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009гг.

(тыс.руб.)

Виды обязательств

2007

2008

2009

Изменение,

(+,-)

Темп роста, %

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1

2

3

4

5

6

7

8


Продолжение табл. 2.2

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Средства клиентов

791552

455710

652565

-335842

196855

57,57

143,19

2.Вклады физических лиц

216153

158321

178240

-57832

19919

73.24

112.58

3.Выпущенные долговые обязательства

508

368

368

-140

0

72,44

100

4.Прочие обязательства

16112

10939

11838

-5173

899

67,89

108,21

5.Резервы на возможные потери

252

339

511

87

172

134,52

150,73

Всего

808424

467356

665282

-398900

217845

405,66

614,71

 

Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы:

- темп роста средств клиентов уменьшился в 2008 году на 57,57% или на - 335842 тыс.руб. и увеличился на 43,19% или на 196855 тыс.руб. в 2009 году;

- темп роста вкладов физических лиц уменьшился в 2008 году на 73,24% или на -57832 тыс.руб. и увеличился на 12,58% или на 19919 тыс.руб. в 2009 году.

В целом, можно сделать вывод, что все обязательства за три анализируемых года уменьшились на 405,66% или на -398900 тыс. руб. в 2008 году и увеличились на 613,71% или на 217845 тыс.руб.  в 2009 году за счет привлечения вкладов физических лиц и средств клиентов.

Поскольку для внешних субъектов финансового анализа публикуемый баланс является практически единственным источником информации о деятельности банка, то анализ состава, структуры и динамики капитала необходимо начинать с изучения именно данной формы отчетности.

Диаграмма 2. Вклады физических лиц ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

   Проведем анализ структуры и динамики собственных средств банка в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Анализ структуры собственных средств  ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009гг.

                                                                                                                                        (тыс.руб.)

Собственные средства банка

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007 г.

2008 г.

2009. г.

1

2

3

4

5

6

7

1.Средства акционеров (участников)

48000

48000

48000

30,63

73,1

91,8

3.Зарегистрированные обыкновенные акции и доли

48000

0

0

30,63

-

0

3.Переоценка основных средств

427

1612

253

0,27

2,45

0,48

4.Расходы будущих периодов

12418

-

-

7,92

-

-

5.Фонды и неиспользованная прибыль

33252

-

-

21,22

-

-

6.Прибыль (убыток) за отчетный период

14563

16045

4029

9,29

24,43

7,7

Всего источников собственных средств

156660

65657

52282

100

100

100

 

В проведенном анализе доля средств участников в среднем за рассматриваемый период времени колебалась в пределах 30-90%, удельный вес нераспределенной прибыли 21%.

Средства акционеров в 2009 году по сравнению с 2008 годом не изменилась и составила в структуре в 2009 году 91%,а в 2008 году 73% повышение данной доли связаны с притоком акционеров в основном из-за благоприятной атмосферы.

В свою очередь, средства акционеров составляют только зарегистрированные обыкновенные акции и доли. Таким образом, в целом капитал банка имеет достаточно традиционную структуру. При этом отношение уставного капитала к собственному показывает высокую степень формирования собственного капитала за счет акционерного.

                        Таблица 2.4

Анализ состава и динамики собственных средств ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.                                                                                                    (тыс.руб.)

Собственные средства банка

2007

2008

2009

Изменение, (+,-)

Темп роста ,%

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Средства акционеров (участников)

48000

48000

48000

-

-

100

 

100

 

2.Зарегистрированные обыкновенные акции и доли

48000

0

0

-48000

-

-

-

3.Переоценка основных средств

427

1612

253

1185

-1359

377,51

15,69

4.Расходы будущих периодов

12418

-

-

-12418

-

-

-

5.Фонды и неиспользованная прибыль

33252

-

-

-33252

-

-

-

6.Прибыль (убыток) за отчетный период

14563

16045

4029

1482

-12016

110,17

25,11


                                                                                                                                            Продолжение табл. 2.4

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего источников собственных средств

156660

65657

 

52282

 

 

-91003

 

-13375

41,91

79,62

 

Темп роста средств акционеров за три анализируемых года остается неизменным и составляет 48000 тыс.руб. В 2008 году данные зарегистрированных обыкновенных акций и долей отсутствовали и в 2009 году тоже на результат 2007 года и составили 48000 тыс.руб.

