Банковские услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы раскрыть сущность банковских услуг, их классификацию, состояние рынка банковских услуг в 2008 – 2010 годах, проанализировать риски связанные с предоставлением услуг коммерческими банками, выделить проблемы развития услуг коммерческих банков и пути их решения, осветить перспективные направления развития услуг коммерческих банков.

Файлы: 1 файл

курсовая_одкб.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Введение

 

     Значение  банковской системы для экономики  трудно переоценить. Недаром банковскую систему часто сравнивают с кровеносной  системой экономического организма, доносящей  финансовые ресурсы, эту «кровь» экономики, до каждого «органа» и каждой «клетки». Банковская система связывает воедино производство и сферу распределения товаров и услуг, обслуживает интересы производителей и потребителей. От того, насколько устойчиво работает финансовая инфраструктура, напрямую зависит и благосостояние каждого гражданина страны в отдельности, и положение страны на международной арене. Другими словами, эффективное функционирование банковской системы государства - один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности и национального суверенитета.  

     Мировой финансово-эконономический кризис, поразивший глобальную экономику осенью 2008 года, наглядно продемонстрировал, насколько важное значение правительства  основных развитых стран мира, международные экономические институты придают обеспечению устойчивости банковской системы. Первоочередные усилия государственной власти, в том числе и в России были направлены на поддержание банковской системы, на стабилизацию положения Правительством РФ в 2008 г. потрачены колоссальные деньги - более 2 триллионов рублей. Безусловно, эти меры являются оправданными - только так можно было избежать полного коллапса экономики и больших социальных проблем.

     Банковская  система государства - не просто совокупность различных банков, действующих на территории данной страны. Это еще и элементы организации и управления, которые в своем единстве обеспечивают устойчивость и способствуют развитию данной системы.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что на современном этапе значение рынка банковских услуг вышло за рамки собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них невозможна нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально - ответственные банки способны превратить рынок в орудие эффективной политики государства. Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и дисбаланса экономики. В современном обществе банки занимаются предоставлением самых разнообразных видов услуг. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые услуги, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом,  выступают в качестве консультантов.

     Цель  работы раскрыть сущность банковских услуг, их классификацию, состояние  рынка банковских услуг в 2008 – 2010 годах, проанализировать риски связанные  с предоставлением услуг коммерческими банками, выделить проблемы развития услуг коммерческих банков и пути их решения, осветить перспективные направления развития услуг коммерческих банков.

     Объектом  исследования является сфера банковских услуг Российской Федерации.

     Предмет исследования – услуги, оказываемые коммерческими банками.

1. Сущность и виды банковских услуг.

 

     Услуги  в финансовой сфере появились  практически сразу же после того, как человеческая цивилизация изобрела деньги в качестве эквивалента товарной стоимости и на смену натуральному обмену пришли товарно-денежные отношения. Деньги нужно было хранить, обменивать, вести учет.

     Если  в сфере материального производства итогом деятельности является готовый  продукт, то в банковской сфере итогом деятельности - банковская услуга. В различных средствах массовой информации можно найти множество определений слова «услуга». Например:

     Услуга - действия, направленные непосредственно  на потребителя.

     Услуга - блага, предоставленные не в форме  вещей, а в форме деятельности.

     Услуга - работа, выполненная для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей, хозяйственных или других удобств, предоставляемых кому-либо.

     Необходимо  отметить, что экономическая наука  под услугами понимает своеобразный полезный эффект труда, не создающего материальных благ, но полезного именно как процесс.

     Таким образом, для оказания услуг необходимо выполнять отдельные действия, т.е осуществлять ряд операций. Исходя из вышеуказанного, сформулируем определение банковской услуги.

       Банковская услуга - это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.

