Рынок банковских услуг и его развития в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рынка банковских услуг и его развития в Казахстане.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и классификацию банковских услуг;
проанализировать современное состояние рынка банковских услуг в нашей стране;
выявить проблемы и перспективы развития рынка банковских услуг в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

Рынок банковских услуг.docx

— 166.20 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения  шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении  капиталов, существенно повышают общую  эффективность производства, способствуют росту производительности общественного  труда.

Высокий уровень роста  кредитования в Казахстане, характерный  для предыдущих периодов, сменился более умеренными темпами, что в  свою очередь не могло не повлиять на уровень развития финансовых отношений  в стране. Ужесточившиеся условия  по фондированию на внешних рынках привели в свою очередь к ответным мерам и в отношении внутренних потребителей услуг финансового  сектора в виде ужесточения условий  кредитования со стороны банков и  повышения ими процентных ставок. Изменение стандартов кредитования в сторону ужесточения привело  к снижению кредитной активности финансового сектора.

Сложившиеся сложные условия  для казахстанской банковской системы  создают новые возможности и  вызовы по определению их основных факторов роста в перспективе. Это  в первую очередь должно коснуться  таких направлений развития, как  дальнейшая диверсификация ресурсной  базы, совершенствование систем управления риск-менеджмента и повышения  качества управления на основе международных  принципов корпоративного управления.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг  своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных  и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими  структурами (лизинг, факторинг, траст  и т.д.).

В целом на сегодняшний  день коммерческие банки являются наиболее интенсивно развивающимся звеном банковской системы, они быстро наращивают темпы  активных и пассивных операций, постоянно  проводят политику кредитной экспансии, способствуют развитию прогрессивных  структур в экономике. Немаловажную роль играют коммерческие банки и  в обслуживании иностранных инвестиций, включая кредитно-финансовое обслуживание совместных предприятий.

На практике коммерческие банки играют пока заметную роль только на рынке краткосрочных кредитных  операций. Предоставление долгосрочных кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов практически  большинством банков либо не осуществляются, либо осуществляются в незначительных масштабах.

Банки второго уровня предоставляют  населению различные услуги. Услуга - это вид деятельности, работ, в  процессе выполнения которых не создается  новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже  имеющегося, созданного продукта. К  числу услуг относятся привлечение  средств во вклады и депозиты и  кредитование населения.

Предоставление услуг  населению и их совершенствование  является актуальной проблемой не только для казахстанских банков, но и  для многих зарубежных банков. Исходя из чего, тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение рынка банковских услуг и его развития в Казахстане.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность и классификацию банковских услуг;
  • проанализировать современное состояние рынка банковских услуг в нашей стране;
  • выявить проблемы и перспективы развития рынка банковских услуг в Республике Казахстан.

Методологической и теоретической  основой выполнения данной работы послужили  законодательные и нормативные  акты Республики Казахстан, научные  труды отечественных и зарубежных ученых, а также нормативно-правовые акты Национального банка Республики Казахстан.

 

1 Экономическая сущность и особенности рынка банковских услуг

 

 

    1. Понятие и классификация банковских услуг

 

 

Банки являются одним из центральных звеньев современной  экономики. Развитие их деятельности - необходимое условие создания рыночного  механизма. Деятельность банков очень  многообразна. В современном обществе они выполняют самые разнообразные  операции. Выполняя свои функции, банк производит различные операции, связанные  с привлечением и размещением  денежных средств, осуществляет платежи  между предприятиями, хранение ценных бумаг.

Юридическое толкование сущности банка производно. Оно должно опираться  на экономическую основу деятельности банка. В строгом юридическом  смысле в Законе "О банках и  банковской деятельности в Республике Казахстан" банк определен как  юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с законодательством правомочно осуществлять банковскую деятельность [1].

С юридической точки зрения банк определен как юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с законодательством  правомочно осуществлять банковскую деятельность.

Можно сказать, что сущность банков в аккумуляции капитала, не участвующего в производственном процессе и приложение данного капитала к  труду, делу с целью создания новых  благ и услуг. Это означает, что  банки являются посредниками между  производителем и потребителем, при  этом они участвуют в двухстороннем  обмене. Наглядно это можно продемонстрировать в виде рисунка 1 [2].

 

Рисунок 1. Взаимодействие банка с посредниками и производителями

 

Приведенная на рисунке 1 схема  отражает основной вид банковской деятельности, связанный с привлечением денежных средств и размещением их на условиях платности, срочности и возвратности. Но банк является универсальным предприятием и оказывает широкий спектр финансовых услуг, схема взаимодействия банка и клиентов наглядно представлена в виде рисунка 2.


Рисунок 2. Схема взаимодействия банка и клиентов

 

Банковская услуга – это  результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).

Банковские услуги разнообразны и реализуются при проведении банковских операций. Законом Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" определен перечень банковских операций, выполняемых банками второго уровня [1].

Виды банковских услуг  коммерческих банков Республики Казахстан представлены в Приложении А.

Одной из важнейших услуг  банка является предоставление услуг  населению по привлечению средств  в депозиты. Значимость данной банковской услуги заключается в формировании ресурсов банка. Ресурсы банка формируются  за счет собственных, привлеченных и  эмитированных средств.

