Конкурентная среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Любая фирма, вступающая на рынок или планирующая это сделать, прежде всего сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Элементы конкурентной среды………………………………………………..…5
1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………………………5
1.2. Виды конкуренции…………………………………………………………………..6
1.3. Объекты конкуренции (товары, услуги).…………………………………………..9
1.4. Субъекты конкуренции (предприятия)……………………………………………10
Глава 2. Механизм конкурентной борьбы………………………………………………..14
2.1. Стратегии конкурентной борьбы…………………………………………………….14
2.2. Персонал как активный элемент конкурентной борьбы……………………………22
Глава 3. Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке……………...29
3.1. Приемы и методы конкурентоспособности…………………………………………29
3.2. Рейтинги конкурентоспособности…………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………...……………51

Файлы: 1 файл

курсовая конкурентная среда.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

В соответствии с поведением участников (субъектов) рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим направлениям: «товаропроизводитель-товаропроизводитель», «покупатель-покупатель», «покупатель-товаропроизводитель».

Имея в виду конкуренцию по указанным направлениям, следует отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты - постоянное совершенствование существующих и появление новых, всё более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, ’’вымывание’’ неэффективных товаропроизводителей и производств, а в конечном счёте динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение её эффективности и конкурентоспособности.

Напротив, борьба между покупателями за товар, если она носит долговременный характер, не даёт положительных экономических результатов и свидетельствует о подавляющем господстве монополий и сверхмонополий в производстве и на рынке. Такого рода конкуренция существует в условиях дефицитного рынка, который лишён возможности оказывать реальное влияние на производственную, сбытовую, ценовую политику монополий, осуществляющую её в такой ситуации исходя исключительно из своих эгоистичных интересов.    

1.3.           Объекты конкуренции (товары, услуги).

Привлечь потребителя можно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперниками по удовлетворению нужд потребителя, Если товар вашей фирмы таков, то вы производите конкурентоспособный товар. Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью. Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности[5].

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально - организационных.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала.

Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально - организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Как повысить конкурентоспособность товара[6]?

Рост конкурентоспособности товара может быть связан с:

• совершенствованием применяемых материалов, технологии, организации производства управления;

• созданием принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей;

• улучшением существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;

• улучшением всей совокупности условий потребления и дальнейшего использования товара потребителем.

1.4.           Субъекты конкуренции (предприятия)

Конкуренция - это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Рынок стимулирует предприятия к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды. Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.

Понятием, противоположным конкуренции, является монополия. В условиях монополии на рынке имеются только один продавец и множество покупателей. Являясь единственным производителем данного товара, монополист назначает за этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные издержки, так как относительно меньше потребителей смогут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто покупает этот товар, будут платить за него больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста меньше предложений.

Отметим также, что монополист как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначать ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. В соответствии с характером кривой рыночного спроса чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот; при этом монополист устанавливает цену товара и определяет объем его производства и продажи.

В классической экономической литературе (в частности, в трудах Адама Смита) существует термин «невидимая рука». Суть его действия в том, что предприятия-изготовители и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно, как бы направляемые «невидимой, рукой», способствуют обеспечению государственных, общественных интересов. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Вместе с тем, такое использование ресурсов отвечает и интересам общества. В итоге концепция «невидимой руки» приводит к тому, что если предприятия максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.

Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они противостоять крупным предприятиям? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.

Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены, как на риск. Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через семь-десять лет. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств начисто лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.

В противоположность крупным компаниям малые фирмы действуют по принципу «ориентации на нужды». Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового является, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах.

Малые фирмы умеют мыслить перспективно. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.

Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Помимо того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.

Надо отметить также, что мелкие фирмы «терпимы к хаосу», что совсем или почти невозможно для традиционной крупной компании. Вместе с тем, надо иметь в виду, что инновации — это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, рывками то вверх, то в стороны.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм конкурентной борьбы.

2.1. Стратегия конкурентной борьбы.

Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях»[8].

Выбор маркетологами компании конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:

1.                  Конкурентной позицией фирмы (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши)

2.                  Стратегической задачей (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу)

3.                  Рыночной ситуацией (Находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости)

Далее рассмотрим конкурентные стратегии для самых разных ситуаций.

Выделяют четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой[9]:

1.                  стратегии лидера рынка

2.                  стратегии претендента на лидерство

3.                  стратегии последователя

4.                  стратегии обитателя ниши (нишера)

Стратегии лидера.

Фирма – лидер - это фирма, которая занимает большую долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик. Такие компании, обычно, подают пример своим конкурентам, устанавливая и изменяя ценовую политику, расширяя долю рынка и т.д. (Лукойл, Газпром, Coca-cola,IBM, Xerox и другие…)

Но для того, чтобы упрочить свое положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлечению новых потребителей, нахождению новых способов потребления и применения продукции. И чтобы уверенно доминировать - фирма должна находить способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных и оборонительных действий, и попытаться расширить свою долю рынка.

Чтобы всего этого достичь фирма следует следующим стратегиям. При расширении рынка, как правило, победу одерживает лидер. Реализовать эту стратегию он может следующими способами:

Информация о работе Конкурентная среда