Конкурентная среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Любая фирма, вступающая на рынок или планирующая это сделать, прежде всего сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Элементы конкурентной среды………………………………………………..…5
1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………………………5
1.2. Виды конкуренции…………………………………………………………………..6
1.3. Объекты конкуренции (товары, услуги).…………………………………………..9
1.4. Субъекты конкуренции (предприятия)……………………………………………10
Глава 2. Механизм конкурентной борьбы………………………………………………..14
2.1. Стратегии конкурентной борьбы…………………………………………………….14
2.2. Персонал как активный элемент конкурентной борьбы……………………………22
Глава 3. Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке……………...29
3.1. Приемы и методы конкурентоспособности…………………………………………29
3.2. Рейтинги конкурентоспособности…………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………...……………51

Файлы: 1 файл

курсовая конкурентная среда.doc

— 474.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Элементы конкурентной среды………………………………………………..…5

1.1.            Сущность и функции конкуренции…………………………………………………5

1.2.            Виды конкуренции…………………………………………………………………..6

1.3.            Объекты конкуренции (товары, услуги).…………………………………………..9

1.4.            Субъекты конкуренции (предприятия)……………………………………………10

 

Глава 2. Механизм конкурентной борьбы………………………………………………..14

2.1. Стратегии конкурентной борьбы…………………………………………………….14

2.2. Персонал как активный элемент конкурентной борьбы……………………………22

 

Глава 3. Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке……………...29

3.1. Приемы и методы конкурентоспособности…………………………………………29

3.2. Рейтинги конкурентоспособности…………………………………………………...35

 

Заключение…………………………………………………………………………………48

 

Список литературы…………………………………………………………...……………51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любая фирма, вступающая на рынок или планирующая это сделать, прежде всего сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».

Конкуренция - термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает «сталкивание». Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития[1].

Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. Но на определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в «чистом» виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам (нишам) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество. 

Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкурентной среды в предпринимательской деятельности, ее форм и методов.

Задачи исследования:

1. Обосновать содержание понятия «конкуренция».

2. Рассмотреть основные функции и виды конкуренции.

3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.

4. Определить методы конкурентной борьбы.

Объект исследования – основополагающие характеристики конкуренции, конкурентной  среды, как экономического явления. Предмет исследования - определение понятия, форм и методов конкуренции и конкурентной среды.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Элементы конкурентной среды.

1.1.           Сущность и функции конкуренции.

Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер.  Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства[2].

Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования - это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна «санировать» производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия[3].

Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться «на ходу», обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.                 

1.2.           Виды конкуренции.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей  от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Различают четыре рыночных ситуации в зависимости от количества, «удельного веса» на рынке товаропроизводителей и влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая конкуренция относится к свободной (совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия - к монополистической (несовершенной) конкуренции.

В условиях чистой конкуренции существует большое число предприятий, производящих одинаковый продукт (например, рожь, лён). Новые предприятия легко могут войти в отрасль. Поскольку доля каждого конкурентного предприятия в общем объёме предложения товара незначительна, отдельное предприятие не может оказать существенного влияния на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупности спроса и предложения[4].

Чистая монополия предполагает, что в отрасли имеется только один товаропроизводитель, который полностью контролирует объём предложения товара и очень сильно влияет на цены. Проникновение в отрасль дополнительных предприятий заблокировано. Отсутствует дифференциация продукции.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят похожую, но не идентичную продукцию (одежду, книги, строительные материалы). Вхождение в отрасль довольно простое. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами за свою продукцию. Многие производители используют рекламу, торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения покупателей в том, что их продукция лучше, чем продукции конкурентов.

Олигополия отличается небольшим числом продавцов, каждый из которых обладает значительной долей рынка. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигопольной отрасли могут производить однородные (сталь, цемент, алюминий и т.д.) и дифференцированные (автомобили, бытовые электрические приборы, пишущие машинки и т.д. ) продукты. Вступление в олигопольные отрасли затруднено для претендентов.

Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относятся также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Однако как долговременная тенденция идёт смещение «центра тяжести» от ценовой к неценовой форме конкуренции. Неценовые методы конкурентной борьбы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту - это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продаётся одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Научно-технический прогресс создаёт широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В структурном плане можно выделить внутри- и межотраслевую конкуренцию. Оба эти направления получают всё более масштабное развитие, отражая закономерности углубления общественного (и его разновидности - международного) разделения труда, специализации и дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры перелива капитала между отраслями и внутри них.

В соответствии с территориальным охватом обычно выделяют конкуренцию в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задаёт обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки её проявления, посылая ей мощные импульсы для усиления, устанавливая единые «стандарты поведения», которые формируются общемировыми условиями. 

Информация о работе Конкурентная среда