Конкурентная среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Любая фирма, вступающая на рынок или планирующая это сделать, прежде всего сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Элементы конкурентной среды………………………………………………..…5
1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………………………5
1.2. Виды конкуренции…………………………………………………………………..6
1.3. Объекты конкуренции (товары, услуги).…………………………………………..9
1.4. Субъекты конкуренции (предприятия)……………………………………………10
Глава 2. Механизм конкурентной борьбы………………………………………………..14
2.1. Стратегии конкурентной борьбы…………………………………………………….14
2.2. Персонал как активный элемент конкурентной борьбы……………………………22
Глава 3. Оценка конкурентоспособности и роли предприятия на рынке……………...29
3.1. Приемы и методы конкурентоспособности…………………………………………29
3.2. Рейтинги конкурентоспособности…………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………...……………51

Файлы: 1 файл

курсовая конкурентная среда.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

5. ТНК-BP 627 млрд рублей.

Союз британского льва и русского медведя в ТНК-BP оказался на удивление прочным. Мало кто верил в момент слияния, что они смогут ужиться друг с другом. Ведь объединение российских активов BP с ТНК проходило по рискованной схеме 50:50, когда ни у одной из сторон нет контрольного пакета. Казалось, что сделка обречена на провал: одним из партнеров англичан стала «Альфа-групп», известная своими рейдерскими замашками. Но союз крепчал, стороны ни разу не высказывали своего недовольства сделкой. Может, одна из причин тому — усилившееся давление со стороны государства. Не до споров, когда налоговая инспекция предъявляет многомиллиардные претензии, а Министерство природных ресурсов грозится отозвать лицензии на основные месторождения. Но ничто не мешает ТНК-BP нормально развиваться. Компания прошла через реструктуризацию, в результате которой дочерние компании перешли на баланс или присоединились к «ТНК-ВР Холдинг». В итоге центр прибыли переместился из офшоров в Россию. А акции компании стали торговаться на бирже, так как 5% «ТНК-ВР Холдинг» в результате консолидации оказались в руках миноритариев. Неудачи преследуют русско-британское СП лишь в области добычи газа, в частности на Ковыктинском месторождении. Сложно частной компании тягаться с «Газпромом».

6. РОСНЕФТЬ 500 млрд рублей.

Выручка нефтяной компании всего за год выросла более чем в три раза: со 130 млрд до 500 млрд рублей. Секрет эффективности в том, что госкомпания купила «Юганскнефтегаз» — основной добывающий актив опального «Юкоса», отобранный государством за долги. И отдала за него всего $9,35 млрд — как минимум вдвое меньше реальной цены. Лоббистские возможности «Роснефти» по достоинству оценили инвесторы во время IPO, прошедшего летом 2006 года. Капитализация компании превысила стоимость «Лукойла», у которого выручка за 2005 год почти втрое выше. По-видимому, столько стоит личный контакт топ-менеджмента с Владимиром Путиным. «Роснефть» размещала свои акции не только на бирже, но и среди населения, в основном через Сбербанк: 115 тыс. человек купили акций на $750,5 млн. Для компании IPO было крайне удачным, она продала бумаги по $7,55 рядом с верхней границей заявленного ценового диапазона в $5,58-7,85. А население прогадало: с самого момента размещения котировки акций «Роснефти» топчутся на месте.

7. СУРГУТНЕФТЕГАЗ 446 млрд рублей.

«Сургутнефтегаз» нашел применение для собранных $11 млрд. Часть из них компания собирается направить на проекты в Восточной Сибири. Разрабатывать тамошние недра компания намерена исключительно за счет собственных средств. Нефть планируется поставлять по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан в Китай и Японию. Деньги «Сургута» стали привлекать слишком много внимания. Начались брожения даже среди собственных рабочих, которые устроили пятитысячный митинг с требованиями о повышении зарплат и улучшении социального пакета. Весь 2009 год участники рынка сватали «Сургутнефтегаз» то «Роснефти», то «Газпрому». Первой пригодились бы деньги «Сургута» для погашения огромной задолженности. А «Газпром», энергично развивающий нефтяное направление, мог увеличить более чем в два раза свою добычу «черного золота». Все дело в уязвимой структуре собственности «Сургутнефтегаза». 62% акций компании принадлежат ее же «дочкам». Компанию контролирует менеджмент, и, чтобы перехватить управление, достаточно сменить руководство. Например, так поступил «Рособоронэкспорт» на «Автовазе». Но гендиректор «Сургута» Владимир Богданов постоянно опровергает слухи о продаже.

8. СБЕРБАНК 312 млрд рублей.

Крупнейший банк страны второй год уверенно держит восьмое место по выручке в рейтинге «Ф.». 2009 год был благоприятным для банка: активы выросли почти на треть, чистая прибыль — на 262%. Основа благополучия — лояльное отношение населения, отдавшего банку половину всего рынка депозитов. Вкладчики «Сбера» даже не догадываются о том, что в частном кредитном учреждении вклад принесет больше денег при тех же рисках — ведь уже больше двух лет в России действует система страхования вкладов. Невзирая на ужасный сервис, люди по привычке идут в Сбербанк оплачивать телефонные и коммунальные счета. По-видимому, монополист может не опасаться конкуренции, пока в Россию не будут допущены филиалы иностранных банков. Осторожный подход к оценке заемщиков заставил Сбербанк уйти от экспресс-кредитования в магазинах. Он счел риски слишком высокими, а их компенсацию за счет увеличения ставок — неправильной с точки зрения имиджа. Для инвесторов акции Сбербанка остаются практически единственной возможностью для вложений в российский финансовый сектор. Благодаря этому с начала 2005 года стоимость «Сбера» увеличилась более чем в четыре раза — до $41 млрд. Инвесторов не беспокоят слишком быстрый рост расходов на персонал и увеличение численности сотрудников.