     В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности" банки могут выполнять следующие операции:

     1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);

     2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи  привлеченных средств от своего  имени и за свой счет;

     3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

     4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;

     5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

     6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;

     7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;

     8) выдача банковских гарантий;

     9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

     Кредитная организация помимо перечисленных  банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

     1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

     2) приобретение права требования  от третьих лиц исполнения  обязательств в денежной форме;

     3) доверительное управление денежными  средствами и иным имуществом  по договору с физическими и юридическими лицами;

     4) осуществление операций с драгоценными  металлами и драгоценными камнями  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     5) предоставление в аренду физическим  и юридическим лицам специальных  помещений или находящихся в  них сейфов для хранения документов и ценностей;

     6) лизинговые операции;

     7) оказание консультационных и  информационных услуг.1

     В целом классификация операций и  услуг коммерческого банка является достаточно сложной, и в современной  теории банковского дела существует следующая схема:

       

     Пассивные операции - это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов коммерческого банка.

     Ресурсы коммерческого банка могут быть сформированы за счет собственных и  привлеченных средств.

     К собственным ресурсам коммерческого  банка относятся:

    • уставный капитал, добавочный капитал (эмиссионный доход, прирост стоимости имущества при переоценке)
    • резервный фонд
    • нераспределенная прибыль
    • амортизация

     Уставный  капитал кредитной организации  формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уставный капитал банка, создаваемого в форме акционерного общества, состоит из номинальной стоимости его акций, приобретенных учредителями, а уставный капитал банка, создаваемого в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, -из номинальной стоимости долей её учредителей.2 Законодательно, в настоящий момент, установлен минимальный размер уставного капитала- 90 миллионов рублей.

     Резервный фонд создается за счет прибыли банка за отчетный год, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, то есть за счет чистой прибыли. Размер резервного капитала определяется уставом банка, но не может составлять менее 5 % величины зарегистрированного уставного капитала. До достижения минимальной установленной уставом банка величины размер ежегодных отчислений в резервный фонд должен составлять не менее 5% от чистой прибыли банка.3

     Нераспределенная  прибыль- часть прибыли, остающаяся после платежей в бюджет, отчислений в резервный капитал, специальные фонды и выплаты дивидендов.

     Амортизационный фонд банка, как и амортизационные  фонды других организаций, создается  в соответствии с установленными нормами амортизации.

     Собственные ресурсы банка имеют огромное значение в поддержании его устойчивости и ликвидности.

     Привлеченные  средства клиентов и других кредитных  организаций составляют второй, значительно  превосходящий по размерам, капитал, источник формирования ресурсов банка. Мобилизуя временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на рынке финансовых ресурсов, коммерческие банки удовлетворяют потребности экономики в дополнительных оборотных и инвестиционных средствах.

     Размер  и структура привлеченных средств  банка зависит от:

    • специализации банка;
    • конъюнктуры банковского рынка;
    • макроэкономической ситуации;
    • регулирующей политики Центрального банка.

     Привлеченные  средства по источникам формирования делятся на депозитные (вклады) и  недепозитные источники.

     Депозитные  операции- это операции банков по привлечению денежные средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования.4 В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно- правовых форм и физические лица. Объектами депозитных операций являются депозиты, то есть суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.

     По  экономическому содержанию депозиты принято  разделять на три группы:

    • срочные депозиты (с их разновидностью - депозитным сертификатом);
    • депозиты до востребования;
    • сберегательные вклады населения.

     Депозиты  до востребования – бессрочные вклады, то есть вклады, изымаемые по частям или полностью в любой срок по требованию вкладчика. Эти средства могут находиться на расчетных (текущих) счетах клиентов и корреспондентских счетах банков.

     Сберегательные  вклады населения , то есть физических лиц, могут быть как вкладами до востребования, так и срочными в зависимости  от условий договора вклада.

     Срочный депозит – вклад, по которому устанавливается определенный срок хранения:

    • до 30 дней;
    • от 31 до 90 дней;
    • от 91 до 180 дней;
    • от 181 до 1 года;
    • от 1 года до 3 лет;
    • свыше 3 лет.

     Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной организацией собственной  депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.

     Конечной  целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков.

Информация о работе Банковские услуги