Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа
Выбор местоположения торговой точки является одним из самых важных решений, которое должна принять фирма, работающая в сфере розничной торговли. С одной стороны, местоположение магазина определяет потенциальное количество клиентов и оборот. С другой стороны, в зависимости от места стоимость получения прав на строительство и аренду земли может различаться в несколько раз. Наконец, размещение магазина влияет на его имидж и имидж марки всей торговой сети. Но если арендная плата и стоимость получения прав на строительство известны заранее, то оборот можно только прогнозировать. Поэтому прогнозирование оборота является центральной и наиболее сложной процедурой при выборе местоположения.
введение;
основная часть (выполненные задания);
выводы и предложения;
список литературы;
приложения
Содержание:
Введение
Выбор местоположения торговой точки является одним из самых важных решений, которое должна принять фирма, работающая в сфере розничной торговли. С одной стороны, местоположение магазина определяет потенциальное количество клиентов и оборот. С другой стороны, в зависимости от места стоимость получения прав на строительство и аренду земли может различаться в несколько раз. Наконец, размещение магазина влияет на его имидж и имидж марки всей торговой сети. Но если арендная плата и стоимость получения прав на строительство известны заранее, то оборот можно только прогнозировать. Поэтому прогнозирование оборота является центральной и наиболее сложной процедурой при выборе местоположения.
На выбор местоположение торгового пространства влияет конкуренция. Сегодня вообще невозможно представить рынок товаров, услуг или супермаркетов без конкуренции. Поэтому очень важно проводить исследования и оценивать состояние конкурентной среды рынка в той или иной сфере. В работе проводилось исследование состояния конкурентной среды рынка на примере гипермаркета «Карусель». Конкурентами считаются субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения).
Наряду со специализацией и размером торгового предприятия, а так же конкурентов, на выбор места его дислокации оказывают влияние:
Цель курсовой работы оценка местоположения магазина и его конкурентной среды, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.
Данная тема весьма актуальна. Это связано с тем, что проблеме оптимального размещения торговых предприятий до сих пор уделяется недостаточное внимание. Мало изучены характер и степень влияния на эффективность коммерческой деятельности (и в том числе торговых предприятий) и логистики таких параметров, как размер торгового предприятия, его размещение.
В последние годы произошли существенные положительные изменения в развитии торговли и размещении предприятий этой отрасли, что обусловлено рыночными преобразованиями в России в начале третьего тысячелетия. Проблема размещения розничных торговых предприятий становится все более актуальной, а научно-методический аппарат ее решения - все более востребованным.
Актуальность проблемы развития и размещения предприятий розничной торговли весьма велика. Это объясняется двумя главными причинами:
1. плохо развитой сферой розничной торговли в РФ и ее отставанием от индустриально развитых государств в первые годы рыночных преобразований;
2. высокой степенью влияния таких факторов, как обеспеченность населения торговыми площадями, мощность, специализация и размещение торговых предприятий на качество и эффективность их работы.
При написании курсовых работ были использованы географические карты территорий, городов и их районов с учетом реального размещения потребителей и с помощью экономических расчетов определена наилучшая дислокация торговых предприятий.
Задание 1. Оценить местоположение торгового центра (пространства) и определить различные типы розничных предприятий.
Наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Сладкая жизнь НН» - управляющая компания гипермаркета «Карусель» в Нижнем Новгороде.
Формат магазина – розничная торговая сеть. Название - гипермаркет «Карусель». Группы товаров, реализуемых в магазине - продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента.
Гипермаркет «Карусель» Московское ш., 296а,
Гипермаркет, расположен вдоль дороги с оживленным транспортным потоком, поэтому у него вытянутая форма торгового пространства (прямоугольная).
Структура торгового пространства — это сравнительная способность розничного торговца привлекать потребителей с разных расстояний или из разных потребительских районов.
Размер торгового пространства определяется
в следующей последовательности.