Кредитные (ссудные) услуги - услуги по предоставлению (выдаче) средств  заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные  с покупкой (учетом) векселей либо принятием  векселей в залог, представляют собой  учетные (учетно-ссудные) операции. Расчетные  операции - банковские услуги по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами.

Кассовые услуги - банковские услуги по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко эти  услуги можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах банка и счетах клиентов коммерческого  банка.

Инвестиционные услуги - банковские услуги по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также  размешенные в виде срочных вкладов  в других кредитных организациях.

Комиссионные, посреднические услуги - операции, выполняемые банками  по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами [3].

Инкассация, как один из видов  банковских услуг, представляет собой  сбор в кассах предприятий, организаций  и учреждений наличных денег и  ценностей и доставку их в финансово - кредитные учреждения.

В последние годы стали  распространенными такие банковские услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг - это сдача в аренду предметов  длительного пользования. Практикуются: оперативный лизинг, при котором  договор аренды заключается на короткий срок (3 - 5 лет) и может быть расторгнут арендатором в любое время; лизинг недвижимости, финансирующий лизинг.

В операции факторинг участвуют: первоначальный кредитор и должник, получающий от клиента товары с отсрочкой  платежа. Факторинговая компания покупает требования у первоначального кредитора  и в последующем сама получает платежи по ним.

Трастовые услуги - операции по управлению собственностью, другими  активами, принадлежащими клиенту. Трастовые  услуги частным лицам бывают завещательные и прижизненные [4].

Таким образом, современные  банки оказывают населению различные  виды услуг. Законом Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" определен  перечень банковских услуг, выполняемых  банками второго уровня. Банковские услуги разнообразны и реализуются  при проведении банковских операций. Банковские услуги способствуют формированию ресурсной базы банка и проведению ими операций по размещению собственных  и привлеченных средств с целью  получения прибыли [1].

 

 

    1. Принципы формирования портфеля банковских услуг

 

 

Принципы формирования портфеля банковских услуг основаны на управлении активными и пассивными операциями банка.

Сегодня в мировой практике банки рассматривают свои портфели банковских услуг как единое целое, которое определяет роль совокупного  портфеля банка в достижении общих  целей - высокой прибыли и приемлемого  уровня ликвидности. Совместное управление активами и пассивами дает банку  инструмент защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, а также средства для формирования портфелей активов, которые способствуют реализации целей банка.

Суть управления портфелем  банковских услуг заключается в  формировании стратегии и осуществлении  мероприятий, которые приводят структуру  баланса банка в соответствие с его стратегическими программами. Обычно основной целью управления активами и пассивами также является максимизация или по меньшей мере стабилизация величины прибыли при приемлемом уровне ликвидности (риска). Главной задачей интегрированного, или сбалансированного, перехода в управлении банковскими услугами является координирование решений в отношении активов и пассивов применительно к конкретному банку для достижения основных целей его деятельности [5].

Активные услуги банка  составляют существенную и определяющую часть его операций. Актив баланса  характеризует состав, размещение и  целевое использование средств  банка. Он показывает, во что вложены  финансовые ресурсы, каково назначение имеющихся в наличии хозяйственных  средств. Возможна иная, более глубокая интерпретация сущности актива баланса: актив указывает на величину затрат, сложившихся в результате предшествующих финансовых операций и необходимых  для получения доходов в будущем.

Пассивные операции банка  направлены на формирование капитала. Значительная доля активов банка  финансируется вкладчиками. Поэтому  главной функцией акционерного капитала банка и приравненных к нему средств  является защита интересов вкладчиков. Защитная функция собственного капитала означает возможность выплаты компенсации  вкладчикам в случае ликвидации банка. Собственный капитал позволяет  сохранять платежеспособность банка  путем создания резерва активов, позволяющих банку функционировать, несмотря на угрозу появления убытков [6].

Законом Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" определено, что собственный капитал банка - это стоимость активов банка  за вычетом суммы его обязательств, где стоимость активов рассчитывается путем вычета из первоначальной стоимости  активов банка суммы необходимых  резервов (провизий) по выданным ссудам и другим активам. Собственный капитал  определяется расчетным путем и  включает специально создаваемые фонды  и резервы для обеспечения  стабильной деятельности и ликвидности  баланса, которые находятся в  его распоряжении весь период функционирования [1].

При увеличении стоимости  ресурсов банковская маржа сократится, прибыль снизится и в результате банку будет необходим поиск  более выгодных сфер вложения капитала для того, чтобы поправить дела банка. Необходима четкая координация  всех сфер банковской деятельности. Таким  образом, если анализ пассива есть анализ ресурсов банка, то анализ актива есть анализ направлений использования  этих ресурсов: на какие цели в каком  объеме, на какой срок и кому они предоставляются [7].

Ликвидность для коммерческого  банка выступает как способность  банка обеспечить своевременное  выполнение в денежной форме своих  обязательств по пассиву. Ликвидность  банка определяется сбалансированностью  активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размещенных  активов и привлеченных банком пассивов. Банк считается ликвидным, если средства актива позволяют быстрой их реализацией погасить срочные долговые обязательства по пассиву.

Информация о работе Рынок банковских услуг и его развития в Казахстане