Источники собственных средств, в целом, уменьшились на -58,09% или на -91003 тыс.руб. в 2007 году и на -20,38% или на -3375 тыс.руб.) в 2008 году.

В доле собственных средств наблюдается тенденция увеличения их доли в общей структуре пассива баланса. На рисунке 2.1. представлена динамика собственных средств:

 

Диаграмма 3. Динамика собственных средств ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

 

Анализ активных операций

 

Поскольку для внешних субъектов финансового анализа публикуемый баланс является практически единственным источником информации о деятельности банка, то анализ состава, структуры и динамики капитала необходимо начинать с изучения именно данной формы отчетности.

Анализ активных операций – это анализ основных видов, основных направлений банковской деятельности, изучение и оценка экономической эффективности размещенных банком средств.

Анализ качества управления активами банка следует начинать с оценки структуры банковских активов. Для этого произведем расчеты в Таблице 2.5.

Таблица 2.5

Анализ структуры активов ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

(тыс.руб.)

Наименование статьи

Фактические данные,

тыс. руб.

Удельный вес, %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

                        1

2

3

4

5

6

7

1.Денежные средства

46842

25636

31097

5,21

4,4

3,95

2.Средства кредитных организаций в ЦБ РФ

319475

82382

78017

35,55

14,16

9,92

3.Обязательные резервы

8966

727

3554

0,99

0,12

0,45

4.Средства в кредитных организациях

9401

9540

84237

1,04

1,64

23,42

5.Чистая ссудная задолженность

429336

367188

413687

47,78

63,13

52,6

6.Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

68826

77145

8940

7,65

13,26

1,13

7.Прочие активы

15699

18936

66804

1,74

3,25

8,49

Всего активов

898545

581554

786336

100%

100%

100%

 

Как видно из приведенных данных в таблице 2.5. абсолютная величина активов банка характеризует его как организацию небольших размеров. Основную долю в структуре банковских активов, занимает чистая ссудная задолженность (порядка 60%), затем идут средства кредитных организаций (35% - в 2007г.).

Сумма активов за три анализируемых года увеличивается нарастающими темпами за счет уменьшения основных средств (с 7,65% в 2007 до 1,13% в 2009г.),увеличения чистой ссудной задолженности (с 47,78% - в 2007г. до 52,6% в 2009г.) и большого снижения средств кредиты организаций в ЦБ РФ (с 35,55в 2007г. до 9,92% в 2009г.).

Таблица 2.6

Анализ состава и динамики активов ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

(тыс.руб.)

Наименование статьи

2007

2008

2009

Изменение, (+,-)

Темп роста, %

тыс.

руб.

тыс.

руб.

тыс.

руб.

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1.Денежные средства

46842

25636

31097

-21206

5461

54,72

121.3

2.Средства кредитных организаций в ЦБ РФ

319475

82382

78017

-237093

-4365

25,78

94,7

3.Обязательные резервы

8966

727

3554

-8239

2827

8,1

488,85

4.Средства в кредитных организациях

9401

9540

184237

139

174697

101,47

1931,2

5.Чистая ссудная задолженность

429336

367188

413687

-62148

46499

85,52

112,66

7.Основные средства, нематериальные активы , материальные запасы

68826

77145

8940

8319

-68205

112,08

11,58

8.Прочие активы

15699

18936

66804

3237

47868

120,61

352,78

Всего активов

898545

581554

786336

316991

204782

64,72

135,21

 

Анализируя данные представленные в таблице можно сделать следующие выводы:

- темп роста денежных средств за три анализированных года уменьшился в 1,5 раза;

- темп роста средств кредитных организаций в ЦБ РФ снизились в 5 раз и достигает  78017 тыс. руб. в 2009(по сравнению с 319475 тыс. руб. в 2007г.).

- темп роста чистой ссудной задолженности  увеличился на 12,66% (составляет 413687 тыс. руб. в 2009 г.) за счет повышения прочих активов на 32% (с 15699 тыс. руб. в 2007г. до 66804 тыс. руб. в 2009г).