Методом социологического опроса выявляются
факторы привлекательности магазинов,
т.е. респонденты указывают критерии выбора
магазинов для покупки. (см. приложение)
Нами опрос проводился на улицах Канавинского
района (население около 157 тыс.человек)
г. Нижнего Новгорода и поселка Сортировочный
с населением около 2000 человек, который
находится в непосредственной близости
от гипермаркета «Карусель», прежде всего
рассчитывает на покупателей именно из
поселка и как уже говорилось ранее на
покупателей проезжающих мимо магазина,
так как он расположен вдоль шоссе. Выборка
составила 100 человек. Принцип выборки
— случайный. Форма опроса —
анкетирование. Покупателям была представлена
анкета, приведенная в приложении.
Социологический опрос выявил факторы
привлекательности при выборе магазина
для покупателей одного из административных
районов г. Н. Новгорода (см. табл. 1).
Таблица 1
Факторы привлекательности
торговых предприятий
№ п/п |
Фактор |
Коэффициент весомости |
1 |
Уровень цен |
0,2 |
2 |
Широта ассортимента |
0,17 |
3 |
Качество предложенных товаров |
0,15 |
4 |
Культура обслуживания |
0,12 |
5 |
Удобство размещения относительно других объектов (культурно - зрелищных, административных, бытового обслуживания и т.п.) |
0,12 |
6 |
Удобство размещения относительно наличия транспортных сообщений |
0,12 |
7 |
Режим работы |
0,04 |
8 |
Интерьер магазина |
0,04 |
9 |
Посещаемость потребителями |
0,04 |
Сумма |
1 |
Однако указанные
факторы привлекательности
Затем была разработана шкала для оценки
конкурентных преимуществ торговых предприятий по
вышеуказанным факторам (см. табл. 2).
Таблица 2
Шкала оценки преимуществ торгового предприятия
№ п/п |
Оценочная шкала, баллов | |||||
Фактор |
5 (отлично) |
4 (хорошо) |
3 (удовл.) |
2 (неудовл.) |
1 (плохо) | |
1 |
Цена |
Цены низкие (ниже средних) и полностью удовлетворяют потребителей при соответствующем качестве товаров и обслуживания |
Цены средние и полностью удовлетворяют потребителей, соответствуют качеству товаров и обслуживания |
Цены выше средних, но удовлетворяют потребителей при соответствующем качестве товаров и обслуживания |
Цены существенно завышены и не удовлетворяют потребителей |
Цены слишком завышены и не соответствуют качеству товаров и обслуживания |
2 |
Ассортимент |
Очень широкий. Присутствуют все группы и подгруппы товаров. Каждая подгруппа имеет несколько видов и наименований товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции |
Широкий. Присутствуют все группы и подруппы товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции |
Недостаточно широкий. Присутствуют все группы товаров, но не все подгруппы. Продажа сопутствующих товаров ограниченна. Присутствие новых товаров незначительно. Ассортимент недостаточно устойчив |
Узкий. Присутствуют не все группы товаров. Сопутствующие и новые товары отсутствуют. Ассортимент неустойчив |
Очень узкий. Присутствует ограниченное число товарных групп. Сопутствующие и новые товары отсутствуют, Ассортимент неустойчив |
3 |
Качество товаров |
Очень высокое. Органолептические показатели товаров полностью удовлетворяют потребителей. Сроки реализации всегда соответствуют требованиям нормативных документов, соблюдены режимы хранения и правила продажи |
Высокое. Органолептические показатели товаров удовлетворяют потребителей. Соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи |
Невысокое. Органолептические показатели не всегда удовлетворяют потребителей. Соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи |
Низкое. Органолептические показатели товаров очень часто не удовлетворяют потребителей. Не всегда соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи |
Очень низкое. Органолептические показатели товаров не удовлетворяют потребителей. Очень часто не соблюдаются сроки реализации, режимы хранения и правила продажи |
4 |
Культура обслуживания |
Очень высокая. Персонал всегда вежлив и тактичен с покупателями, может дать квалифицированную консультацию. Обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания никогда не допускают очередей |
Высокая. Персонал обычно вежлив и тактичен с покупателями, может дать консультацию о товарах. Обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания обычно не допускают очередей |
Невысокая. Персонал не всегда вежлив и тактичен с покупателями, не всегда может дать консультацию о товаре. Не полностью обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания иногда создают очереди |