9. СЕВЕРСТАЛЬ 226 млрд рублей.

«Северсталь» едва не стала иностранной. В конце мая 2006 года она рассказала о том, что Алексей Мордашов (№ 10 в рейтинге миллиардеров «Ф.») готов отдать 87% собственных акций компании и $1,6 млрд в обмен на 32,2% (а затем 25%) Arcelor. Появившийся концерн стал бы крупнейшим в мире с объемом производства 70 млн тонн и выручкой в 46 млрд евро. В тот момент Arcelor сопротивлялась недружественному поглощению со стороны индийского предпринимателя Лакшми Миттала и его компании Mittal Steel. Алексей Мордашов выступил в роли рыцаря-спасителя на белом коне. Но в результате индиец улучшил предложение о выкупе и переиграл «Северсталь». Российскому миллиардеру пришлось довольствоваться 140 млн евро отступных. Правда, и такую неудачу бизнесмен собирается использовать на полную катушку. Известность, полученную в ходе борьбы с Лакшми Митталом, «Северсталь» собирается капитализировать в ходе размещения до 25% акций на Лондонской фондовой бирже. Невольно возникает ощущение, что именно с целью PR и немного подзаработать Алексей Мордашов влез в противостояние между Arcelor и Mittal Steel. Ведь консолидация горнорудных активов на балансе «Северстали» стартовала в начале 2006 года, когда Mittal Steel еще не сделала предложения акционерам Arcelor.

10. АФК СИСТЕМА 215 млрд рублей.

Многопрофильная корпорация перестала быть несырьевой: в 2008 году «Система» инвестировала почти $600 млн в покупку блок-пакетов акций предприятий башкирского ТЭКа. Основной владелец АФК Владимир Евтушенков не смог найти иного применения $1,35 млрд, вырученным от продажи 19% акций на Лондонской фондовой бирже. Весь 2008 год неудачи преследовали сотового оператора МТС — основной актив «Системы». Он развивался гораздо хуже своих основных конкурентов и даже сократил долю рынка по выручке. Спасти положение должны реструктуризации компания, смена менеджмента и ребрэндинг. Старый символ заменило белое яйцо в красном квадрате. Такие же овоиды, но в рамках другого цвета получили основные телекоммуникационные подразделения «Системы». Ощутимых результатов яйца пока не принесли. Кстати, АФК нашла цель своего существования: провести IPO всех «дочек», причем на зарубежных площадках. Уже продал свои акции в Лондоне «Комстар-ОТС». В начале 2009 года состоится размещение девелоперского подразделения «Система-Галс» и концерна «Ситроникс», который АФК гордо называет своим высокотехнологичным подразделением. Он действительно не только выпускает чайники и утюги, но еще производит микросхемы и занимается системной интеграцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции[21].

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства[22].

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция - это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рыке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция содержит в себе самой противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явление, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведет к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстает от требований рынка. На определенном этапе этот процесс обусловливает появление монополий. Диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя самое в чистом виде и переходит в свою противоположность - монополию. Монополия сдерживается в определенных границах во многих странах с рыночной экономикой благодаря антимонопольному законодательству.

И, тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой даже и слабые фирмы. Ключ к вопросу, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Нельзя свести конкуренцию к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, и каждый из них имеет свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам (“нишам”) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону их снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Сложность, многогранность конкуренции как экономического явления находят отражение в многообразии форм и методов ее проявления. Классификация конкуренции как объекта исследования находится в прямой зависимости от методологических принципов, положенных в ее основу. В данном случае остановимся лишь на некоторых принципиальных аспектах этой проблемы.

В соответствии с поведением участников рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим основным направлениям: товаропроизводитель - товаропроизводитель, покупатель - покупатель, покупатель - товаропроизводитель. Имея в виду проявление конкуренции по указанным направлениям, следует со всей определенностью отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно эта составляющая является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты - постоянное совершенствование существующих и появление новых, все более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, вымывание неэффективных товаропроизводителей и производств, а, в конечном счете, динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

Таким образом, конкуренция в рыночной экономике, играет заметную роль в экономическом развитии, сохраняет важнейшее место в рыночном механизме. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, вымывают неэффективные звенья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.        "Конкурентная борьба" (интервью с А. Рыжковой, генеральным директором компании "3R Recruitment Company" и Т. Меньшовой, внештатным консультантом этой компании, экспертом по психодиагностике и соционике) // Управление персоналом. N 4. 2007.

2.        Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. С. 90.

3.        Большой экономический  словарь.  М., 1994.

4.        Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 122.

5.        Галкина О. Оценка конкурентоспособности товара. М., 2007. С. 76.

6.        Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. 2009. № 11. С. 7.

7.        Каплан Р.С, Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2008. С. 312.

8.        Коробков A. The Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления - экономические стратегии // Экономические стратегии. 2008. N 3. С. 50.

9.        Королев С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень. N 6. 2007. С. 54.

10.   Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: 2005. С. 345.

11.   Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 2008. С. 241.

12.   Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М., 1999. С. 123.

13.   Москаленко С.В. Стратегические направления в развитии конкурентоспособности фирмы. М., 2006. С. 66.

14.   Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. Питер, 2001. С. 404.

15.   Пикулин А.В. Система государственного управления. М., 2008. С. 122.

16.   Раздорский О.С.  Оценка и повышение конкурентоспособности товаров. Самара, 2009. С. 116.

17.   Стариков В.И. Фондовый рынок. Учебное пособие. М., 2008. С. 90.

Информация о работе Конкурентная среда