Основные направления формирования конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Реферат содержит теоретические выкладки относительно достоинства, недостатков, видов, методов и стратегий конкурентной борьбы..

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………стр. 3
1. Теоретические основы формирования конкурентной среды…………………………...стр. 4
2. Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы…………………...стр. 9
3. Достоинства и недостатки конкуренции. Виды конкуренции………………………….стр. 10
4. Методы конкурентной борьбы……………………………………………………………стр. 12
5. Стратегии конкуренции…………………………………………………………………...стр. 14
6. Основные направления развития конкурентной среды…………………………………стр. 15
Заключение……………………………………………………………………………………стр. 16
Список литературы и источников…………………………………………………………...стр. 17

Файлы: 1 файл

реферат_основы рыночной экономики_отправка.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Выбор конкурентной стратегии  определяет два главных  момента.

     Первый  момент - структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях различается, так как вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова.

     Второй  - позиция, которую фирма занимает внутри отрасли. Существенное изменение положения в конкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре отрасли или появление новых основ для конкурентного преимущества.

     Конкурентная  стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли в процессе ее изменения.

     В любой отрасли экономики суть стратегии конкуренции определяется пятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров - или услуг-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

     Значение  каждой из пяти сил меняется в каждой из фирм (отрасли) и предопределяет прибыльность фирмы. В фирмах, где действие этих сил сказывается благоприятно, конкуренты могут получать высокую прибыль от вложенного капитала и, наоборот; в фирмах, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.

     Соперничество между конкурентами было и остается умеренным и больше всего зависит не от снижения цен, а от других факторов и, прежде всего от инновации, которая способствует увеличению объема производства.

     Подход  фирмы к конкуренции зависит  от видов предпринимательской деятельности фирмы. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы  выполнения деятельности, внедрением новой техники и технологии или исходных компонентов производства. Для укрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность. В наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.

     В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую:

     Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

     Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только доносят  до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.  

     5. Стратегии конкуренции 

     Для производственного предприятия  имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли:

     1. Предприятие (одно или с несколькими  конкурентами) может завоевать рынок  путем сбыта большого количества  изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.

     2. Изделие и предприятие отличаются  от других конкурентов особыми  свойствами, за которые покупатели  готовы платить. Это может быть  и лучший внешний вид, более  совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д.

     3. Для малых и средних предприятий  в качестве альтернативной стратегии  рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.

     6. Основные направления  развития конкурентной  среды

      

     В настоящее время страна стоит  перед необходимостью упрочения  внутриэкономического положения, обеспечения устойчивого экономического развития, что предполагает определенную корректировку экономических подходов и более активное и скоординированное использование механизмов и рычагов экономической политики, в том числе конкурентной политики. Конкуренция является важнейшим регулятором экономической эффективности и экономического развития, для создания которой предстоит решить важную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике. Конкурентную среду можно определить как совокупность экономических, институционально-правовых и социально-политических условий для развития конкуренции в стране.

     Конкурентная  среда – экономико-правовой порядок, который обеспечивает доминирование рыночного типа экономических связей, свободу предпринимательства, равноправие производителей (покупателей) товаров и услуг, другими словами создает условия для эффективной конкуренции. Таким образом, конкурентная среда представляет собой рамочные условия конкурентных отношений, которые необходимо сначала создать, а затем поддерживать. При отсутствии этих условий невозможно полноценное развитие рыночной экономики, ограничены возможности производственной активности и роста эффективности.

     Состояние основных базовых условий конкуренции  в российской экономике (неразвитость рыночной инфраструктуры, слабость правоприменительной системы, неэффективность судебной защиты, несовершенство законодательной базы, масштабы преступности и коррупции, неисполнение или плохое исполнение принятых законов, низкий уровень деловой этики, отсутствие ясных ориентиров развития отношений власти и бизнеса, политическая и экономическая нестабильность, практика чрезмерного администрирования и незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны органов исполнительной власти всех уровней, необоснованное предоставления льгот отдельным предприятиям, нарушение принципов честной конкуренции при организации государством конкурсов и торгов, неблагоприятный инвестиционный климат, высокое налоговое бремя для бизнеса, неразвитость малого бизнеса как субъектной базы конкурентных отношений, деформированность структуры экономики и др.) свидетельствует о том, что конкурентная среда не развита.

     В Украине все ещё нет конкурентной среды, равных условий конкуренции. 
Заключение 

     Рынок совершенной конкуренции состоит  из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок

     На  рынке с условиями чистой конкуренции  спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что это утверждение по отношению ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все они вмести могут оказать влияние на объём производства, рыночную цену в отрасли производства. На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что конкуренция вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены. Конкурентные стратегии это важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Фирма или предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем либо обитателем ниши. Проводит анализ своих конкурентов и оценивает свои возможности, и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию.

     За  жалобами фирм на нечестную конкуренцию  зачастую скрывается их неконкурентоспособность. Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов - не одно и то же, а скорее противоположности. Этот тезис применим и для частного случая антимонопольной практики - для определения, в каком случае снижение цены означает недобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно. Анализ конкурентоспособности Украины дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне. 
Список литературы и источников 

  1. Интернет-ресурс: http://www.economy.gov.ru .
  2. Интернет-ресурс: http://www.bibliotekar.ru/ (раздел: Конкуренция в коммерческой деятельности).
  3. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб. для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.- 203 с.
  4. Бараненко С.П., Шеметов В.В.: Стратегическая устойчивость предприятия. - М.: Центрополиграф, 2004 г. - 493 с.
  5. Бородина Е.И. Финансы предприятия - М.:ЮНИТИ, 2005 г. - 257 с.
  6. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М., Прасолова В.П.- Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 г. - 367с.
  7. Журнал «Экономист» - № 10, 2008 г.
  8. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 336с.
  9. Котлер Ф. - Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер, 2007 - 752 с.
  10. Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. - 2-е издание - М.: Пищепромиздат, 2006 г. - 216 с.
  11. Риполь-Сарагоси Ф.Б., Рагрин В.Н. «Основы финансового анализа»: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Рост. гос. Строит. ун-т, 2005. - 112 с.
  12. Семенов В. М., Баев И. А., Терехова С. А. и др. Экономика предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 184с.
  13. Чайникова Н.Л., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие. - Тамбов. 2007 г., 188 с.

Информация о работе Основные направления формирования конкурентной среды