Основные направления формирования конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Реферат содержит теоретические выкладки относительно достоинства, недостатков, видов, методов и стратегий конкурентной борьбы..

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………стр. 3
1. Теоретические основы формирования конкурентной среды…………………………...стр. 4
2. Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы…………………...стр. 9
3. Достоинства и недостатки конкуренции. Виды конкуренции………………………….стр. 10
4. Методы конкурентной борьбы……………………………………………………………стр. 12
5. Стратегии конкуренции…………………………………………………………………...стр. 14
6. Основные направления развития конкурентной среды…………………………………стр. 15
Заключение……………………………………………………………………………………стр. 16
Список литературы и источников…………………………………………………………...стр. 17

Файлы: 1 файл

реферат_основы рыночной экономики_отправка.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ 

ОДЕССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

 
 
 

Реферат

по дисциплине

«Основы рыночной экономики»

на тему:

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОНКУРЕНТНОЙ  СРЕДЫ» 

слушателя группы № ______

________________________________

Номер зачетной книжки _______ 
 
 

                                                           Проверил -  

Дата  сдачи _____________________ 

  Оценка________________________ 
 
 

ОДЕССА  – 2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………стр. 3 

1. Теоретические основы формирования конкурентной среды…………………………...стр. 4

2. Понятие и  факторы, влияющие на конкурентоспособность  фирмы…………………...стр. 9

3. Достоинства  и недостатки конкуренции. Виды  конкуренции………………………….стр. 10

4. Методы конкурентной борьбы……………………………………………………………стр. 12

5. Стратегии  конкуренции…………………………………………………………………...стр. 14

6. Основные направления  развития конкурентной среды…………………………………стр. 15 

Заключение……………………………………………………………………………………стр. 16 

Список литературы и источников…………………………………………………………...стр. 17

 

     Введение 

     Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед  экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист и маркетолог знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

     В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции  возникает настоятельная необходимость  в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

     Рассмотрение  поведения предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции  и типовых методов конкурентной борьбы представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике с некоторых пор претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) не так давно появились и потому их изучение для нас важно и актуально. Как показала практика, большинство украинских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

 

     1. Теоретические основы формирования конкурентной среды 

     Под конкуренцией обычно понимается соперничество, на каком - либо деловом поприще (в бизнесе) между отдельными юридическими или физическими лицами - конкурентами, заинтересованными в достижении, как правило, одних и тех же целей, иными словами, это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

     С точки зрения фирмы или предприятия  такой целью является максимизация прибыли, рост объемов продаж, и борьба за увеличение объема спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка, причем, как правило, за счет выпуска высококачественного продукта (товаров и услуг) по более низким ценам, чем у конкурента, завоеванием стойких предпочтений у клиентов (потребителей) путем удовлетворения их нужд, потребностей и запросов.

     Основные  условия возникновения  конкуренции:

     1) полная хозяйственная (экономическая)  обособленность каждого товаропроизводителя;

     2) полная зависимость товаропроизводителя  от конъюнктуры рынка;

     3) противостояние всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.

     К концу XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в четырех классических моделях (видах): совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Последние три модели являются несовершенными.

     Итак, перейдем к разъяснению четырех основных видов конкуренции.

     Для чистой конкуренции (совершенная) характерно большое количество фирм и предприятий, реализующих стандартизированную продукцию, контроль над ценой отсутствует, спрос очень эластичный, неценовые методы конкуренции не практикуются, отсутствуют препятствия для организации бизнеса.

     Рынок чистой конкуренции состоит из достаточно большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок. Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене - это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

     На  практике во все времена - чистая конкуренция - явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.

     Для монополистической  конкуренции характерно небольшое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, диапазон контроля цен узкий, используются неценовые методы конкуренции.

     Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить: существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию; невысокие барьеры для вступления в отрасль.

     Для олигополистической конкуренции характерно небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности пост действий предприятий: преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса.

     Олигополия  является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к совершенной или несовершенной конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов.

     Продукция этих организаций может быть фактически одинаковой или значительно дифференцированной. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния. Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней. Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции.

     Для чистой монополии характерно одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный, спрос неэластичный, вход в отрасль для других фирм заблокирован. Чистая монополия характеризуется следующими основными признаками: В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги; продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют; чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.

     Если  по определению чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии  во многом зависит от существования  барьеров для вступления на рынок. Чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних тех же издержках чистый монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

     Ниже  приведена Таблица 1 (Маркетинговая характеристики различных типов рынка) для наглядного представления основных видов конкуренции, их параметров и отличий.

 

     Маркетинговая характеристики различных типов рынка

     Таблица 1

Параметры Совершенная

конкуренция

Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество  фирм производящих продукт Много независимых фирм; нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары/услуги Несколько фирм, производящих товары/услуги Один продукт  и одна фирма
Контроль  над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние ценового лидера Практически полный контроль
Товарная  дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка Существенна для отдельных продуктов, мала для стандартных Нет
Лёгкость  входа Относительный лёгкий вход и выход Относительный лёгкий вход и выход Трудный. Часто  требует больших инвестиций Очень трудный
Пример Рынок ценных бумаг Наиболее распространённый вид конкурентной среды Автомобили, бензин Электроэнергия, газ

Информация о работе Основные направления формирования конкурентной среды