      Таким образом, средства акционеров составляют только зарегистрированные обыкновенные акции и доли. В целом капитал банка имеет достаточно традиционную структуру. При этом отношение уставного капитала к собственному показывает высокую степень формирования собственного капитала за счет акционерного. Источники собственных средств, в целом, уменьшились на -58,09% или на -91003 тыс.руб. в 2007 году и на -20,38% или на -3375 тыс.руб.) в 2008 году.

Активы за три анализированных года уменьшились 898545 тыс. руб. в 2007 г. до 786336 тыс. руб. в 2009 г.).

 

 

2.3. Управление доходами и расходами банка

 

 

Цель: проанализировать доходы и расходы банка.

Задачи: произвести анализ управления доходами и расходами банка.

В качестве основных способов  оценки доходов  и расходов коммерческого банка выделяются структурный анализ, анализ динамики доходов и расходов, включая  отдельные их виды, расчет финансовых коэффициентов, характеризующих относительный  уровень доходов и расходов. Совокупность  приемов позволяет дать количественную и качественную оценку доходов и расходов  банка.

Целью структурного анализа доходов банка  является выявление  основных их видов для оценки стабильности источников  дохода  и сохранения их в будущем. Структурный анализ расходов банка производится для выявления основных видов расходов, темпов  и факторов  их роста. Качественный менеджмент предполагает также и эффективное управление полученной прибылью — ее распределением.

Таблица 2.7

 

 

Анализ структуры доходов и расходов в ООО КБ «Мегаполис»

за 2007-2009 гг.                                                                                 (тыс.руб.)

Наименование

показателя

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Доходы

 

 

 

 

 

 

1.Чистые %-ые и аналогичные доходы

59226

75412

57010

40,53

42,28

34,64

2.Чистые %-ые  доходы после создания резер-ва на возмож-ные потери

49423

54759

71215

33,82

30,7

43,27

3.Комиссионные доходы

33414

42386

34201

22,86

23,76

20.78

4.Чистые дохо-ды от разовых операций

121

-

-

0,08

-

-

5.% от операций с ин. валютой

1857

2394

2158

1,2

1,3

1,31

6.%от переоцен-ки ин.валюты

-136

461

-662

0

0,25

0

7.% от операций с ценными бу-магами

393

13

0

0,26

0,01

0

8.Прочие чистые операционные доходы

1829

2908

629

1,25

1,7

0,38

Всего доходов

146127

178333

164551

100

100

100


Продолжение таблицы 2.7

1

2

3

4

5

6

7

Расходы

 

 

 

 

 

 

1.Всего % уплаченных и аналогичных расходов

 

30957

 

22014

 

17907

 

30

 

22,7

 

15,53

2.Комиссионные расходы

145

4413

3681

0,15

4,5

3,19

3.Операционные расходы

 

62722

 

70623

 

93699

 

66,85

 

72,8

 

81,28

Всего расходов

93824

97050

115287

100

100

100

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в банке наибольший удельный вес (33-43%) имеют чистые процентные  доходы после создания резерва на возможные потери, а так же (34-42%) – чистые процентные  и аналогичные доходы. При этом прочие чистые операционные доходы с каждым годом снижают свой удельный вес в общем объеме доходов. Наибольший удельный вес в расходах банка занимают административно-операционные расходы (66-81%), а потом все % уплаченные и аналогичные расходы (15-30%).

  Таблица 2.8

Анализ состава и динамики доходов и расходов ООО КБ «Мегаполис»

                                              за 2007-2009 гг.                                       (тыс.руб.)

Наименование

показателя

2007г

2008г

2009г

Изменение, (+,-)

Темп роста, %

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

  2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Доходы

 

 

 

 

 

 

 

1.Чистые %-ые и аналогичные доходы

59226

75412

57010

 

16186

 

-18402

 

127,32

 

 

75,59

 

2.Чистые %-ые  доходы после создания резерва на возможные потери

49423

54759

71215

5336

16456

110,79

130,05


Продолжение таб.2.8

3.Комиссионные доходы

33414

42386

34201

8972

-8185

126,85

80,68

4.Чистые доходы от разовых операций

121

-

-

-

-

-

-

5.Чистые доходы от операций с ин. валютой

1857

2394

2158

537

-236

128,91

90,14

6.Чистые доходы от переоценки ин. валюты

-136

461

-662

325

-211

 

-338,97

 

143,6

7.Чистые доходы от операций с ц.б.