Низкая. Персонал не всегда вежлив и тактичен с покупателями, не всегда может дать консультацию о товаре. Не полностью обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. При обслуживании очень часто создаются очереди |
Очень низкая. Персонал не всегда вежлив и тактичен с покупателями, очень часто не может дать консультацию о товаре. Не обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. При обслуживании всегда создаются очереди |
5 |
Удобство размещения относительно других объектов |
Очень удобно. Рядом размещены крупные объекты торгового и бытового обслуживания, крупные культурно - зрелищные объекты городского и районного значения, административные объекты городского и районного значения - (рядом размещены такие объекты локального значения). |
Удобно. Относительно рядом размещены некоторые крупные объекты торгового и бытового обслуживания, а также некоторые другие объекты подобного назначения, культурно - зрелищные объекты городского и районного значения - (рядом могут быть размещены такие объекты локального значения). |
Не очень удобно. Крупные объекты торгового и бытового обслуживания, культурно - зрелищные объекты городского и районного значения, административные объекты районного значения находятся в отдалении. Подобные объекты локального значения размещены относительно рядом |
Неудобно. Крупные объекты торгового и бытового обслуживания, культурно - зрелищные объекты городского и районного значения, административные объекты районного значения значительно отдалены. Отдалены подобные объекты локального значения |
Очень неудобно. Все объекты торгового и бытового обслуживания, культурно - зрелищные и административные объекты размещены очень далеко |
6 |
Удобство размещения относительно транспортной сети |
Очень удобно. Рядом размещены остановки общественного авто- и электротранспорта с наличием большого количества маршрутов; стоянки такси; хорошо организованы подъездные пути и стоянки для личного автотранспорта |
Удобно. Относительно рядом находятся остановки общественного авто- и электротранспорта с большим количеством маршрутов, либо они размещены рядом, но количество маршрутов ограниченно. Относительно рядом есть стоянки такси. Организованы подъездные пути и стоянки для личного автотранспорта |
Не очень удобно. Остановки общественного авто- и электротранспорта с большим количеством маршрутов находятся в отдалении, рядом могут размещаться либо остановки автотранспорта, либо остановки электротранспорта с ограниченным количеством маршрутов. Стоянки такси отдалены. Плохо организованы подъездные пути и стоянки личного автотранспорта |
Неудобно. Остановки общественного авто- и электротранспорта с большим количеством маршрутов значительно отдалены. Остановки с небольшим количеством маршрутов незначительно отдалены. Рядом может проходить какой - либо один маршрут общественного транспорта. Стоянки такси значительно отдалены. Не организованы подъездные пути и стоянки личного автотранспорта |
Очень неудобно. Все остановки общественного транспорта размещены очень далеко. Стоянки такси далеко. Нет подъездных путей и стоянок личного автотранспорта |
7 |
Режим работы |
Очень удобный. Круглосуточно без перерыва на обед |
Удобный. С 8 до 22 часов без перерыва на обед |
Не очень удобный. С 8 до 20 часов, перерыв на обед |
Неудобный. С 8 до 18 часов, перерыв на обед |
Очень неудобный. С 9 до 18 часов, перерыв на обед |
8 |
Интерьер |
Очень уютный. Интерьер магазина создает очень благоприятную атмосферу, способствует правильному выбору и приобретению товаров. Все дизайнерские решения соответствуют требованиям современности (оформление витрин, размещение торгового оборудования, освещение и т.п.) |
Уютный. Интерьер магазина создает благоприятную атмосферу, но не всегда может способствовать правильному выбору и приобретению товаров. Не все дизайнерские решения соответствуют современным требованиям |
Не очень уютный. Создана не очень благоприятная атмосфера для правильного выбора и приобретения товаров. Лишь некоторые дизайнерские решения соответствуют требованиям современности |
Неуютный. Создана неблагоприятная атмосфера для выбора и приобретения товаров. Дизайнерские решения не соответствуют требованиям современности |
Очень неуютный. Создана очень неблагогоприятная атмосфера для выбора и приобретения товаров. Все дизайнерские решения не соответствуют требованиям современности |
9 |
Посещаемость |
Очень часто |
Часто |
Нечасто |
Редко |
Очень редко |
Далее необходимо рассчитать равновозможную точку между конкурирующими розничными центрами.
Для начала нужно определить конкурентоспособность торговых предприятий.
В соответствии с разработанной шкалой оценок вышеуказанным методом социологического опроса определяется конкурентоспособность торговых предприятий. Для этого респонденты оценивают каждый магазин по каждому из факторов привлекательности по пятибалльной шкале. Таким образом получаются оценки, указанные в таблице 3.
Таблица 3
Оценка конкурентоспособности торговых предприятий
Фактор |
Магазины | ||||||||||||
Коэф. весомости |
"Карусель" |
ИП«Продукты» |
киоск«Ольга» |
«Пятерочка» |
«РЖД» |
универсам | |||||||
оценка |
общий балл |
Оценка |
Общий балл |
Оценка |
Общий балл |
Оценка |
Общий балл |
Оценка |
Общий балл |
Оценка |
Общий балл | ||
Уровень цен |
0,2 |
4,5 |
0,9 |
4,5 |
0,9 |
4,2 |
0,84 |
0,9 |
3,8 |
0,76 |
4 |
0,8 | |
Широта ассортимента |
0,17 |
5 |
0,85 |
2,8 |
0,476 |
2,2 |
0,374 |
4 |
0,68 |
4,1 |
0,7 |
3,6 |
0,612 |
Интерьер |
0,12 |
5 |
0,6 |
2,2 |
0,264 |
2,5 |
0,3 |
4,5 |
0,54 |
3,3 |
0,4 |
3,5 |
0,42 |
Качество товаров |
0,15 |
4,5 |
0,675 |
2,3 |
0,345 |
2,2 |
0,33 |
3 |
0,45 |
3,9 |
0,59 |
4,1 |
0,615 |
Культура обслуживания |
0,12 |
4,1 |
0,492 |
3 |
0,36 |
2,2 |
0,264 |
4,1 |
0,492 |
4,1 |
0,49 |
3,1 |
0,372 |
Режим работы |
0,12 |
4,2 |
0,504 |
3 |
0,36 |
2,9 |
0,348 |
4,2 |
0,504 |
3,9 |
0,47 |
3,8 |
0,456 |
Удобство размещения относительно других объектов |
0,04 |
4,8 |
0,192 |
2,2 |
0,088 |
2,5 |
0,1 |
4,8 |
0,192 |
3,3 |
0,13 |
3,5 |
0,14 |
Удобство размещения относительно транспортной сети |
0,04 |
5 |
0,2 |
2,6 |
0,104 |
4,2 |
0,168 |
5 |
0,2 |
3,2 |
0,13 |
3,9 |
0,156 |
Посещаемость |
0,04 |
5 |
0,2 |
2,2 |
0,088 |
2,4 |
0,096 |
4,5 |
0,18 |
1,4 |
0,06 |
1,5 |
0,06 |
Общий оценочный балл |
4,6 |
2,9 |
2,8 |
4,1 |
3,7 |
3,6 |
Информация о работе Оценка местоположения магазина и его конкурентной среды