Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является определение путей повышения конкурентоспособности производственно-ремонтного предприятия ООО «Хаб Тех Комплект».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических основ конкуренции в целом и конкурентоспособности предприятия;
провести сравнительный анализ конкурентов исследуемого предприятия;
оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Оглавление

Введение
1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого успеха
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методика сравнительного анализа конкурентов
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Хаб Тех Комплект»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Сравнительный анализ конкурентов
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
3 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Хаб Тех Комплект»
3.1 Предложения по совершенствованию коммуникативной политики
предприятия
3.2 Предложения по совершенствованию кадровой политики предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

      -крупные  фирмы-покупатели продукции данной  компании;

      -крупные  поставщики материалов, сырья и  оборудования для данной компании;

      -мелкие  фирмы, которые в результате  поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке. 

      В качестве источников информации о конкурирующих  фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно  с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций. 

         С точки зрения результативности деятельности фирм – конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные параметры, требующие изучения [7]:

  1. Имидж фирмы.
  2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.
  3. Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется  путем опросов или сравнительных тестов).
  4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.
  5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.
  6. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующий возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР).
  7. Мощность производственной базы, характеризующей возможности  перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек).
  8. Стабильность финансово-экономического положения.
  9. Рыночная цена с учетом возможных скидок и наценок.
  10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.
  11. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей.
  12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.
  13. Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей).
  14. Уровень рекламной деятельности.
  15. Уровень послепродажного обслуживания.

         В данном вопроснике указаны только важнейшие направления  исследования деятельности фирм-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению эффективности маркетинговой  деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде таблице 1.1 
 
 

       Таблица 1.1 - Исследование конкурентоспособности фирмы в целом 

    критерий наше предприятие конкурент 1 конкурент 2 конкурент 3 конкурент 4 конкурент 5
    имидж фирмы            
    концепция продукта            
    качество  продуктов            
    рыночная  доля            
    рыночная  цена            
    предпро-дажная подготовка            
    уровень  послепро-дажного обслуживания            
    1 – позиция очень плохая; 2 - плохая; 3 - средняя; 4 - хорошая; 5 - отличная.

    Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все параметры  для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов. Если по строке «рыночная доля» проставлена оценка 1 для 1-го конкурента, то это означает, что именно рыночная доля является его слабой стороной. Если наоборот, оценка равняется 5 баллам, то данный параметр является его наиболее сильной стороной.            

               Далее балльные могут быть суммированы: 1) по отдельным факторам; 2) по всем факторам в целом, чтобы установить уровень конкурентоспособности каждого предприятия.

       Данные, необходимые для анализа,  должны собираться и обрабатываться  службой маркетинга, во взаимодействии  со службами сбыта, технологической  подготовки производства. Представители этих  структурных подразделений могут составлять экспертную группу. На основе их мнения могут выставляться балльные оценки по отдельным параметрам.

     В процессе анализа очень важно  дать развернутое смысловое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в таблице 1.1 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность.

     Оценка  возможностей фирмы позволяет построить  многоугольник конкурентоспособности (рисунок 1.3). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам.

     Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент  в состоянии улучшить свою деятельность.

     На  основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по все изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются  мероприятия по закреплению сильных  сторон и ликвидации слабых мест.

     Результаты  исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности. 
 

     Рисунок 1.3 - Многоугольник конкурентоспособности 

     Иногда  определяется интегральный показатель конкурентоспособности (хотя представляется, что сравнительный анализ по отдельным  показателям является гораздо более  полезным). В данном случае определяются следующие данные:

  • определяются веса показателей;
  • устанавливаются бальные оценки по каждому показателю для организации, проводящей исследования, и для ее конкурентов;
  • определяется интегральный показатель, характеризующий конкурентоспособность (продуктов, маркетинговой деятельности, организации в целом) организации – конкурентов.

   На  уровень конкурентоспособности  фирмы важнейшее воздействие  оказывают научно-технический уровень  и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

   Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемой им продукции повышается, что способствует увеличению его доли на рынке за счет других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей 

   .

      2  Анализ конкурентоспособности ООО «Хаб Тех Комплект» 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

         ООО «Хаб Тех Комплект», как юридическое лицо зарегистрировано в ИМНС РФ по налогам и сборам по Индустриальному району  г. Хабаровска  за основным государственным регистрационным номером 1032700460495 от 05.12.2003 года.

      Действует в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом “Об обществах с ограниченной ответственностью, Уставом Общества, утвержденным решением N-250 от 01.12.03 г. единственного Учредителя – ОАО “Хабаровскэнерго”

      Согласно  Устава, Общество является юридическим  лицом по законодательству РФ, является дочерним зависимым Обществом  ОАО  “Хабаровскэнерго”, имеет в собственности  имущество, учитываемое на самостоятельном балансе.

      Полное  наименование – Общество  с ограниченной ответственностью      “ Хаб Тех Комплект”

      Место нахождения Общества: Российская Федерация, 680006, г. Хабаровск, ул.     Урицкого, д. 23

      Контактные  телефоны: (4212) 55-66-50, (4212) 55-62-38; (4212) 55-64-86 (тел-факс),  Адрес электронной почты: prp@khaben.elektra.ru;

      Как предприятие, ООО «Хаб Тех Комплект» существует с 1975 года. Производственное ремонтное предприятие было создано 01.06.1975 года в системе ОАО «Хабаровскэнерго» В его состав вошли – ремонтные участки на электростанциях Хабаровского края.

      Производственно-ремонтное  предприятие было создано с целью  обеспечения и поддержания работоспособности  энергетического оборудования на электростанциях ОАО «Хабаровскэнерго» путем качественного и оперативного ремонтно-восстановительного обслуживания электростанций и тепловых сетей системы.

      Основной вид деятельности предприятия – ремонт основного и вспомогательного тепло- и электротехнического оборудования ТЭЦ,  электро- и тепловых сетей.

     В 1998 году предприятие, осуществляя деятельность в качестве обособленного подразделения ОАО «Хабаровскэнерго» перебазировалось на площади бывшего завода «Амурстроймаш».

      В 2001 году Производственно-ремонтное предприятие стало филиалом ОАО «Хабаровскэнерго». 

    Предприятие ремонтирует оборудование на электростанциях, выполняет ремонты в сетевых  предприятиях и заказы сторонних организаций, производит ремонт строительно-дорожных машин, изготавливает запасные части тепломеханического и другого оборудования, производит стальное, чугунное и цветное литье.

    «Хаб Тех Комплект» выполняет капитальные ремонты паровых и водогрейных котлов по типовой номенклатуре, в том числе с выполнением специализированных работ:

  • ремонт и замена трубчатых воздухоподогревателей;
  • полная или частичная замена любых поверхностей нагрева;
  • ремонт и замена трубопроводов всех категорий;
  • ремонт и замена тягодутьевых механизмов;
  • ремонт и замена пылегазовоздухопроводов;
  • ремонт арматуры и предохранительных устройств всех типов;
  • ремонт системы пылеприготовления;
  • монтаж любых металлоконструкций;

          Предприятие выполняет  капитальные ремонты турбин, а  также вспомогательного оборудования турбинных цехов, в том числе:

    • ремонт проточной части турбин;
    • расточка посадочных мест диафрагм;
    • ремонт подшипников скольжения с перезаливкой и последующей расточкой;
    • ремонт систем регулирования и защиты, а также систем парораспределения;
    • ремонт и замена подогревателей низкого и высокого давления питательной воды, подогревателей сетевой воды;
    • ремонт трубопроводов и запорной арматуры турбинного цеха;
    • ремонт насосов;
    • ремонт турбогенераторов.       

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия