Адаптация конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 05:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что внешняя среда является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Качественное, результативное ведение бизнеса подразумевает способность предприятия оперативно приспосабливаться к любым изменениям внешней среды, а также эффективно реагировать на них с учетом собственных целей.

В настоящее время, внешняя среда, как в России, так и во всем мире, характеризуется особенной нестабильностью и непредсказуемостью.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Направления влияния внешней среды на деятельность предприятия……………………………………………………………..4
2. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Конкурентные преимущества предприятия…………………………..…10
3. Влияние уровня конкуренции в отрасли на деятельность предприятия……………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕкккккккк.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Направления влияния внешней среды на деятельность    предприятия……………………………………………………………..4

    2. Анализ  сильных и слабых сторон деятельности  предприятия.      Конкурентные преимущества предприятия…………………………..…10

    3. Влияние  уровня конкуренции в отрасли  на деятельность   предприятия……………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях высокого уровня нестабильности внешней среды и ужесточения конкурентной борьбы, предприятия должны разрабатывать такую долгосрочную стратегию деятельности, которая позволила бы им отслеживать изменения, происходящие в их окружении, и адекватно на них реагировать. В связи с этим особую значимость приобретает необходимость выработки и принятия управленческих решений, которые обеспечивали бы адаптацию предприятия к нестабильным, быстро меняющимся условиям функционирования. Ускорение темпов изменений в окружающей среде, усиление воздействия ряда ее факторов, изменение позиции потребителя и появление у него новых запросов, возрастание конкуренции, обусловленной ограниченностью ресурсов, а также многие другие причины привели к резкому возрастанию роли стратегического управления в общей системе управления предприятием. В свою очередь, адекватность и результативность стратегических управленческих решений напрямую зависит от учета влияния факторов внешней среды, воздействующих на предприятие.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что внешняя среда является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Качественное, результативное ведение бизнеса подразумевает способность предприятия оперативно приспосабливаться к любым изменениям внешней среды, а также эффективно реагировать на них с учетом собственных целей.

     В настоящее время, внешняя среда, как в России, так и во всем мире, характеризуется особенной  нестабильностью и непредсказуемостью.

     Предприятие должно отслеживать все тенденции  на рынке, а также корректировать (развивать, внедрять, ликвидировать) направления в зависимости от их необходимости после ожидаемых изменений внешней среды. Разумеется, существует риск неправильного прогноза изменений, который предприятие должно стремиться минимизировать при более серьезном подходе к анализу факторов внешней среды.

  1. Направления влияния внешней  среды на деятельность предприятия
 

     Внешняя среда оказывает важное влияние на деятельность любого предприятия. Направления влияния можно разделить на прямое воздействие и косвенное воздействие.

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

     При рассмотрении влияния на организацию  внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия:

     – поставщиков;

     – законов и государственных органов;

     – потребителей;

     – конкурентов.

     Рассмотрим  каждый из этих факторов среды прямого  воздействия.

     Поставщики

     Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ее материалами, оборудованием, энергией; капиталом; рабочей силой – один из ярких примеров прямого воздействия внешней среды на деятельность организации. Поставщики – очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций. Примеры: требования зарубежных поставщиков вынуждают российские автомобильные компании сертифицировать свои системы качества.

     Поставщиком энергии в основном является государство (монополист), что лишает организации возможности выбора другого партнера.

     Поставщики  материалов – чрезвычайно важный фактор для автосборщиков, для магазинов  розничной торговли и т.п. Разработаны  специальные методы обеспечения  качества поставок при минимальных затратах: точно-во-время, канбан и др.

     Поставщики  капитала (инвестиций) – банки; государство (через государственный заказ); акционеры  также оказывают ощутимое влияние  на деятельность организации. Чем лучше  работает фирма, тем легче ей получить кредит, государственный заказ и наоборот.

     Поставщики  трудовых ресурсов чрезвычайно важны  для любой организации. Любой  организации нужно адекватное обеспечение  рабочей силой нужных специальностей и квалификации для реализации своих  целей. Без соответствующего персонала прочие факторы теряют смысл. Основная проблема организаций – отбор кадров, поддержка талантливых менеджеров. Пример: объявления о найме на работу, как правило, содержат условие о наличии стажа работы. Цена ошибки некоторых специалистов сопоставима с жизнеспособностью организации Пример: ошибки в маркетинге, в оценке емкости рынка; ошибки главного бухгалтера, юриста и т.п.

     Законы  и государственные органы

     Деятельность  организации подпадает под множество  правовых ограничений, которые устанавливает  государство через законы: она имеет определенный статус – ОАО, ГУП, ООО, ЧП и т.п.; она действует в соответствии с налоговым законодательством. Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Например, таких, как Законы об охране окружающей среды; Законы о труде; Закон о защите прав потребителя и т.п.

     Состояние законодательства часто характеризуется  не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью, а иногда и противоречивостью.

     Помимо  прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов – Госкомимущество, Госстандарт, Санэпиднадзор, пенсионный фонд и многих других.

     Дополнительно усложняют деятельность организации  постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и т.п.

     Чтобы оценить значимость этого фактора, достаточно представить, что организация  ведет дела в разных государствах.

     Потребители

     По  мнению многих специалистов в области  менеджмента, единственно подлинная  цель бизнеса – создавать потребителя. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства – оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и т.п. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.

     Конкуренты

     Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации понимает, что если не удовлетворять нужды потребителя лучше конкурентов, долго на рынке товаров или услуг не удержаться. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды – трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

     Однако, есть примеры и взаимодействия конкурентов. Так для защиты американского  рынка от Японии три конкурирующие  автомобильные американские компании – Дженерал Моторс, Форд, Крайслер – разработали стандарт, устанавливающий единые требования к системам качества своих поставщиков .

     Внешняя среда косвенного воздействия

     Факторы внешней среды косвенного воздействия  обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

     Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и т.п.), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них – технологии (в широком смысле – как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы.

     Технология 

     Технология (как состояние научно-технического прогресса) – одновременно внутренняя переменная и внешний фактор, имеющий большое значение для организации. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации. Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и т.п. Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.

     Состояние экономики

     Руководство организации должно уметь оценивать влияние общих изменений экономики. Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и т.п. То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.

     Социально-культурные факторы

     Любая организация функционирует по меньшей  мере в одной культур-ной среде. Поэтому социально-культурные факторы  этой среды, в числе которых –  установки, жизненные ценности, национальные традиции населения и т.п. – влияют на организацию. Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:

     - в США этичный бизнес, это бизнес  без взяток, без фаворитов, без  использования слухов, порочащих  конкурентов;

     - во многих странах до сих  пор действует стереотип, дискриминирующий  женщин при приеме их на работу; при продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;

     - при производстве одежды и  обуви многие организации используют  честолюбие определенных слоев  населения, готовых платить дороже за продукцию престижных фирм, – им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе;

     - представления основной массы  населения о "культурном обслуживании" влияет на работу магазинов,  кафе, ресторанов.

     В целях успешного функционирования организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

     Политические  факторы

     Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.

     Для многих организаций важно, как административные, законодательные, судебные органы относятся  к бизнесу. Важно также спрогнозировать  действия правительства в части  налогообложения, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен  и зарплаты и т.п.

Информация о работе Адаптация конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды