Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа
Характерной тенденцией современного экономического развития является формирование мировой экономической системы, основывающейся на международном производстве, международных рынках капитала и рабочей силы, международном научно-информационном пространстве. Данное явление связано с глобализацией – качественно новым этапом интернационализации производства и обмена. Этим явлением в настоящее время охвачены все сферы экономики, в том числе и банковская. В мире, где все большее число людей не ограничены в своих передвижениях по свету и нуждаются в современных и своевременных финансовых услугах, развитие международных банковских услуг идет быстрыми темпами. Во многих странах совершенствование деятельности банков, как на национальном, так и на международном уровне стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Поэтому возникает необходимость исследования основных тенденций развития рынка банковских услуг в условиях глобализации.
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3
Глава1 Международный рынок банковских услуг
§ 1.1 Понятие и виды банковских услуг______________________________5
§ 1.2 Банковские услуги в международной экономике__________________8
Глава 2 Современные тенденции международной торговли банковскими услугами________________________________________________________13
Глава 3 Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития_________________________________________________________18
Заключение______________________________________________________26
Список литературы
В настоящее время особое внимание уделяется так называемым глобальным инвестиционным услугам. Это связано, прежде всего, с объединением мировых финансовых и инвестиционных центров в единую систему, развитием международной финансовой интеграции, финансовых инноваций, созданием новых финансовых инструментов и технологий в инвестиционной деятельности. Эволюция глобальных инвестиционных услуг проходила в три этапа, которые представлены в следующей таблице.
Таблица 2
Эволюция глобальных инвестиционных услуг [12, с. 107]
Периоды | |||
Середина 80-х гг. | Середина 90-х гг. | 2000-2004 гг. | |
Терминологическое определение услуг | Глобальные депозитарные услуги | Глобальные услуги на рынке ценных бумаг | Глобальные инвестиционные услуги |
Географический охват | 20-25 стран | 50-60 стран | 100 и более стран |
Основные виды услуг | Ответственное хранение, расчеты по сделкам, отчетность по движению средств по счетам | Кредитование ценными бумагами и под залог, управление индексными фондами и проведение сделок с дериватами | Стратегическое партнерство, управление инвестиционными рисками и т.д. |
Подводя
итоги, можно сказать следующее.
Рынок банковских услуг занимает
значительное место в международной
торговле. На глобальном уровне в него
входят услуги в сфере корреспондентских
отношений, управления рисками, обслуживания
внешнеэкономической деятельности, а
также глобальные инвестиционные услуги.
Они обычно предусматривают комиссионное
вознаграждение и приносят основной доход
банкам. Развитие этих видов услуг вызвано
увеличением объемов мировой торговли,
интеграцией финансовых, валютных и кредитных
рынков, развитием новых технологий в
банковской деятельности, а также другими
тенденциями международной торговли банковскими
услугами.
Глава
2 Современные тенденции
международной торговли
банковскими услугами
Увеличение объемов продажи товаров, услуг, технологий и интеллектуальной собственности в развитых странах оказало прямое воздействие на развитие банковских услуг. В настоящее время возрастает значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличивается объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастает роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.
Огромное
влияние на развитие международной
торговли банковскими услугами оказывает
обострившаяся конкуренция
Обострилась
конкуренция и между
Данная
тенденция порождает некоторые
структурные изменения в
Одной
из проблем ведущих банков на ближайшие
годы является реструктуризация сети
филиалов и отделений, так как
создание глобальной сети ведет к
удорожанию стоимости услуг и
дополнительным издержкам. Базовым
принципом банковского
Изменения потребностей клиентов и возможностей банковских услуг ведет к определенной реорганизации каналов их сбыта. Общение банка с клиентом в стационарном помещении теряет свою актуальность, т.к. последний получает возможность это делать при помощи электронных систем связи. Банки тратят огромные суммы на развитие банковских услуг в Интернете. В Европе банки около 4% всех своих операций осуществляют через Интернет, а в США доля онлайновых банковских транзакций составляет 3%, при этом доля клиентов, работающих через Сеть, у ведущих европейских банков превышает 10% [5, с. 1]. Согласно прогнозам исследовательской компании Datamonitor, 121 млн. человек в Западной Европе и США совершат в 2005 году банковские операции посредством Интернета, только в Европе обороты рынка онлайн-банкинга составят 5 млрд. евро [15, с.1].
На современном этапе возрастает потребность в оказании клиентам различных консультационных услуг по управлению активами, страхованию, приватизации и банкротству, при этом банковские клиенты предъявляют повышенный спрос на качество услуг. Понятие качества банковских услуг состоит в способности совокупности характеристик банковской услуги удовлетворить функциональные (время, способ оказания), информационные (доступность, конфиденциальность) и эмоциональные (обратная связь, точность и аккуратность) потребности клиентов [9, с. 24-25]. Согласно исследованиям, в Западной Европе 30% рабочего времени банковских служащих тратится на исправление ошибок [18, с. 109].
К
перспективам развития банковских услуг
следует отнести проблему рисков,
обусловленную увеличением
Важным
направлением в развитии банковских
услуг является концентрация банковского
капитала и стремление крупнейших транснациональных
банков к комплексности и
При
этом большое значение придается
сегментированию рынка
1.Транснациональный
(услуги транснациональным
2.Внутристрановой
(контролируется
3.Специализированные банки (специализируются на 2-3-х кредитных операциях);
4.Инвестиционные
банки (контролируются
5.Небанковские институты (инвестиционные, факторинговые, форфейтинговые, страховые услуги);
6.Филиалы
иностранных банков (портфель услуг
зависит от стратегии
Таким
образом, в связи с увеличением
объемов продажи товаров, услуг, технологий
и интеллектуальной собственности в развитых
странах в настоящее время возрастает
значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической
деятельности, увеличивается объем инвестиционных,
консультационных, информационных услуг,
в сфере финансового консультирования,
управления активами, в сфере информационных
технологий с использованием Интернета.
Обостряется конкуренция не только между
однотипными банковскими учреждениями,
но и между банками и нефинансовыми и небанковскими
кредитно-финансовыми институтами. При
этом с одной стороны наблюдается тенденция
к переориентации обслуживания с крупных
компаний на предприятия малого и среднего
бизнеса, а с другой стороны имеет место
вхождение банков в отрасль с целью оказания
услуг конкретным корпорациям. Базовым
принципом банковского обслуживания становится
сегментный подход к продаже услуг, основанный
на портфельном принципе их предоставления,
в том числе при помощи информационных
технологий и сети Интернет, что ведет
к снижению издержек и, как следствие,
их стоимости. Также возрастает потребность
в консультационных услугах, при этом
банковские клиенты предъявляют повышенный
спрос на их качество. К перспективам развития
банковских услуг следует отнести проблему
услуг по хеджированию рисков, а также
универсализацию банковской деятельности.
При этом большое значение придается сегментированию
рынка в зависимости от ориентации и размеров
банковского обслуживания. Все эти тенденции
следует учитывать при формировании конкурентоспособного
портфеля международных банковских услуг
в Беларуси.
Глава
3 Рынок банковских
услуг в Республике
Беларусь и перспективы
его развития
Деятельность
белорусских банков в области
торговли услугами можно с некоторыми
оговорками назвать успешной. В этой
сфере постоянно наблюдается выполнение
большинства прогнозных показателей и
приращение прибыли [14, с. 10]. Совершенствование
качества обслуживания стимулирует растущая
конкуренция. Это связано со снятием ряда
ограничений на деятельность в нашей стране
иностранных кредитных организаций. Стараясь
расширить свою клиентскую базу как внутри
страны, так и за рубежом отечественные
банки стали действовать более активно
и целенаправленно, многие стали внедрять
новые технологии. В целом распределение
рынка банковских услуг между белорусскими
банками можно представить на следующей
диаграмме.
Диаграмма 1
Распределение рынка банковских услуг между белорусскими банками [13, с. 12]
Каждый из 30 работающих на белорусском рынке банков предлагает около сотни различных услуг в области внешнеэкономической деятельности. Чаще всего корпоративные клиенты пользуются расчетно-кассовым сервисом в сфере корреспондентских отношений. В гораздо меньшей степени востребованы консультирование, кредитование, факторинг и обслуживание экспортно-импортных сделок [6, с. 11].
Если
на международном рынке возрастает
конкуренция между банками, небанковскими
кредитно-финансовыми и
В целом к тенденциям развития белорусского рынка банковских услуг можно отнести следующие:
1.ориентация
банков на обслуживание
2.развитие
услуг белорусских банков при
работе с экспортными