393

13

0

 

-380

 

 

-13

 

3,30

0

8.Прочие чистые операционные доходы

1829

2908

629

 

1079

 

 

-2279

 

 

158,99

 

 

21,63

 

Всего доходов

146127

178333

164551

32206

-13782

122,03

92,27

II. Расходы

 

 

 

 

 

 

 

1.     Всего % уплаченных и аналогичных расходов

30957

22014

17907

-8943

-4107

71,11

81,34

2.     Комиссионные расходы

145

4413

3681

4268

-732

3043,44

83,41

3.     Операционные расходы

62722

70623

93699

7901

23076

112,59

132,67

Всего расходов

93824

97050

115287

3226

18237

103,43

118,79

    

Темп роста чистых процентных и аналогичных доходов увеличились на 27,32% (или на 16186 тыс.руб.) и составили 75412 тыс.руб. в 2008 году, и на -24,41% уменьшились (или на -18402 тыс. руб.) и составили 57010 тыс. руб. в 2009 году. Вместе с тем, незначителен темп роста комиссионных доходов – увеличился на 26,85% (или на 8972 тыс.руб.), что составило 42386 тыс.руб. в 2008 году и на -19,32 % уменьшились (или на -8185 тыс.руб.), что составило 34201 тыс. руб. в 2009 году. Также постепенно растут чистые доходы от операций с иностранной валютой в 2008 году, а в 2009 они снижаются.

В целом, за счет процентных и комиссионных операций увеличиваются доходы банка на 22,03% и составило 178333 тыс. руб. в 2008 году и снижаются на -7,73% и составиляют 164551 тыс.руб. в 2009 году.

Темп роста операционных расходов увеличился на 12,59% или на 7901 тыс. руб. и составили 70623 тыс. руб. в 2008году, и на 32,67% или на 23076 тыс.руб. и составили 93699 тыс. руб. в 2009 году.

Наиболее значимыми для банка являются процентные доходы и расходы, динамика которых представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Анализ процентных доходов и расходов в ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

 

 

Наименование

статей

Фактические данные, тыс. руб.

Удельный вес, %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Процентные доходы

1.Кредиты  и дебиторская задолженность

88108

95725

73072

97,7

98,25

97,6

2.Корреспондентские счета в других банках

1962

1701

1845

2,17

1,74

2,4

3.Других источников

113

-

-

0,12

-

-

Всего процентных доходов

90182

97426

74917

100

100

100

Процентные расходы

1.Срочные депозиты банков

0

0

0

0

0

0

2.Срочные средства юридических и физических лиц

30951

21919

17736

99,99

99,57

99,97

3.Выпущенные долговые обязательства

6

95

6

0,01

0,43

0,03

Всего процентных расходов

30957

22014

17742

100

100

100

 

Данные таблицы 2.9 свидетельствует о том, что в банке наибольший удельный процентных (97,6 %) занимают кредиты и дебиторская задолженность, это позволило выяснить за счет чего в основном получены средства. Рост данного показателя положительно влияет на доходы банка, при условии соблюдении требований к ликвидности банковских активов. Что касается операционных расходов, то они в свою очередь тоже имеют тенденцию к увеличению. Основную долю которых занимают процентные выплаты по депозитам (99,97%).

Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат  деятельности коммерческого банка в виде  превышения доходов над расходами.

Получаемая банком прибыль является, по существу, глав­ным показателем его деятельности, непосредственно влияю­щим на его эффективное развитие и стабильное финансовое положение. Вот почему так важен детальный анализ финансо­вых результатов – прибыли или убытка, анализ процентной и непроцентной маржи.

Цель анализа финансовых результатов – выявления резервов роста прибыльности банковской деятельности и формирование на этой основе рекомендаций по дальнейшей работе.

Диаграмма 4.Процентные доходы ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

 

 

Диаграмма 5. Процентные расходы ООО КБ «Мегаполис» за 2007-2009 гг.

 

 

Таблица 2.10

Отраслевая структура кредитных вложений ООО КБ «Мегаполис»

                                               за 2007-2009 гг.                                         (тыс.руб.)

 

Отрасли

Задолженность по кредитам

2007

2008

2009

тыс. р.

%

тыс. р.

%

тыс. р.

%

1

2

3

4

5

6

7

1. Промышленность

19826

5,19

500

1,14

63270

13,12

2. Торговля и общепит

41004

31,42

112183

27,6

102492

21,25

3. Строительство

1777

1,36

8350

7,05

41975

8,7

4. Транспорт и связь

0

0

0

0

100

0,02

5. Предпринимате-ли

65252

50

206664

50,86

258022

53,5

6. Прочие отрасли

2645

2,03

78631

13,35

16457

3,41

Всего

130504

100

406328

100

482316

100

 

Как видно из таблицы 2.10  огромная доля кредитных вложений приходится на предпринимателей (в 2007 г. – 50 %, в 2008г. – 50,86 %, в 2009 г. – 53,5 %),  а также  на торговлю и общепит  (соответственно 31,42 %, 27,6 %, 21,25 %).

Таким образом, получаемая банком прибыль является, по существу, глав­ным показателем его деятельности, непосредственно влияю­щим на его эффективное развитие и стабильное финансовое положение. Малый бизнес составляет основную клиентуру ООО КБ «Мегаполис», так как более половины предоставленных кредитов приходится на клиентов с объемом заимствований до 1 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Сила банка в обдуманной стратегии: он должен быть не большим, универсальным, надежным, и самое главное - рентабельным.

Для этого, по-моему, необходимо диверсифицировать услуги, предлагаемые банком, искать своего клиента и тщательно изучать его потребности - ведь зачастую секрет успеха кроется как раз в нетрадиционной подаче самых обычных услуг: в культуре общения, заботе о клиенте, предоставлении ему необходимых и своевременных консультаций, рекомендаций.

И еще, непременным условием нормального развития банковской системы страны я считаю честную конкуренцию банкиров, которая, являясь идеальной средой для развития любого предпринимательства, несомненно, имеет вместе с тем и отрицательные стороны.

В трудные для банков времена я считаю, что основной опорой, прежде всего, является профессионализм работников. А вообще, главное - не растеряться и всегда знать, что из любой ситуации существует как минимум два выхода. Надо их только найти.

Современные банки испытывают очень много трудностей, однако обратись один банк к другому со своими проблемами, ему в лучшем случае, просто посочувствуют. Хотя и понимают, что банкротство конкурента может в какой-то мере негативно отразиться и на них.

К сожалению, банковская солидарность, по большому счету, не срабатывает даже в части предоставления друг другу информации о должниках, не говоря уже о том, чтобы собраться вместе и помочь банку, терпящему трудности, советом.

Как видно из приведенных данных в таблице 2.5. абсолютная величина активов банка характеризует его как организацию небольших размеров. Основную долю в структуре банковских активов, занимает чистая ссудная задолженность (порядка 60%), затем идут средства кредитных организаций (35% - в 2007г.).

Сумма активов за три анализируемых года увеличивается нарастающими темпами за счет уменьшения основных средств (с 7,65% в 2007 до 1,13% в 2009г.),увеличения чистой ссудной задолженности (с 47,78% - в 2007г. до 52,6% в 2009г.) и большого снижения средств кредиты организаций в ЦБ РФ (с 35,55в 2007г. до 9,92% в 2009г.).

Данные таблицы 2.свидетельствуют о том, что в банке  темп роста чистых процентных и аналогичных доходов увеличились на 27,32% (или на 16186 тыс.руб.) и составили 75412 тыс.руб. в 2008 году, и на -24,41% уменьшились (или на -18402 тыс. руб.) и составили 57010 тыс. руб. в 2009 году. Вместе с тем, незначителен темп роста комиссионных доходов – увеличился на 26,85% (или на 8972 тыс.руб.), что составило 42386 тыс.руб. в 2008 году и на -19,32 % уменьшились (или на -8185 тыс.руб.), что составило 34201 тыс. руб. в 2009 году. Также постепенно растут чистые доходы от операций с иностранной валютой в 2008 году, а в 2009 они снижаются.

В целом, за счет процентных и комиссионных операций увеличиваются доходы банка на 22,03% и составило 178333 тыс. руб. в 2008 году и снижаются  на -7,73% и составиляют 164551 тыс.руб. в 2009 году.

Темп роста операционных расходов увеличился на 12,59% или на 7901 тыс. руб. и составили 70623 тыс. руб. в 2008году, и на 32,67% или на 23076 тыс.руб. и составили 93699 тыс. руб. в 2009 году.

         Таким образом, мы подтверждаем   гипотезу: отношения между банком и населением будут успешными при условии:

     - доверительных отношений;

     - взаимовыгодных условий  пользования банковскими услугами.

 

 

 

Список использованной литературы

1.                  Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 2008 г.

2.                  Банковское дело: Учебник / Под ред. В.Н. Колесникова и Л.П. Кролнвец-кой. -М.: Финансы и статистика, 2007 г.;

3.                  Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2006;

4.                  Бсльмесова Н.А., Брыкин А.В., Нанарина Л.К. Кредитные операции бан­ков. - Новосибирск, 2007;

5.                  Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / Под ред. М.Х. Лапидуса. - М: Финансы и статистика, 2006;

6.                  В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкова “Банковское дело” М.: Финансы и статистика, 2006 г.;

7.                  Гагарин СВ., Никольский Ю.Б., Шамаев Г.Л. Межбанковский кредит: дилинговые операции на рынке «коротких денег», 2006 г.;

8.                  Гражданский кодекс РФ I ч., II ч.;

9.                  Д.А.Шевчук Учет в банках – Ростов н/Д.: Феникс, 2006;

10.             Закон РФ от 29.05.1992 №2872-1 «О залоге»;

11.             Инструкция № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитной организации", введена в действие приказом ЦБ РФ от 30.01.96 г. № 02-23;

12.             Кудрявцев В.А., Кудрявцева П.В. Основы организации ипотечного креди­тования: Учеб. пособие. - М: Высшая школа, 2008;

13.             Курсов В.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерский учет в коммерческом банке: Учеб. пособие. -9-е изд., испр. и доп. –М.: ИНФА –М, 2007;

14.             Маркова О.М., Сахарова Л.С, Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ. 2007;

15.             Молчанов А.В. Коммерческий банк и современной России: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2006;

16.             Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. О.Г. Ссмснюты. - Ростов н/Д: Феникс, 2008;

17.             Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К.Р. Тагирбекова. - М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2008;

18.             Парфенов К.Г. Банковский учет и операционная техника. – М.: «Парфенов. ру», 2006;

19.             Печникова А.В., Маркова О.М Банковские операции Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008;

20.             Положение  «О порядке предоставления (размеще­ния) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П;

21.             Положение Банка России от 03.10.2000 №122-11 «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» с изменениями и дополнениями.

22.             Положение Банка России от 13.03.1996 №36 «О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам». Утв. Приказом Банка России от 13.03.1996 №02-63 с изменениями и дополнениями;

23.             Протокол общего собрания акционеров ООО КБ «Мегаполис» № 1 от 30 мая 1994 года;

24.             Российская банковская энциклопедия / Под ред. О.И. Лаврушина и др. -М.: Энциклопедическая творческая Ассоциация, 1995;

25.             С.И.Пупликов, М.А.Коноплицкая Банковские операции: Учебное пособие – Мн.: Выш. шк., 2008;

26.             Сиротина И.А. Кредит под залог. - М.: STRIX, 2006;

27.             Усоскин В.М. “Современный Коммерческий банк: управление и операции”, М.: ИПЦ "ВАЗАР-Ферро", 2007 г.;

28.             Учет в банках: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА_М, 2006- (Профессиональное образование);

29.             ФЗ “О банках и банковской деятельности” от 02.12.90 г. в редакции от 03.02.96 г. № 17-ФЗ;

30.             ФЗ «О ЦБ РФ (БР)» от 02.12.1990 №394-1;

31.             ФЗ от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

32.             Челноков В.А. “Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство”, М.: АОЗТ "Антедор", 2008 г.;

33.             Ю.А. Бабичева “Банковское дело” Справочное пособие, М.: Экономика, 2007 г..

 

Информация о работе Банковские услуги населению